Понятие и технология контент-анализа

Контент-анализ начинается с выделения еди­ниц анализа, в качестве которых могут выступать: о понятия, выраженные в словах и отдельных терминах: из об­ласти экономики (например, интенсификация, НТП, методы хозяйствования, управление и самоуправление и т.д.), из об­ласти политики (демократия, плюрализм, партия и т.п.); из об­ласти нравственности (долг, добро, зло, справедливость и проч.);

- тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.д.;

- имена исторических деятелей, политиков, ученых, деятелей искусства и др.;

- общественное событие, официальный документ, факт, слу­чай и т.п., которые несут специфическую смысловую нагруз­ку и могут быть приняты за единицу анализа. Единицы ана­лиза выделяются на основе содержания гипотез исследова­ния.

Далее выделяются единицы счета, в качестве которых могут выступать: слова, словосочетания, абзацы, квадратные санти­метры и т.д., и осуществляются подсчет указанных единиц и сравнение анализируемых материалов.

Рассмотрим схему проведения контент-анализа на конкретном при­мере.

Единица анализа — международная жизнь.

По каждой зарубежной стране материалы рассматриваются с точки зрения: объема, частоты, содержания, знака информации, типа мате­риалов.

Объем информации фиксируется двумя единицами: числом строк текста и удельным весом информации поданной стране в общем объе­ме газетного текста.

Частота информации определяется частотой упоминания данной страны в тексте.

Содержание информации группируется в таких смысловых единицах, как промышленность, транспорт, связь, культура и т.д. Знак информации определяется как «положительное», «отрицатель­ное», «сбалансированное», «нейтральное» отношение и соответствен­но кодируется как +, —, +/—, 0.

По типу и характеру информация подразделяется на факто­графическую из неопределенного источника, комментатор­скую, комментаторскую без указания автора, художественно фактографическую с указанием автора, общетеоретическую и т.п.

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующим способом.

Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго плюс допол­нительные, ранее не встречавшиеся в тексте, из третьего — те же, что и из первых двух, плюс дополнительные и т.д. Если пос­ле изучения 2—5 текстов не встречаются новые смысловые еди­ницы, можно считать, что поле исчерпано.

Для повышения надежности контент-анализа привлекают экспертов, которые осуществляют контроль за обоснован­ностью содержания смысловых единиц, а также дополняют данные контент-анализа данными опроса.

Устойчивость данных определяется путем кодирования од­ного текста разными кодировщиками на основе одной инст­рукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: