Какова роль социального контекста?

Ни в одном виде исследований роль контекста не является столь значимой как при качественном, так как смыслы и значения различаются в рамках разных контекстов. События описываются строго в определенных рамках: от конкретного социального пространства — места, где происходят изучаемые события, до локального — региональной специфики, а затем и генерального — социально-культурного и исторического фона.

Контекст структурирует первичное видение объекта, а также возможности его обобщенного анализа. Из этого следует, что любое исследование требует детального описания социальных «рамок»: группы, организации, социального института, данной культуры или общества определенного периода; временных рамок определенного процесса, пространственных рамок (социальное пространство); области социальных отношений и т. д.

Например, в биографическом интервью с Л. Мироновым (см. Приложение) рассказчик описывает свою профессиональную карьеру в научно-исследовательском институте. При описании этого жизненного эпизода первично определяют место события: конкретный научно-исследовательский институт со своей системой отношений как физическая точка в пространстве; затем локальные рамки: московская научная среда; далее — временные рамки: научная среда 70—начала 80-х годов и, наконец, советское общество того периода как фон, на котором разворачиваются события.

Именно контекст может стать ключом к пониманию смысла происшедшего для его участников, а также смысла отдельных фраз или слов, которые индивиды используют в своей речи. Исследователь должен учитывать и возможную многоаспектность контекстов и одновременное наложение сразу нескольких контекстов, включая контекст самого процесса исследования. О соотнесенности нескольких «рамок» анализа мы говорили в главе П. Возвращаясь к предложенному примеру с Мироновым: эпизод с научно-исследовательским институтом существует в нескольких пространственно-временных рамках (Москва, 70-е годы и т. д.), но кроме того он существует как эпизод в контексте общего течения жизни индивида или как эпизод его теперешнего (1995 год) рассказа о событиях прошлого, Которые определенным образом повлияли на его теперешнюю судьбу.

Поэтому для проникновения в социальный контекст надо помимо прочего выделить время для занятий в библиотеке — «знакомство с литературой о проблеме и предмете исследования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: