Операции по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине

(Из Справочника «НАТО от А до Я»)

НАТО провела свою первую в истории операцию по кризисному регулированию в Боснии и Герцеговине. Силы по выполнению мирного соглашения (ИФОР) под руководством НАТО были развернуты в декабре 1995 г. для реализации военных аспектов Дейтонского мирного соглашения. Год спустя им на смену пришли Силы по стабилизации (СФОР), действовавшие под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине. СФОР помогали поддерживать безопасную обстановку и содействовать восстановлению страны после войны 1992-1995 гг.

Ввиду улучшения обстановки как в самой Боснии и Герцеговине, так и в регионе в целом, в декабре 2004 г. Североатлантический союз завершил операцию СФОР, и дальнейшие обязанности по стабилизации взял на себя Евросоюз (ЕС).

В соответствии с договоренностями «Берлин плюс» между НАТО и ЕС, НАТО оказывает поддержку в планировании, тыловом обеспечении и управлении операцией «Алтея», которая проводится под руководством Евросоюза.

В стране также продолжает работать военный штаб НАТО в Сараево. Он отвечает за ряд конкретных задач, связанных, в частности, с оказанием содействия правительству в проведении реформы оборонных структур, контртеррористической деятельностью и задержанием лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений. Став в декабре 2006 года страной-партнером НАТО, Босния и Герцеговина уделяет особое внимание осуществлению демократической, институциональной и оборонной реформы, а также развитию практического сотрудничества в других областях.

Цели и создание ИФОР и СФОР.

Силы по выполнению мирного соглашения (ИФОР) были развернуты в Боснии и Герцеговине в декабре 1995 года в соответствии с мандатом сроком на один год.

ИФОР действовали в рамках Главы VII Устава ООН, и их полномочия вытекали из резолюции СБ ООН 1031 от 15 декабря 1995 г. Это наделяло их мандатом не только на поддержание мира, но и, при необходимости, на принуждение к миру. В сущности, ИФОР являлась операцией по принуждению к миру, хотя чаще всего ее называли операцией по поддержанию мира. То же самое относится к СФОР.

ИФОР предназначались для наблюдения за реализацией военных аспектов Дейтонского мирного соглашения, положившего конец войне в Боснии. Основная задача, поставленная перед силами ИФОР, заключалась в обеспечении гарантий завершения боевых действий и разделении вооруженных сил Федерации Боснии и Герцеговины с одной стороны и Республики Сербской с другой.

Силы ИФОР осуществляли наблюдение за передачей территории между Федерацией Боснии и Герцеговины и Республикой Сербской, демаркацией границ между данными образованиями, а также выводом тяжелого оружия в специальные районы, предусмотренные для его хранения.

По мере улучшения обстановки на местах силы ИФОР начали предоставлять поддержку организациям, участвующим в наблюдении за реализацией гражданских аспектов Дейтонского мирного соглашения, в том числе Управлению Высокого представителя, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации Объединенных Наций.

Задачи, стоявшие перед силами ИФОР, были практически завершены к выборам, состоявшимся в сентябре 1996 г. Поскольку ситуация по-прежнему оставалась потенциально нестабильной и в гражданской области еще предстояло многое сделать, в декабре 1996 г. НАТО согласилась развернуть новые Силы по стабилизации (СФОР).

Силы по стабилизации (CФОР) действовали в рамках Главы VII Устава ООН, и их полномочия вытекали из резолюции СБ ООН 1088 от 12 декабря 1996 года. Как и в случае ИФОР, речь шла об операции по принуждению к миру, хотя чаще всего ее называли операцией по поддержанию мира.

Основная задача, стоявшая перед силами СФОР, заключалась в создании безопасных условий для гражданского и политического восстановления страны.

В частности, контингент СФОР отвечал за сдерживание и предотвращение новых боевых действий, создание благоприятных условий для дальнейшего развития мирного процесса, а также предоставление поддержки гражданским организациям, участвующим в данном процессе, на избирательной основе и с учетом доступных сил и средств.

Деятельность СФОР включала в себя целый спектр различных задач – от патрулирования и обеспечения безопасности в районе, поддержки оборонной реформы и наблюдения за проведением разминирования, до ареста лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений, и оказания содействия в возвращении беженцев и перемещенных лиц в родные дома.

Силы СФОР осуществляли регулярное патрулирование территории Боснии и Герцеговины в целях обеспечения условий безопасности. Многонациональные специализированные подразделения были развернуты для ликвидации беспорядков.

Силы СФОР также осуществляли сбор и уничтожение незарегистрированного оружия и боеприпасов среди гражданского населения в целях улучшения общих условий безопасности населения и укрепления доверия к мирному процессу.

Наряду с другими организациями силы СФОР принимали участие в процессе разминирования в Боснии и Герцеговине. Контингент НАТО самостоятельно провел несколько операций по ликвидации мин и оказал содействие в создании учебных центров по разминированию в городах Баня-Лука, Мостар и Травник. Силы СФОР также предоставили помощь в создании центра подготовки поисковых собак в городе Бихач.

Более того, Многонациональные специализированные подразделения (МСП) в составе СФОР оказывали содействие Полицейской миссии ЕС (ПМЕС), отвечавшей за предоставление властям Боснии помощи в подготовке местных полицейских сил в соответствии с самыми строгими европейскими и международными требованиями. Миссия ЕС проводила мониторинг, инструктаж и инспекции управленческого и оперативного потенциала боснийских полицейских формирований.

Ключевым аспектом работы СФОР в Боснии и Герцеговине являлась реформа оборонных структур страны, которая на момент завершения боевых действий оказалась разделенной на три противоборствующие этнические группы. В рамках работы Комиссии по оборонной реформе СФОР и НАТО оказывали Боснии и Герцеговине содействие в создании единой структуры командования и управления и разработке объединенной доктрины и стандартов в области учебной подготовки и оснащения вооруженных сил, совместимых с нормами НАТО и программы Партнерство ради мира (ПРМ). Военный штаб НАТО в Сараево играет ведущую роль в деятельности Комиссии по оборонной реформе и продолжает работу по оборонной реформе в Боснии и Герцеговине.

Несмотря на то, что официально ответственность за задержание лиц, обвиняемых в военных преступлениях, возлагалась на власти Боснии и Герцеговины, силы НАТО играли существенную роль в осуществлении большинства арестов. В целом благодаря усилиям СФОР 39 лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений, оказались на скамье подсудимых в Международном Трибунале по бывшей Югославии в Гааге (МТБЮ). СФОР также обеспечивали безопасность и оказывали содействие в организации работы следственных групп МТБЮ, а также осуществляли наблюдение и патрулирование территории в районе предполагаемого расположения массовых захоронений. В рамках работы военного штаба в Сараево НАТО продолжает уделять первоочередное внимание усилиям по передаче находящихся на свободе военных преступников в руки правосудия.

Помимо содействия другим организациям, работающим по линии восстановления Боснии и Герцеговины, силы СФОР также организовали собственные проекты военно-гражданского сотрудничества в таких областях, как проектирование зданий и сооружений и транспортной инфраструктуры. Силы СФОР принимали участие в обеспечении технического обслуживания и ремонта дорог и железнодорожных путей совместно с местными властями и другими международными организациями. Эта работа внесла важный вклад в обеспечение свободы передвижения на территории Боснии и Герцеговины.

На встрече в верхах в Стамбуле в июне 2004 г. руководители стран НАТО приняли решение завершить операцию СФОР к концу года в силу улучшения условий безопасности в Боснии и Герцеговине, а также в регионе в целом.

Миссия СФОР официально завершилась 2 декабря 2004 г. Вместо СФОР в Боснии и Герцеговине были развернуты силы под руководством ЕС в рамках операции под названием «Алтея». В рамках пакета соглашений «Берлин плюс» НАТО оказывает содействие в планировании, тыловом обеспечении и управлении миссией ЕС. Данный пакет соглашений определяет общие рамки сотрудничества между НАТО и ЕС.

Первоочередная роль этой Военной и консультативной миссии связи НАТО (штаб НАТО в Сараево) заключается в оказании содействия Боснии и Герцеговине в проведении оборонной реформы. Она также призвана помочь стране выполнять требования, связанные с ее участием в программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ).

Штаб НАТО в Сараево отвечает также за выполнение ряда оперативных задач, а именно контртеррористическую деятельность и охранение контингента, помощь МТБЮ с задержанием лиц, обвиняемых в совершении военных преступлений, и обмен разведданных с Евросоюзом. В целом штаб НАТО в Сараево дополняет миссию Евросоюза благодаря своим конкретным умениям и навыкам.

36 стран-членов и партнеров НАТО предоставили свои силы для осуществления данных операций. Кроме того, на разных этапах в операциях принимали участие военнослужащие из Австралии, Аргентины, Малайзии, Новой Зеландии и Чили – пяти стран, не являющихся ни членами, ни партнерами НАТО.

Численность сил ИФОР составляла 60 тыс. военнослужащих, когда они были развернуты в соответствии с мандатом сроком на один год.

Изначально в состав сил СФОР входили 31 тыс. военнослужащих. В начале 2001 г. численность контингента была сокращена до 19 тыс., и в начале 2002 г. было принято решение сократить его до 12 тыс. к концу 2002 г. К 2004 г. в нем насчитывалось 7 тыс. военнослужащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: