_____________________________________________________________
Как любая наука, коммуникативистика и социология массовых коммуникаций не возникают как Deus ex machina1, но имеют достаточно долгий период латентного существования, прежде чем становится возможным говорить об их собственном автономном существовании. Этот период постепенного накопления знаний можно условно обозначить как протокоммуникативистика2 — совокупность экономических, социальных и психологических идей, все более полно отражавших реалии общественной жизни начиная с 18 столетия и создавших тот когнитивный фундамент, на котором возникает изучаемая нами дисциплина.
А 1 4. I
Протокоммуникативистика —
от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
Периодом формирования современных представлений о коммуникации как интегрирующем факторе человеческого общества является 18 столетие — именно тогда складываются основные индустриальные (технические) системы коммуникации и обретает значение принцип
1 Deus ex machina (лат.) — букв, бог из машины — развязка путем непредви
денного обстоятельства (в античной трагедии драматический прием: благодаря
вмешательству божества, появляющегося на сцене при помощи механического
приспособления). Ныне выражение употребляется в значении неожиданного раз
решения ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий.
|
|
2 Прото... (греч. protos — первый) часть сложных слов, обозначающая пер
вичный, первоначальный.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
свободной торговли, а также возникают основные теоретические системы социологии как науки.
Понятие коммуникации в то время выводилось из сформировавшейся в конце 18 столетия идеи общества как организма, представляющего собой целое, все органы которого связаны между собой, выполняя заранее предопределенные функции, и относилось прежде всего к физическим средствам сообщения (и общения) — сетям разного рода (реки, каналы, морские перевозки, дороги), которые считались центральным элементом прогресса. Первым теоретическим шагом в этом направлении явилось представление о «разделении труда», сформулированное как научная гипотеза великим английским экономистом и моральным философом Адамом Смитом (1723—1790). Необходимой предпосылкой всякого разделения труда является коммуникация, позволяющая организовать коллективный труд и, тем самым, структурировать экономическую активность. В «коммерческом космополисе», каковым является капитализм, разделение труда и средства сообщения являются необходимым условием развития.
Во Франции школой физиократов была провозглашена формула «laisser-faire, laisser-passe»1, ставшая лозунгом либерализма XIX в. Свобода торговли — великая творческая сила. Либерализация потоков товаров и труда требует создания и поддержания средств коммуникации, к которым относятся, кроме традиционных путей сообщения, и новые, в частности газеты и телеграф. (Герой А. Дюма граф Монте-Кристо, очевидно, был знаком с учением физиократов и его практическим применением, разорив своего врага барона Данглара именно с помощью телеграфа — одного из новых, изобретенного Клодом Шанэ в военных целях, средств коммуникации, использование
|
|
1 Laisser-faire (фр.) — предоставление кому-либо свободы, не связывая опекой или руководством. Само выражение принадлежит французу Ж. Г. Гурне (1712— 1759), впервые применившему его в 1758 г. Обычно употребляется как двойное сочетание laisser-faire, laissez-passer, букв, означающее «позволяйте делать (кто что хочет), позволяйте идти (куда кто хочет)». Это основной тезис физиократов (греч. physis — природа + kratos — власть) — французских экономистов 2-й пол. XVIII в. (основатель Ф. Кенэ), считавших землю и земледельческий труд основными источниками богатства страны и требовавших невмешательства со стороны государства в экономические отношения.
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
которого началось в 1793 г.). Это исходная точка продолжавшейся в течение всего XIX в. своего рода коммуникационной революции, когда возникают фотография, граммофон, а венцом столетия становится изобретение братьев Люмьер — синематограф, явившийся частью новой промышленной революции.
Идеи разделения труда и свободы торговли легли в основу английской классической политэкономии, в частности учения Дж. Стюарта Милля, бывшего, как неоднократно отмечалось позже, предшественником «кибернетической модели материальных потоков с обратной связью в виде денежных потоков как информации». Представления о коммуникативной и информационной роли денег как символического средства коммуникации развивалось впоследствии социологами Георгом Зиммелем (1858-1918) в работе «Философия денег» (1900)' и Толкоттом Парсонсом2.
В начале XIX в. возникают и первые системы социологии, в которых представления о коммуникации как необходимом условии существования и развития общества получили дальнейшее развитие. Так, один из первых представителей утопического социализма граф Анри де Сен-Симон (1760— 1825) рассматривал общество как органическую систему, представляющую собой совокупность семей, и одновременно индустриальную систему, в первую очередь систему коммуникационных сетей и финансовых путей сообщения и производства. Циркуляцию денег в обществе он уподоблял циркуляции крови в организме, наполняющей общество жизнью и вносящей единообразие во все «отделы» общественного организма.
Создатель философии позитивизма и изобретатель слова «социология» Огюст Конт (1798—1857), бывший секретарь Сен-Симона, сформулировал теорию трех стадий человеческого мышления — теологической, метафизической и позитивной, которым соответствуют стадии исторического развития общества — примитивная, промежу-
1 Перевод части этой работы на русский язык: Зиммель Г. Философия денег
(фрагмент) // Теория общества: сб. / сост. А.Ф. Филиппов. М.: Канон-Пресс-Ц;
Кучково Поле, 1999.
2 Parsons Т. Social Structure and the Symbolic Media of Interchange //
Approaches to the Study of Social Structure / ed. by P. Blau. N. Y: 1975. P. 94-120.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
точная и научная. Последняя есть вершина прогресса, где все большую роль приобретает позитивизм1 и соответственно возрастает роль позитивной коммуникации.
Во второй половине XIX в. идеи социальной физиологии, где коммуникация понималась как условие органического развития, формулируют знаменитый в то время философ Герберт Спенсер, железнодорожный инженер по образованию, и автор «Происхождения видов» Чарлз Дарвин (1809—1882). Последний исходил из гипотезы о преемственности между биологическим и социальным порядком: процесс эволюции организмов и становление разделения труда гомологичны2 — и в одном, и в другом случае наблюдается развитие от гомогенного3 к гетерогенному, от простого к сложному, от концентрации к дифференциации. Общество возникает органически и представляет собой организм, т.е. совокупность связанных между собой специализированных частей. При этом средства коммуникации — дороги, каналы, железные дороги, телеграф — воспринимались как эквивалент нервной системы общества, делающей возможным взаимодействие разных его элементов, прежде всего центра и периферии. Отсюда проистекало и представление о роли массовой информации, хотя, отметим, самого этого понятия еще не существовало, как не существовало и понятия массового общества, о котором речь пойдет ниже. Однако представление о необходимости свободной прессы как рупора общества и источника формирования общественного мнения, создающего условия для нормального функционирования общества в качестве целостного организма уже сложилось, обретя свое практическое выражение в процессах формирования общественности, что было показано в гл. 2.
|
|
Дальнейшее развитие идей протокоммуникативистики в XIX в. связано с возникновением и становлением массового общества, широкомасштабные процессы в котором (в частности рост миграции, населения, преступности и т.п.) порождали необходимость новых си-
1 Позитивизм (отлат. positivus — положительный) — учение о роли специаль
ных наук, являющихся источником истинного знания, которые ограничиваются
описанием и систематизацией фактов, не претендуя на объяснение их природы.
2 От греч. homologos — соответственный, подобный.
3 Греч, homogenes — общий, равный, соответствует в рус. яз. «однородный»
в противоположность geterogenes — другой, неоднородный.
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
|
|
стем контроля и координации деятельности всех ветвей власти. Начинает формироваться количественный подход к изучению общества, делаются попытки измерения происходящих в нем процессов, что означало отказ от понимания его как организма и иной подход к принципам его изучения. Начало этому процессу положил бельгийский биолог, астроном и математик Адольф Кетле (1796—1874) — основатель новой науки социального измерения, которую он назвал социальной физикой. Именно А. Кетле является основоположником социальной статистики1 и демографии.
Заслугой Кетле является создание нового предмета исследования — социального индивидуума, который ранее, при рассмотрении общества как организма, вообще не попадал в поле зрения исследователей. Главной «единицей» измерения был для него «средний человек», по состоянию которого можно было рассчитывать социальные патологии, кризисы, неравновесие социального порядка и т.д. На основе составленных Кетле таблиц смертности и таблиц противозаконных действий (именовавшихся в тот период «моральной статистикой») он пытался выделить показатели преступности в зависимости от пола, возраста, климатических и социальных условий с целью обнаружения законов «морального порядка», выполняющих в обществе ту же роль, что в природе выполняют физические законы.
Примерно через полвека на заложенной А. Кетле основе возникает криминология, базирующаяся на измерении человеческих качеств.
Основателем «антропометрии», нашедшей широкое распространение в деятельности органов следствия в XIX в., стал француз Луи Бертильон, чье имя получил метод классификации преступников «бертильонаж». Позже возникает особая дисциплина — криминальная антропология, создателем которой был итальянец Чезаре Ломброзо, а также биометрия и евгеника англичанина сэра Фрэнсиса Гальтона. Все эти исследователи пытались идентифицировать индивидов по их склонностям (предрасположенности) к преступлению, которая проявлялась в особом наборе внешних черт, а разработанными ими методиками пользовались судьи, судебные медики, полиция. (В классических детективах XIX и начала XX вв. мы постоянно сталкиваемся с этими именами.)
Эти исследования базировались на подходе социальной патологии, фундаментом которого была «органицистская» теория общественного организма, т.е.
1 Статистика (отлат. status— состояние) — 1) количественный учет массовых явлений; 2) наука, изучающая количественные показатели изменений в обществе.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
общество рассматривалось как аналог живого организма; отклонения от нормального его функционирования — социальные патологии или болезни, источник которых лежит во «врожденной» неспособности отдельных людей к «нормальному» поведению. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Чезаре Ломброзо, а 1876 г., когда была опубликована его книга «Преступный человек», считается отправной точкой патологического осмысления девиантности'. Идея Ломброзо заключается в том, что существует так называемый преступный тип людей — преступников от рождения.
Как врач, производивший вскрытие трупов, Ломброзо во время патолого-анатомического исследования тела преступника, известного своими разбойными нападениями, обнаружил ярко выраженное сходство строения его черепа с черепом низших обезьян, т.е. атавизм2. Он предположил, что этот тип людей не способен следовать требованиям цивилизованной жизни в силу врожденной предрасположенности к совершению преступлений. В целях проверки своей гипотезы он провел серию сравнительных измерений строений тела 400 заключенных и группы солдат, в результате которых были зафиксированы такие признаки, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, большие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непропорционально длинные руки и т.д. У 43% заключенных имелось пять и более атавистических признаков и только у 11 % солдат было найдено по четыре (по некоторым данным до трех) таких признаков, что позволило считать преступное поведение, по крайней мере тех людей, кто имеет определенные атавистические характеристики, биологически обусловленным3.
В конце XIX в. теория «врожденной преступности» была весьма влиятельна и распространена, но более поздние масштабные исследования показали отсутствие физических различий между преступниками и не-преступниками, и от нее в конце концов отказались, хотя уже в XX в. предпринимались неоднократные попытки возродить ее на новых основаниях, используя открытия генетики (особый набор «преступных» хромосом). С социологической точки зрения, преступность — социальная категория, содержание которой меняется в ходе развития общества: то, что считается преступлением в одном обществе в определенный исторический период, оценивается иначе в другом обществе и в иное время (это относится даже к убийству), поэтому поиск чисто биологических объяснений этого социально изменчивого феномена некорректен.
1 Девиантность (от лат. deviatio — отклонение) — отклонение; девиантное по
ведение — отклоняющееся поведение, в криминологии — причина преступности.
2 Атавизм (от лат. atavi — предки), или реверсия — появление у взрослых
организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков.
3 Описание исследований Ломброзо см.: Pfohl S. Images of Deviance and
Social Control: A Sociological History. N. Y., 1994. P. 104-106.
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
В тесной связи с этими исследованиями возникает и психология
толпы, ориентированная на изучения поведения человека в массе: во
Франции —ГюставЛебон (1841-1931) и ГабриельТард (1843-1904), в
Италии — Сципио Зигеле (1868— 1913), об идеях которых речь шла в гл.
1 в связи с понятиями «масса» и «массовое общество». Основной труд
С. Зигеле «Преступная толпа» был издан в Турине в 1891 г., где под пре
ступлениями толпы он понимал любого рода коллективное плебейс
кое насилие — от стачки до массового восстания. В каждой толпе есть
ведущие и ведомые, гипнотизеры и гипнотизируемые, которые пользу
ются силой внушения. Новой формой внушения является, по Зигеле,
пресса (если в первом издании она упоминается вскользь, то во вто
ром, вышедшем через 10 лет [1901], ее воздействие обсуждается доста
точно широко). Журналистов, особенно тех, кто освещают преступле
ния и судебные процессы над преступниками, Зигеле уподобляет гон
чарам, а их читателей — сырой глине, которой они придают желаемую
форму. Согласно Зигеле, внушение и галлюционирование превращают
индивида в толпе в автомат или лунатика (зомби в современной терми
нологии). Похожим образом анализирует поведение человеческих мно
жеств в «Психологии толпы» (1895)
Г. Лебон, чьи идеи настолько совпадали с положениями С. Зигеле, что
его даже обвинили в плагиате.
Г. Лебон и Г. Тард создали классический вариант социально-психологического подхода к исследованию и объяснению особенностей «массы». Главная их заслуга состоит в научном описании и характеристике феномена «толпы» — своеобразной первичной, «элементарной» формы социальной массы, — в выявлении «законов толпы» («духовного единства толпы») и механизмов политического лидерства (о чем подробнее речь пойдет в гл. 5). Их наблюдения, что жизнь человека среди больших скоплений людей протекает по особым законам, знание которых позволяет обращаться с «наличной массой» с необходимой осторожностью, можно передать так: в социальных общностях, связанных с «непосредственным» взаимодействием людей, поведение последних определяется не столько сознанием, сколько эмоционально-психическими, бессознательными и однотипными сопереживаниями. Эти переживания приводят толпу как «игрище всех внешних возбуждений» в состояние гнева, пребывая в нем, она «рабски поко-
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
ряется импульсам, которые получает»1 и «требует голов и голов»2. Пережив период возбуждения, удовлетворив свою жажду действия, толпа превращается в бессознательный автомат, повинующийся внушениям3, в орудие лидера-демагога (как пишет Лебон, следуя инстинкту поиска себе подобных, толпа идет за «химерическими и поверхностными умами»4), причем под действием обстоятельств дух толпы может охватывать и целые народы5.
Лебон вводит понятие «душа толпы», подразумевая под ним коллективное психическое состояние ее членов; она тождественна душе примитивного человека, в ней преобладает эмоциональное, женское начало и сосуществуют легковерие и некритичность, жажда иллюзий, преклонение перед силой и деспотизм, догматизм и нетерпимость к инакомыслию.
Лебон фактически отождествлял толпу и массу с «народными классами», что вело к весьма неутешительным выводам: будучи лишь орудием в руках безответственных политических шарлатанов, толпа («массы») играет деструктивную роль в социальной жизни, но перспектива одна — наступающий XX в. будет «эрой толпы».
Значительно оптимистичнее смотрит в будущее Г. Тард, предложивший для научного оборота понятие «публика», сделав важное заключение: «Век толп уже в прошлом, наступает эра публики». В этих двух понятиях Тард фиксирует разные степени и формы взаимодействия людей: непосредственного, физического («толпа») и опосредованного, не требующего физического контакта («публика»). Толпой, по Тарду, может быть как случайное, гетерогенное, так и неорганизованное, но социально гомогенное образование, однако это всегда «аморфная группа», пребывающая в различных состояниях: выжидающая, внимающая, манифестирующая или действующая.
Если толпа является древнейшим социальным явлением, возникающим при физическом контакте и представляющим собой ре-
1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 167.
2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.
3 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 269.
4 Он же. Психология социализма//Литературное обозрение, 1991, №6. С 83.
5 Он же. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 157.
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
зультат физического заражения, то публика или публики1 — продукт долгой истории становления человеческого общества. Связь, объединяющая отдельных индивидов в публику, — умственная или, говоря современным языком, коммуникативная, обусловленная в первую очередь распространением знаний. Поэтому публика в ее современном понимании возникает только с появлением первого массового коммуникативного средства — книгопечатания, а потому она умнее и просвещеннее толпы, более терпима, а ее действия гораздо плодотворнее: «Толпа в гневе требует голов и голов. Деятельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращается к идеалу реформ и утопий, как к идеям остракизма, преследования и грабежа»2. Реально воздействовать на общественную жизнь публика во Франции начинает значительно позже, заявляя о себе в эпоху Людовика XIV. Зарождение собственно политической публики, довольно быстро вбирающей в себя все другие ее виды —литературную, философскую и т.п., относится ко второй половине XVIII в., а ее утверждение как ведущей формы выражения общественных интересов приходится на период Великой французской революции 1789—1793 гг., которая, собственно, и породила журналистику как особую форму профессиональной деятельности (вспомним аналогичную роль английских клубов). Соединение индивидов в публику, по мнению Тарда, осуществляется через особое духовно-психологическое образование — общественное мнение, а человек, оказывающий в силу своих профессиональных занятий влияние на это мнение или даже формирующий его, становится центральной фигурой политического процесса. Это, по Тарду, журналисты — публицисты, превращающиеся в центральные фигуры политического процесса и способные выполнять некоторые функции психологического воздействия, обычно присущие вожакам толпы. Несмотря на «просвещенность» публики, у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнения требуют, чтобы всё им уступало, «даже истина»; как и толпу, публику значительно быстрее и легче объединить на «негативе»: открыть для нее
1 От лат. publicum — общественный.
2 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 118.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
новый крупный объект ненависти — одно из верных средств попасть в «короли журнализма»1.
Человек, по Тарду, в каждый момент времени может принадлежать только одной толпе, но быть частью разных публик. Если толпа сравнительно быстро распадается, а составляющие ее люди как бы приходят «в себя», возвращая утраченные в ней индивидуальные качества, то публика существует значительно дольше, а принадлежность к ней становится постоянным индивидуальным свойством. Многие выявленные Тардом более ста лет назад особенности психологии массового воздействия сохраняют свою значимость и поныне. Таковы, в частности, его идеи о том, что однотипное потребление знаний (информации) уже само по себе создает социальную и психологическую связь, независимо от классовых интересов и происхождения (так формируется публика), а также анализ нового для того времени типа включенности в политический процесс — человека одной газеты. Весьма важен сделанный Тардом вывод о роли основного способа массовой коммуникации — «задавать» определенную направленность сознания. Так, существует связь между космополитическим мышлением XVIII в. и культурно-психологическим «перевесом» книги над газетой: книга по своей природе предназначена для выражения общих идей, сохраняющих свою значимость длительное время. XIX в. — век газет, ориентированных на сиюминутные текущие события, важные именно для граждан данной страны. Газета усиливает коммуникативную связь между людьми, говорящими на одном языке в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Это формирует чувство национальной общности ощущением единства национальной судьбы, создавая тем самым предпосылки для развития «национального» мышления, наиболее отчетливо проявляющегося в идее национального государства и в национальных движениях, что позволяет охарактеризовать XIX в. как националистический.
Сложные конфигурации, выявленные и проанализованные Г. Тардом, требовали рассмотрения процессов эволюции разных групп в обществе: партий, парламентов, научных и религиозных сообществ.
----------------------------------
1 Тард Г. Толпа и публика // Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 119.
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда
Именно это положение Г. Тарда, высказанное им в начале XX в., заложило основы социально-психологического анализа процессов массовой коммуникации.
В работах Г. Лебона, С. Зигеле и Г. Тарда был описан новый тип общественного (совместного) поведения людей, принципиальная особенность которого состоит в том, что оно формируется и проявляется вне устойчивых социальных групп, соответствующих дифференциации данного общества. Как толпа захватывает в едином порыве представителей разных слоев, так и газета объединяет в публику людей разного социального положения, профессии, возраста и национальности. Это означает невозможность прямого соотнесения масссзид-ных реакций толпы, действия которой характеризуются легко возбуждаемой агрессивностью, стихийной жестокостью, болезненным воображением, моментально создающим образы «врагов», с социальной деятельностью классов и других общественных групп. Психика индивида претерпевает изменения в соответствии с «законами духовного единства толпы»: «взаимозаражения», роста внушаемости индивидов, вытеснения сознательной деятельности «коллективным бессознательным», иллюзии всемогущества и анонимности, стирающей чувство индивидуальной ответственности.
Г. Лебон, детально анализируя «превращения» индивида в толпе, выделяет новые качества «человека толпы»: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательного, одинаковое направление чувств и идей, стремление превратить в действие внушенные идеи1. По его мнению, в толпе стираются индивидуальные различия и исчезает своеобразие человека. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерономное тонет в гомогенном. 3. Фрейд комментирует это положение Лебона следующим образом: обессиливается, «сносится» психическая надстройка, различная у каждого индивида, и обнажается бессознательный фундамент, общий для всех людей2.
Лебон и Тард сформулировали три основные причины, названные ими «законами», формирования новых качеств индивида в толпе:
1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 163.
2 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное.
Кн. 1. М.: Московский рабочий, 1990. С. 6—7.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
1) осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и анонимность ее, как и каждого ее члена, ведут к исчезновению в толпе чувства ответственности у индивида;
2) «заражение» — в толпе каждое действие, каждое чувство заразительно в такой степени, что индивид легко жертвует своим личным интересом в пользу всеобщего. Г. Тард называет это «усилением»: «мнения, сближаясь и усиливаясь взаимно, превращаются в убеждения и веру, убеждения — в фанатизм»1.
3) особая восприимчивость индивида в толпе к внушению (этот тезис ЛебонаЗ. Фрейд расценивал как признание гипнотического состояния индивида в массе).
Данное обстоятельство позволило интерпретировать «психологию толпы», прежде всего в ее лебоновском варианте, с позиций психоанализа, что и осуществил его основоположник Зигмунд Фрейд (1856-1939) в работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). По Фрейду, источник единения массы, или толпы, как скопления людей — бессознательное (либидо), ее сплочение вытекает из любви всех составляющих ее индивидов к одному и тому же объекту и их иллюзии, что они в равной степени любимы вождем (это обстоятельство широко используют харизматические2 лидеры). Вождь, по Фрейду, — коллективная проекция образа отца-патриарха, вожака первобытной стаи, в основе отношения к которому лежит пассивно мазохистская установка и в присутствии которого собственная воля уничтожается. Масса желает испытывать на себе силу неограниченной власти, и в этом ее стремлении — залог успеха любых лидеров, даже неперсонифицированных, в качестве которых могут выступать и СМИ. Если внутри массы агрессивность уменьшается, т.е. индивиды перестают ненавидеть друг друга, то возрастает их ненависть к внеш-
1 Гард Г. Преступность толпы//Социальные эпизоды. СПб., 1902. С. 128.
2 Харизма (от греч. charisma — дар благодати, «дар божий») — исключи
тельная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъесте
ственная сила. Заимствованное из религии понятие введено М. Вебером для обо
значения особого типа господства — харизматического, которое основано на
безоговорочном подчинении властителю, обладающему исключительностью, в
силу веры в его избранность. Примерами таких лидеров в современной истории
являются Гитлер, Сталин, отчасти Б. Ельцин.
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
ним объектам (этот процесс фиксируется социологией в различных теориях— групповых отличий, «навешивания ярлыков», взаимоотношений «своих» и «чужих»).
Вообще феномен массового поведения, базирующийся на представлении о «среднем человеке» А. Кетле, является одним из основных представлений всего корпуса социальных наук: индивидуальное поведение сложно и непредсказуемо, тогда как массовое поведение поддается прогнозу. Именно на этом базируются исследования общественного мнения, аудиометрия как приборное измерение аудитории (см. гл. 5), имеющие огромное значение не только для изучения, но и реального функционирования современных информационных процессов.
Таковы в самом общем виде основные идеи подготовительного этапа, лежащие в основе уже собственно исследований массовой коммуникации, возникших в рамках Чикагской социологической школы в начале XX в.
4.2
Возникновение американской традиции
исследований СМИ: Чикагская школа
Чикагский университет сыграл особую роль в становлении социологии как науки: именно там в 1892 г. был открыт первый в мире социологический факультет, в 1894 г. вышел в свет первый учебник социологии — «Введение в изучение общества» А. Смолла и Дж. Винсента. В следующем, 1895 г., по инициативе А. Смолла начинает издаваться American Journal of Sociology, бывший первым и на протяжении 25 лет единственным журналом подобного рода и существующий до сих пор. В 1905 г. при активном участии того же Смолла создается Американское социологическое общество. Все эти очевидные свидетельства ин-ституционализации американской социологии как научной дисциплины произошли именно в рамках факультета социологии Чикагского университета, на базе которого сложилась Чикагская социологическая школа — одна из первых научных школ в социологии, оказавшая, в частности, огромное влияние на развитие коммуникативисти-ки и медиаисследований.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
В первое десятилетие XX в. тема коммуникации становится весьма популярной в США в качестве одного из элементов изучения города: именно в Чикагской школе возникает социология города, или урбанистическая социология. Значение городов для процесса индустриализации не нуждается в специальном разъяснении, однако для Америки как «страны эмигрантов» города играли особую роль: именно они стали подлинным «плавильным тиглем», где складывалась нация и возникали «новые американцы». Однако даже для Америки начала XX в. Чикаго — Город с большой буквы: в 1900 г. половину его населения составляли эмигранты, в основном немцы, скандинавы, ирландцы, поляки, евреи, чехи, литовцы и хорваты. Макс Вебер, посетивший Чикаго в 1904 г., сравнивал его с человеком, с которого содрали кожу так, что видно, как работают его внутренние органы. Это объясняет, почему именно в Чикаго возникла социология города и почему именно там проблемы социальной интеграции, стабилизации, социальной и культурной адаптации эмигрантских сообществ, социального контроля в целом, с которыми американское общество столкнулось в огромных масштабах, были особенно остры.
Преимуществом Чикагской школы по сравнению со спекулятивной европейской социологией того времени была ориентация на эмпирические исследования, концентрировавшиеся на изучении города как «социальной лаборатории», что являлось одной из ее характерных черт. Другой и весьма важной ее особенностью стало тесное взаимодействие с видными представителями других научных дисциплин, работавшими на факультетах Чикагского университета — философском (Дж. Г. Мид), политических наук (X. Лассуэл, Л. Уайт), психологии (Л. Терстоун, Дж. Уотсон), экономики (Т. Веблен) и др. Каждое из названных имен не только прославлено в своей области, но стало известным и в междисциплинарных областях исследований, проводившихся в рамках Чикагской социологической школы. Это позволяет говорить о том, что в деятельности школы уже в начале XX в. существовала «междисциплинарность», предполагающая сотрудничество представителей различных наук в целях обогащения подходов и методов изучения многообразных феноменов социальной действительности, способствующая резкому приращению знания и формулированию нетривиальных гипотез. Только в 60-е годы прошлого века про-
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
блемы междисциплинарности стали широко обсуждаться как новая тенденция в развитии научного знания.
Расцвет Чикагской социологической школы в 1920—1930-е годы связан с именем Роберта Парка (1864—1944), основы же идей, получивших развитие в деятельности школы, были заложены в трудах Чарлза Хортона Кули (1864—1929), который впервые в 1909 г. выделил коммуникацию в качестве предмета социологического изучения, рассмотрев ее как орудие превращения человеческой мысли в актуальную социальную реальность путем ее приобщения к «большому», т.е. массовому, сознанию1. Заслуга Кули состоит в выделении и разграничении двух разных типов коммуникации — межличностной и массовой.
4.2.1
«Первичная группа» —
основа межличностной коммуникации (Ч. Кули)
Исследуя процессы «осложнения традиционных уз общинной (community) жизни» под влиянием урбанизации, а для Америки — эмиграции, Кули впервые выделил традиционный способ коммуникации — коммуникацию в так называемых первичных группах— крестьянских общинах, семьях, соседских группах, группах сверстников (понятие первичных групп также введено им в социологию). Для первичных групп характерны отношения, основанные на кровном родстве, дружеских либо соседских узах, т.е. на «интимной, лицом к лицу ассоциации и кооперации». Первичные группы, по мнению Кули, воплощают в себе универсальный характер человеческой природы: «Они не меняются. Они первичны потому, что дают индивиду самый ранний и самый полный опыт социального единства, а также потому, что они не подвержены изменениям в той же степени, что более сложные группы (макроструктуры, говоря современным языком. — Л. Ч.), но представляют собой сравнительно постоянный источник формирования и изменения последних»2.
1 Cooley C.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N. Y., 1953. P. 112.
1 Idem. Primary group and human nature//ed. by J. Manis, B. Melzer. Symbolic Interaction: A Reader in Social Psychology. Boston, 1972. P. 158.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
Атмосфера большого города, усугубленная ситуацией эмигранта, ведет к разрушению коммуникации, основанной на социальной природе человека, характерной для первичных групп, «ответственных» за социализацию. Это в определенном смысле означает распад социальных связей вообще. В условиях чужой страны, чужих нравов и обычаев, чужого языка эмигранты постоянно сталкиваются с «коммуникационным вакуумом»: люди обнаруживают, что прошлый опыт, как и традиционные способы коммуникации, «не работает», а достаточно надежного нового опыта нет. Следствием утраты «почвы под ногами» оказывались постоянная напряженность и нервные срывы, что, в свою очередь, усиливало ощущение неустойчивости и неустроенности жизни.
Необходимо восстановить утраченную коммуникацию, но ею не может быть коммуникация, характерная для первичной группы, поскольку этот тип социальной связи в новой ситуации невосстановим. Требуется иная социализация, приводящая этих людей к «общему знаменателю», т.е. прививающая им навыки и компетенции, характерные для ранее неизвестной социальной среды. Это, согласно Кули, массовая коммуникация, оперирующая ясными и наглядными, легко усваиваемыми стереотипами.
Так формируется представление о двух типах коммуникации: первичной, межличностной, непосредственной коммуникации, характерной для первичных групп, отражающей социальную природу человека вообще, с одной стороны, и оперирующей стереотипами массовой коммуникации — с другой. Именно эти две формы коммуникации стали важными орудиями исследования процессов урбанизации в рамках Чикагской социологической школы, а формирующееся изучение массовой коммуникация сыграло существенную роль в становлении социологии СМИ.
4.2.2
Роль стереотипов в массовой коммуникации
Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании представителями Чикагской школы — это процесс создания стереотипов. Само
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
понятие «стереотип»1 ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), понимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно управляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приобщения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат в основе языка массовой коммуникации. Как раз на формирование стереотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию которой составлял «обыкновенный» или «простой человек». Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсуорт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. «Дейли Мэйл», а в 1903 г. — «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпретаций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Суть этой новой формы, по мнению Хамсуорта, в следующем: «Бог сделал так, чтобы люди стали читать, чтобы я мог наполнить их мозги фактами, фактами и еще раз фактами, а потом указывать им, что они должны думать и кого они должны ненавидеть при этом». Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получила название «желтой прессы»2 (yellow press). В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения читателей. Классическим для данного подхода стало определение газетных новостей в конце XIX в. одним из сотрудников Херста: «Новости — это все, что заставляет читателя воскликнуть: ух ты!»
1 Стереотип (греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — монолитная
печатная форма, копия с типографского набора или клише.
2 Один из наиболее часто приводимых вариантов возникновения этого
понятия связан с историей американской печати конца XIX в., когда в пылу ос
трой конкурентной борьбы между создателями газетных монополий Пулицером
и Херстом последний в качестве «оружия» использовал карикатурные серии ху
дожника Р.Ф. Аутколта «Желтый малыш» (Yellow Kid).
