Методы сбора информации

В социологической литературе рассматривают­ся несколько принципиальных классов методов сбора первич­ных эмпирических данных.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респонден­том. По содержанию различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов, сужде­ний. По технике проведения интервью разделяются свобод­ные, нестандартизованные и формализованные.

С помощью опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям. Чтобы минимизи­ровать искажение данных, любую разновидность опросных методов реализуют в сжатые сроки, так как к концу опроса мо­гут измениться внешние обстоятельства.

Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и рес­пондентом, создают преимущества для получения информации, мало доступной при анкетном опросе. На качество интервью влияют собственные проблемы: воздействие интервьюера на респондента (стереотипность восприятия опрашиваемого, темп речи интервьюера, возраст и пол участников разговора); обстановка, в которой происходит беседа, и т.д.

Анализ документов — изучение документальных источни­ков, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета.

При изучении СМИ используются следующие формы:

- клиппинг — копирование статей в прессе по классификатору (с указанием источника и времени выхода);

- мониторинг — дайджестирование по определенной проблемати­ке материалов прессы в режиме синтез-аннотация (с указанием источника и времени выхода). При этом отобранный клиппингом материал группируют по классификатору, разработанному совместно с заказчиком (указывают название статьи, источник и время выхода), а основное содержание представляют в виде «син­теза» — главной мысли статьи, которая передается в одной-двух фразах, и «аннотации» — более подробного пересказа содержа­ния материала. «Синтезы» программно группируются в начале мониторинга и могут в краткой форме отражать его содержание. На основании материалов мониторинга в ряде случаев готовится информационный бюллетень для распространения внутри ком­пании и среди ее контрагентов и клиентов. Этот бюллетень рас­крывает наиболее интересные стороны деятельности компании и является основой для создания системы информирования;

- транскрибирование электронных СМИ (расшифровка теле- и радиоэфира на бумажных носителях, оформляется по анало­гии с мониторингом);

- анализ организационной документации (исследования архива, речи исполнительных директоров, выдержки из новостей и пи­сем работников в газеты, отчеты, другая информация);

- контент-анализ часто применяется по отношению к письмам и телефонным звонкам, которые представляют собой индикатор реакции общественности на политику организации и предо­ставляемые ею услуги.[ См.: Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Гл. IV. Разд. Приемы качественно-количественного анализа доку­ментов. М, 2003.]

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный по­рядок, содержание и форму вопросов, ясное указание спосо­бов ответов, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Блиц-опросы или экспресс-опросы применяются в исследованиях общественного мнения по по­воду конкретного события или лица. Они содержат всего 3— 4 пункта основной информации и несколько пунктов, связан­ных с характеристиками опрашиваемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: