Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 1
.№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации | ||
Лекции | Практические занятия | в интерактивной форме | |||||
Лидерство и руководство в организации | Во время семестра- оценка по 5-балльной системе, по итогам дисциплины – зачет | ||||||
Коммуникации и сотрудничество в организации | |||||||
Человек в организации и управление индивидуальным поведением | |||||||
Социальные группы в организации и управление групповым поведением | |||||||
зачет | - | ||||||
Всего часов | - | ||||||
Зачетные единицы |
Содержание дисциплины по темам
Тема 1. Лидерство и руководство в организации.
Понятие «руководство». Сущность и специфика управленческого труда. Компетенции современного руководителя: общекультурные и профессиональные. Современные функции, принципы и методы управления. Основы руководства в организации.
Власть: понятие, инструменты и источники. Делегирование полномочий: понятие и принципы. Управленческие позиции руководителя: предприниматель-владелец и администратор. Признаки сильной управленческой позиции.
Роли руководителя в организации (Т.Б. Шрамченко, Р.А. Фатхутдинов, Г.Минтцберг). Управленческие отношения в организации. Персонализованная и формализованная зоны управленческих отношений. Кризисы власти в бизнес-организациях. Объективные и субъективные причины кризисов.
Понятие и основы лидерства в организации. Основные теории лидерства: теории личностных качеств, поведенческие теории лидерства, ситуационный подход, теория харизматических качеств. Составляющие эффективного лидерства.
Тема 2. Коммуникации и сотрудничество в организации
Коммуникации в организации: сущность, функции и классификация. Межличностные коммуникации: особенности и факторы, формирующие их. Процесс коммуникаций: основные стадии и элементы. Вербальные и невербальные средства общения. Характеристики обратной связи. Коммуникационные барьеры: понятие и виды.
Коммуникационные сети: понятие, виды, условия построения и распространения. Организация коммуникативного пространства в организации. Характеристика «жесткой» и «мягкой» организации управления коммуникативным пространством.
Коммуникативное поведение руководителя в организации. Коммуникативное пространство руководителя. Типы руководителей по ориентации на общение с подчиненными. Типы личности по отношению к восприятию информации.
Способы вербального запуска управленческих решений и формы обращения к работникам. Организационные и регулятивные методы поведения в управленческой деятельности. Варианты организационного поведения. Поощрительные и наказательные санкции руководителя.
Сотрудничество: понятие и основные показатели. Эффективное сотрудничество. Психологические установки индивидуального сознания: ригористическая, конвенциалистская, функциональная, прагматическая, альтруистическая, новаторская.
Инновационные управленческие коммуникации. Поведенческие типы, участвующие в инновационном процессе.
Тема 3. Человек в организации и управление индивидуальным поведением
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «универсум», «работник» и их соотношение. Понятие «поведение работника». Типы работников в организации. Факторы, влияющие на поведение работника в организации: восприятие, ценностные ориентации и установки, способности, компетентность, мотивация, должностная инструкция, организационная культура и др.
Восприятие: понятие, законы и эффекты. Атрибуция и управление впечатлениями. Теории поведения человека в организации: теория типов, теория черт, психодинамические и психоаналитические теории, бихевиоризм, гуманизм, теории социального научения, ситуационизм, интеракционизм.
Ценности: понятие и классификация. Установки: понятие, состав и функции. Компетентность и компетенции. Жизненный цикл компетенций персонала. Разновидности поведения должностных лиц: обязательное, должное, желательное.
Варианты поведения в организациях: рамочное, внерамочное, пограничное, противовесное.
Мотивация: понятие и содержание. Потребность, мотив и интерес. Мотивационный процесс. Мотивационный механизм в организации. Основные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Типы мотивации. Мотивационные типы работников.
Стимулирование как способ управления трудовым поведением. Виды стимулов. Саморегулирование поведения работника. Факторы работоспособности личности.
Модели организационного поведения работников «сотрудничество - конфронтация». Организующие силы поведения: субординационные и координационные. Социокультурные отношения в организации: «мыши в норах» и «общий дом». Удовлетворенность трудом, вовлеченность в работу и приверженность организации.
Основное управленческое отношение. Управленческий закон. Типы отношений руководителя к работникам: инструментальное и ценностное. Полярные модели основного управленческого отношения. Стереотипы работающего человека: экономический, этический, функциональный, психологический.
Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, прессинговый, их основные характеристики. Стратегии поведения руководителей в зависимости от стереотипов восприятия работников. Карьера: понятие, состав. Виды карьеры. Жизненный цикл работника как объекта управления. Карьерный цикл. Управление карьерой работника.
Тема 4. Социальные группы в организации и управление групповым поведением
Социальные группы в организации: понятие, признаки и классификация. Причины создания и стадии развития групп в организации.
Внешние и внутренние факторы группового поведения. Факторы внутригруппового поведения: профессиональная сработанность и морально-психологическая сплоченность. Модели типов группового поведения: коллективизм и индивидуализм.
Типы социальных групп в организации: трудовой коллектив, рабочая группа, команда.
Процесс командообразования. Принципы и условия создания команд. Социальные роли в команде (Белбин). Элементы эффективности команды и резервы ее повышения. Психологические характеристики социальной группы: социально-психологический климат, нравственный климат, психологическая атмосфера.
Поведение в межгрупповой координации. Причины разбалансировки межгруппового поведения. Особенности, причины межгрупповых конфликтов и управление ими.