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
4.2.3
Коммуникация как основа общества (Р. Парк)
Все эти процессы и, прежде всего, усиление роли массовой коммуникации в обществе стали одной из основных тем в творчестве идейного лидера Чикагской социологической школы Роберта Парка, который с самого начала своей самостоятельной деятельности был связан с прессой.
Окончив филологический факультет университета Миннесоты в 1887 г., он в течение пяти лет работает газетным репортером в Миннеаполисе, Детройте, Денвере и Нью-Йорке, даже намереваясь одно время издавать новую «просветительскую» газету (под влиянием идей известного философа Джона Дьюи о роли прессы в развитии современного общества). С 1898 г. Парк продолжает образование в Германки: в Берлине слушает курс социологии Георга Зиммеля, в Страсбурге под руководством Вильгельма Виндельбанда работает над диссертацией «Толпа и публика», успешно защищенной им в Гейдельберге в 1903 г., в которой первым из американских социологов использует идеи Г. Тарда. В 1914 г. он приходит в Чикагский университет, где вскоре начинает вести сразу четыре социологических курса: «Негры в Америке» (результаты семилетних исследований), «Пресса», «Толпа и публика», «Социологический опрос».
Центральная тема исследований Парка — социальный контроль коллективного поведения. Социология, с его точки зрения, — наука о коллективном поведении, предметом которой является общество — совокупность структур социального контроля коллективного поведения. Стихийное коллективное поведение становится социальным, когда оно начинает регулироваться особыми формами социального контроля: традициями, нравами, обычаями, моральными нормами и законами, т.е. когда приобретает «корпоративный» характер согласованного действия. Коллективное поведение и социальный контроль — две стороны одного феномена: коллективное поведение — это «материя» общественного процесса, а социальный контроль — его форма, структурирующая поток поведения и дающая критерии для осмысления и классификации наблюдений. Посредством этой формы общество накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального характера.
Коммуникация — третий и в определенном смысле главный элемент общественного процесса. Способность к коммуникации призна-
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
ется Парком изначально присущей человеческой природе, ибо обычаи, конвенции и законы как формы проявления социального контроля есть, в конечном счете, продукт коммуникации. Коммуникация как интегрирующий и социализирующий процесс делает возможным согласованное действие вообще, т.е. делает возможным общество как взаимодействие. Именно Р. Парку принадлежит первая научная статья «Новости как форма знания», посвященная анализу понятия «новость», где дан глубокий исторический обзор1 данного понятия сточки зрения и философии, и социологии.
Однако до появления работ Гарольда Лассуэла исследования массовой коммуникации в рамках Чикагской социологической школы носили преимущественно общетеоретический характер.
4.2.4
\s г- п
Концепция Г. Лассуэла
Поистине прорыв в научном исследовании массовой коммуникации совершил представитель Чикагской политической школы Гаральд Лассуэла (1902—1978), предложивший первую концептуальную схему осуществления массовой коммуникации в обществе и наметивший основные области исследований коммуникативных процессов.
Уже первая книга Г. Лассуэла «Пропагандистские техники в мировой войне» (1927)2 принесла ему заслуженную известность, положив начало новому типу научной литературы о средствах массовой коммуникации, их роли в процессах пропаганды и связях с общественностью.
В 1935 г. он издал аннотированную библиографию «Пропаганда и продвижение», где собраны практически все работы, изданные к тому времени по этой проблеме. С 1930 по 1939 г. Лассуэл публикует, кроме названных, еще четыре книги, каждая из которых была новаторской, раскрывающей новые грани и аспекты политического процесса. В своем втором исследовании «Психопатология и политика» (1930) он обращается к «глубинной психологии политики», где, ис-
1 Park R. News as a form of knowledge (1940) // R.H. Turner (ed.). On Social
Control and Collective Behavior. Chicago: Chicago University Press, 1967. P. 32-52.
2 Lasswell H. Propaganda Techniques in the First World War. N. Y.: Alfred Knopf,
1927. Имеется перевод на рус. яз.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
пользуя психоаналитические разработки 3. Фрейда, в частности о восстании «детей» против «отцов», изучает биографии реформаторов и революционных лидеров. В работе «Мировая политика и личностная нестабильность (незащищенность)» (1935) Лассуэл, анализируя различные аспекты политического поведения людей, осуществил систематическое исследование содержания медиа с целью выработки индикаторов направления мирового внимания для формирования мировой символической среды и разработки политики в этой области. В следующем году выходит знаменитая «Политика: кто, что, когда и как получает», где в сжатой форме изложена обшая политическая теория, а основной упор сделан на конкурирующие между собой элиты, стремящиеся к достижению «материального благополучия, общественного признания и безопасности». В 1930-е годы Лассуэл руководит лабораторией по изучению политической пропаганды, совмещая в своем творчестве две основные линии профессиональных интересов: исследование массовой коммуникации и исследования политики. Результатом стала книга (совместно Д. Блуменстоком) «Мировая революционная пропаганда: чикагское исследование» (1939), посвященная влиянию мирового экономического кризиса капитализма, в частности «великой депрессии», на политизацию движения безработных в Чикаго и воздействия его через прессу на политику на местном, национальном и международном уровнях.
СМИ и пропаганда
Анализ пропагандистских техник играет важную роль на раннем этапе творчества Г. Лассуэла, а его идеи о роли пропаганды как основной функции СМИ несколько десятилетий господствовали в исследовательских подходах к массовой коммуникации.
В работе 1927 г., написанной по результатам изучения использованных с обеих сторон методов пропаганды в ходе Первой мировой войны, он опирается на два неоспоримых факта.
1. Во время войны получили существенное развитие и всестороннее применение методы управления информацией.
2. В период войны произошло существенное развитие коммуникационных техник.
Особая роль в этих процессах принадлежит пропаганде, которую Лассуэл определяет как «умышленно манипулируемую коммуникацию»1.
1 Propaganda and Communication in World History // ed. by H. Lasswell, D. Lerner, H. Speicr. Honolulu, 1979. Vol. I. P. 4.
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
Хотя сам термин «пропаганда»1 возникает еще в средневековье и связан с миссионерской деятельностью католической церкви, именно Лассуэл, обобщив практику современного воздействия пропаганды, первым начал рассматривать ее как базовую составляющую массовых коммуникаций. Пропаганда для него в определенном смысле тождественна демократии, ибо только на основе пропагандистского убеждения демократия может добиваться поддержки масс, не прибегая к насилию, последствия которого часто разрушительны для общества, и в этом смысле пропаганда — значительно более экономный способ достижения целей. Пропаганда предпочтительнее не только насилия, но и подкупа, поскольку, в отличие от них, более приемлема с моральной точки зрения. Технику пропаганды, по мнению Лассуэла, следует рассматривать лишь как орудие, поэтому она не может оцениваться с моральных позиций, ибо в силу своего инструментального характера ни моральна, ни аморальна, но лишь функциональна. Медиа, сточки зрения их пропагандистских возможностей, — это всесильное орудие циркуляции эффективных символов.
Современные исследователи, в значительной степени следуя за Г. Лассуэлом, выделяют такие существенные характеристики пропаганды.
• Однонаправленность коммуникативного воздействия, в ходе которого коммуникатором выступает, как правило, социальный институт — медиа или другие группы организованных интересов (государство, «властвующая элита»2, общественные движения и пр.), а реципиентом — массы населения.
• Манипулятивность воздействия. Пропаганда опирается не на рациональные, а на иррациональные свойства человеческого восприятия.
• Идеологичность. Идеология как система взглядов, отражающих интересы тех или иных социальных групп, нередко господствующих в обществе.
' Пропаганда (лат. propaganda от гл. propagare — распространять) — идейное воздействие на широкие массы населения. В 1633 г. Папа Урбан VIII создал специальную конгрегацию пропаганды для расширения миссионерской деятельности с целью распространения католичества.
2 Термин американского социолога Ч.Р. Миллса.
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
«Манипулятивность» в этом перечне, как и в приведенном выше определении Лассуэла, пожалуй, главная характеристика пропаганды. Дело в том, что цель пропаганды — навязать некую установку, которая в дальнейшем, в результате процесса интериоризации, будет восприниматься как нечто естественное, истинное и подлинное, т.е. «свое», а потому может выражаться спонтанно и без принуждения. Традиционным средством пропаганды является воздействие прежде всего на сложившиеся групповые установки, т.е. стремление заставить людей отождествить «свои» взгляды с внутригрупповыми настроениями, а противоположные взгляды — с установками людей, не относящимися к их группе («чужими») что «работает» на усиление групповой солидарности и сплоченности.
Такое «навязывание» и есть ядро манипулятивного характера пропагандистского процесса, в ходе которого к тому же используется классический набор приемов манипулирования: подмена фактов, использование эмоциональных установок и предрассудков в виде стереотипов, полуправда и т.п. Любопытно, что даже если нет прямого «социального заказа», язык масс-медиа изначально приспособлен именно под информационно-пропагандистское воздействие на аудиторию. Он, как отмечают исследователи, полон самоподтверждающихся утверждений, которые в ходе многократных повторений превращаются в стереотипы, обладающие поистине гипнотическим воздействием.
Конечно, максимально успешной можно назвать лишь пропаганду, осуществляемую внутри тоталитарного общества, где любое коммуникативное действие всегда идет от власти, ею же поддерживается и многократно усиливается. В таком обществе именно пропаганда заполняет и подменяет собой все возможное содержание коммуникативных потоков.
В современном информационном обществе прямое пропагандистское воздействие малоэффективно. И тому есть несколько причин:
• сегодняшний индивид идентифицирует себя не с макрогруппой или «большой идеей», ас малыми социальными группами (вспомним «первичные группы» Ч. Кули);
• социализация современного человека идет не через идеи, установки и т.п., но через выбор стиля жизни, присоединение к группе не политических единомышленников, а единомышленников по способу удовлетворения потребностей (который мы называем «стилем жизни»);
4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа
• современному человеку свойственно неприятие такого явления, как «пропаганда».
Поэтому более важное значение для массовых коммуникаций в этих условиях приобретают смежные с пропагандой процессы — реклама и PR.
Структура коммуникации
В 1948 г. в сборнике «Коммуникация идей» выходит, пожалуй, наиболее важная для развития коммуникативистики работа Г. Лассуэла — статья «Структура и функции коммуникации в обществе»1. Формула, сделавшая Г. Лассуэла знаменитым и ставшая основой концептуальной модели, впоследствии получила в теории масс-медиа почетное название «классическая парадигма» — так называемая теория «Five W's». Исследования массовой коммуникации, по мнению Лассуэла, должны давать ответы на предложенные им пять вопросов, фундаментальных для оценки любой коммуникации. Эти пять вопросов — одновременно и базовые элементы структуры коммуникации, и обозначения предметных областей коммуникационных исследований.