Функциональные структуры системы управления качеством

Философия подхода к качеству продукции определяет и место под­разделения по управлению качеством в структуре компании. Этот под­ход может быть локальным (А), комплексным (Б) и системным (В). Каждый из них имеет право на существование.

А. Центром управления качеством является производство.

В данном случае речь идет о простых контрольных операциях по со­блюдению технологических параметров на стадии производства (рис. 6,4). Вся забота и ответственность за планируемое качество продукции техно­логическими службами ложатся на производственных работников.

Б. Нентоами управления качеством являются функциональные службы.

При таком подходе управлением качества будут заниматься техноло­ги, конструкторы, маркетологи и другие. Улучшение качеством будет возложено на функциональные (технологические) службы. Они, как Правило, делают эту работу отдельно друг от друга. Возможно, в струк­туре компании будет и общий отдел по управлению качеством. Однако этот отдел имеет с технологическими отделами лишь функциональную связь, а не административную. Эффект конечно будет лучше, чем в пер­вом варианте, однако возможны и крупные несогласования (рис. 6.5).


Рис. 6.6. Место функции -«Управление качеством» в функциональной структуре управления компанией

В. Центром управления качеством является высший уровень административного управления компанией.

Такой вариант построения функции «Управление качеством» отно­сится к системному подходу. В данном случае качество станет полити­кой компании, которую обязательно нужно отразить в ее миссии.


Функция «Управление качеством» получает статус административной со всеми вытекающими из этого последствиями. Все управленческие, технологические и производственные структуры будут находиться в централизованном поле управления качеством (рис. 6.6).

На решение задачи построения структуры аппарата управления су­щественное влияние также оказывают следующие характеристики функций: актуальность, совместимость, насыщенность и гибкость., Актуальность функции определяется значительностью, современно­стью и важностью ее выполнения. Этот параметр влияет на состав ап­парата управления. Выделяют три уровня актуальности: высокий, сред­ний и низкий. Каждому уровню ставится в соответствие коэффициент актуальности «Ка». Так, высокая степень актуальности функции может потребовать расширения аппарата управления из-за необходимости дублирования отдельных процедур или операций, а низкая — сокраще­ния работников, занятых над ее реализацией.

Насыщенность функции (Нф) определяется отношением ее норма­тивной трудоемкости (Тн) к реальной (Тр).

Нф = (Тн/Тр)х 100% (4.5.1)

Соотношение 4.5.1 будет справедливо как для общих и конкретных функций управления, так и для процедур и операций. Насыщенность может меняться от 50 до 200% в зависимости от существующего уровня информационной среды, профессионализма персонала и др. Так, при высокой насыщенности аппарат управления может быть уменьшен.

Таблица 4.5.3. Параметры для формирования форм управленческих отношений.

Наименование параметров Формы управленческих отношений
«Линия» «Кольцо» «Колесо»
Профессионализм, авторитет руководителя: • высокий • средний   + –   – +   + –
Профессионализм сотрудников: • высокий • средний   – +   + –   – +
Тип организационных отношений: •линейный • функциональный   + –   – +   + +

Гибкость функции — это способность составляющих ее процедур пе­реключаться на новые связи без существенного увеличения трудоемкости их выполнения. Гибкость функции достигается за счет унификации


управленческих процессов, единого подхода к формированию связей между процедурами. Гибкость определяет динамизм ФСУ. Выделяют три уровня гибкости: высокий, средний и низкий. Каждому уровню гибкос­ти поставлен в соответствие коэффициент гибкости (Кг). Значения этих коэффициентов соответственно равны 2, 1 и 0.5. Для управления этим параметром необходимо осуществить следующие мероприятия:

• составить паспорт на каждую функцию (ЕСКФУ или ЕСОФУ);

• создать информационную базу паспортов функций для их коррек­тировки, выделения по заданному признаку (например, по одно­родности) и др.;

• создать математический аппарат для моделирования взаимодейст­вия функций, в т.ч. их переключений.

Судя по опубликованным работам, в таком объеме этими вопросами еще никто не занимается. Знание перечисленных параметров предотв­ратит накапливание несоответствий между функциональной и органи­зационной структурой управления до опасного уровня.

6.3. Схемы организационных структур управления

В зависимости от набора функций, типа организационных отноше­ний формируется организационная структура управления компанией (рис. 6.4, 6.5, 6.6, 6.7).

Рис. 6.4. Иерархическая структура (линейно-функциональные связи)

Структура применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.


Рис. 6.6. Матричная структура (линейные, функциональные и патронажные связи)

Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: ли­нейную (административную) — от непосредственного руководителя, Функциональную — от специалистов компании и патронажную — от привлеченных организаций, которые могут и не находиться в подчине­нии того же руководителя (например, это могут быть специалисты кон­сультационной фирмы или передовой организации). Матричная струк­тура применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, Информации, услуг и знаний.


Рис. 6.7. Продуктовая структура (линейныесвязи).

Структура имеет следующие достоинства:

• оперативность решений по обеспечению качества конкретного продукта;

• децентрализация производственных функций;

• оперативность решений нестандартных проблем.

Структура предполагает внеофисное размещение подразделений. Основными критериями размещения являются:

• наличие местной дешевой и профессиональной рабочей силы;

• удобные источники сырья;

• близость рынков сбыта;

• характер налогообложения.

Рекламные организации могут быть структурным подразделением крупной компании или самостоятельной организацией, например, рекламным агентством, фирмой и т. д.

Кроме общих для любой компании подразделений рекламные агент­ства имеют креативные, производственные и медиабаинговые подразделения. Наличие всех перечисленных подразделений образует агентст­во полного цикла (рис. 6.9). Однако имеются рекламные агентство преимущественно одного направления, например, креативные агентст­ва, производственные и медиабаинговые.

Рис. 6.9. Типовой состав рекламного агентства

Сотрудники креативных подразделений (дизайнеры, менеджеры, креативный директор и др.) формируют и реализуют идеи рекламной кампании на базе результатов маркетинговых исследований.

Сотрудники производственных подразделений занимаются техно­логическими операциями производства рекламной продукции.

Сотрудники медиабаинговых подразделений занимаются оптовыми и розничными операциями по поиску мест и времени для показа рекла­мы как для себя, так и для других рекламных агентств.

Резюме

Конкретная функция управления — «Управление качеством» вклю­чает 11 этапов (подфункций). Каждый этап подразделяется на восемь общих функций: планирование, организация, координация, активиза­ция, контроль, стандартизация, сертификация и информирование. Каждая функция состоит из набора операций. Поэтому основной зада­чей системы управления качеством является достижения на каждой операции необходимых значений показателей качества, в т. ч.: адапти­руемости, безопасности, надежности, стабильности, технологичности, функциональности, экологичности.

Между руководителем и подчиненными, между руководителями, а также между подчиненными в отдельности существуют линейные, Функциональные и патронажные организационные отношения (связи). Линейные связи передают административные воздействия, функцио­нальные — технологические воздействия, а патронажные — консульти­рующие воздействия. Воздействия необходимы для выполнения функций производства и управления. Административные воздействия Реализуют выполнение административных функций, а функциональ­ные и патронажные — технологических. Так, среди восьми общих функций административными являются: организация, координация и Контроль. Технологическими являются: планирование, стандартизация, сертификация, активизация, информирование.

Существует набор принципов для формирования линейных, функцио­нальных, линейно-функциональных и патронажных структур управления.


Философия подхода к качеству продукции определяет и место под-, разделения по управлению качеством в структуре компании. Этот под­ход может быть локальным (А), комплексным (Б) и системным (В). Каждый из них имеет право на существование.

На решение задачи построения структуры аппарата управления су­щественное влияние также оказывают следующие характеристики функций: актуальность, совместимость, насыщенность и гибкость.

Актуальность функции определяется значительностью, современно­стью и важностью ее выполнения. Насыщенность функции определяет­ся отношением ее нормативной трудоемкости к реальной.

Гибкость функции — это способность составляющих ее процедур пе­реключаться на новые связи без существенного увеличения трудоемко­сти их выполнения.

В зависимости от набора функций, типа организационных отноше­ний формируется организационная структура управления компанией.

Иерархическая структура (линейно-функциональные связи) приме­нима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Штабная структура (линейные связи) имеет преимущества при не­обходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) в ключевых подразделениях компании.

Матричная структура (линейные, функциональные и патронажные свя­зи) предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: линейную (административную) — от непосредственного руководителя, функциональ­ную — от специалистов компании и патронажную — от привлеченных ор­ганизаций, которые могут и не находиться в подчинении того же руководи­теля (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная структура применяется при слож­ном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Продуктовая структура (линейные связи) имеет следующие достоинства:

• оперативность решений по обеспечению качества конкретного
продукта;

• децентрализация производственных функций;

• оперативность решений нестандартных проблем.
Виртуальная или партнерская структура управления (линейно-
функциональные связи) предполагает внеофисное размещение подразделений. Основными критериями размещения являются:

• наличие местной дешевой и профессиональной рабочей силы;

• удобные источники сырья;

• близость рынков сбыта;

• характер налогообложения.

Рекламные организации могут быть структурным подразделением крупной компании или самостоятельной организацией, например, рек­ламным агентством, фирмой и т.д.


Кроме общих для любой компании подразделений рекламные агентства имеют креативные, производственные и медиабаинговые подразделения. Наличие всех перечисленных подразделений образует агентство полного цикла. Однако имеются рекламные агентства пре­имущественно одного направления, например, креативные агентства, производственные и медиабаинговые.

Сотрудники креативных подразделений (дизайнеры, менеджеры, креативный директор и др.) формируют и реализуют идеи рекламной кампании на базе результатов маркетинговых исследований. Сотрудни­ки производственных подразделений занимаются технологическими операциями производства рекламной продукции. Сотрудники медиа-баинговых подразделений занимаются оптовыми и розничными опера­циями по поиску мест и времени для показа рекламы как для себя, так и для других рекламных агентств.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы (подфункции) включает конкретная функция управления — «Управление качеством»?

2. Приведите развернутое определение характеристикам функций: актуальности, совместимости, насыщенности и гибкости.

3. Какие особенности имеют линейные связи в системе коммуникаций

компании?

4. Какие особенности имеют функциональные связи?

5. В чем заключаются особенности иерархической структуры управления?

6. Каковы условия эффективной работы матричной структуры управления?

7. В чем заключаются особенности штабной структуры управления?

8. Каковы условия эффективной работы виртуальной структуры управления?

9. Какова структура рекламного агентства полного цикла?

10. Каковы функции медиабаинговых подразделений рекламных агентств?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: