ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ ___________
С момента возникновения первого средства массовой коммуникации — газет — начинают формироваться представления об их месте и роли в общественной жизни, постепенно приобретающие форму определенного набора нормативных принципов и теоретических подходов, объясняющих и определяющих положения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности создатели массовой информации. (Нормативность в общем виде и означает представление о должном.) Применительно к средствам массовой коммуникаций как специфическому социальному институту и организации это означает формулирование базовых (основополагающих) принципов функционирования масс-медиа и социально-организационных основ их деятельности, обусловленных конкретными политико-экономическими и культурно-историческими условиями.
От средств массовой коммуникации ожидают, что они должны служить «общественным интересам», хотя само понятие весьма неопределенно и расплывчато, а в некоторых отношениях даже противоречиво: общество представляет собой поле столкновений разнонаправленных групповых интересов, и предпочтение одних (групп интересов) неизбежно ведет к забвению других. Это вечная и никогда не решаемая до конца проблема баланса интересов, связанная с объективной ограниченностью общественных ресурсов и постоянным ростом общественных потребностей («пирога» никогда на всех не хватает).
|
|
Несмотря на неопределенность понятия «общественные интересы», тем не менее существует целый ряд нормативных требований к деятельности СМИ, которые пока будут просто перечислены, а проанализированы ниже: свобода, разнообразие и качественная информа-
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
ция, а также ориентация на сохранение социального и культурного порядка, солидарности и согласия в обществе. Рассмотрим более подробно историю их формирования.
3.1
Свобода слова как нормативный
принцип деятельности СМИ
Принцип свободы слова возникает как основа деятельности прессы, борьба за реализацию которого оказывается центром противостояния государства и гражданского общества, а пресса выступает его рупором.
В основе всех современных дискуссий о роли масс-медиа в обществе лежат представления и подходы, сформировавшиеся в XVII— XIX вв. в борьбе за осуществление идей о свободе слова и свободной прессе, направленные на защиту интересов и свобод граждан от чрезмерного и репрессивного контроля государства. В недрах формирующегося в этот период в Европе, прежде всего в Англии, гражданского общества вызревает новое историческое образование — публичная сфера (см. гл. 2), в рамках которой и формируется общественность, обладающая собственным, нередко отличным от властного, мнением. Роль выразителя и защитника общественного мнения перед лицом власти берет на себя именно свободная пресса.
|
|
Возникающее гражданское общество обретает свое социально-философское обоснование в идеях раннего либерализма1, основными представителями которого были английские мыслители: поэт и политический деятель Джон Мильтон, философы Джон Л окк, Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль. Именно в их трудах идеи свободы слова и печати впервые обретают свое теоретическое выражение.
Обычно выделяют четыре основных аргумента, фиксирующих историческое развитие принципа свободы выражения мнений (сво-боды слова).
1 Либерализм (от лат. liberalis— свободный) — политическая теория, отстаивающая свободу личности, частного предпринимательства и демократически-республиканскую форму правления.
3.1. Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ
1. Теологические1 аргументы, сформулированные Джоном Миль
тоном (1608—1674), автором поэм «Потерянный рай» и «Возвращен
ный рай», в середине XVII в. Бог наделил каждого человека разумом,
способностью самостоятельно мыслить и восприятием напечатанно
го, а ограничение свободы печати лишает человека возможности жить
по-христиански. Цензурные ограничения и запреты входят в проти
воречие с дарованными свыше возможностями делать самостоятель
ный, основанный на собственной совести, выбор между добром и
злом. Испытание же противоположными мнениями лишь способству
ет совершенствованию добродетельной личности.
Именно Мильтону принадлежат столь современно звучащие понятия, как «рынок идей» и «процесс возвращения к истине». «Пусть все, у кого есть, что сказать, получат свободу выразить себя... Правительство не должно вмешиваться в эту борьбу [мнений] и оказывать влияние на шансы той или иной стороны. И даже если ложные мнения могут одержать временную победу, то, что истинно, призвав на защиту дополнительные силы, в конце концов выживет через процесс возвращения к истине»2.
2. Философское обоснование свободы печати как производной
от естественных прав личности принадлежит Джону Локку (1632—
1704), создателю первой теории «разделения властей» на исполнитель
ную, законодательную и судебную. Аргументация Локка такова: по
скольку человек от рождения наделен естественными правами в воп
росах веры, то он не может отказаться от них в политической сфере.
Центром власти, по Локку, является воля народа, а не государства, т.е.-
человек свободен осуществлять свои естественные права вопреки го
сударству. Одним из естественных прав выступает свобода печати.
Именно свобода печати способствует установлению добродетельного правления, противодействуя парламентской лжи и всевлас-
' Теология (гр. theos — бог + logos — учение) — систематическое изложение вероучения, в данном случае христианства, обосновывающее с помощью рациональных доказательств его истинность и необходимость для человека. Теологический характер аргументации Д. Мильтона определялся ролью религии как высшего авторитета в этот период.
2 Мильтон Д. О свободе печати (Ареопагитика) / пер. с англ. М., 1907. С. 45.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
тию правительства. В процессе завоевания прессой свободы печати постепенно формируется общество, в котором господствует закон (право).
3. Дальнейшее развитие аргументы в защиту свободы печати получили в философско-этической концепции утилитаризма1, создателем которой является Иеремия Бентам (1748—1832). Утилитаризм утверждает, что наилучшими являются те законы и то правительство, которые обеспечивают максимум счастливой жизни как можно большему числу граждан. Один из важнейших инструментов достижения этого состояния — именно свободная печать, поскольку она противодействует деспотическому правлению, содействует принятию и применению законов в интересах большинства, контролирует деятельность бюрократии и делает достоянием гласности факты общественной жизни.
|
|
4. Эпохальную роль в развитии либерализма сыграли идеи последователя И. Бентама утилитариста Джона Стюарта Милля (1806—1873), автора знаменитого трактата «О свободе». Под свободой Милль понимал право каждого человека думать и поступать так, как ему хочется, если он при этом никому не наносит вреда. Общество может добиться того, чтобы наибольшее число людей наслаждалось «наибольшим возможным количеством счастья», если даст им право думать и действовать самим. Только свободный обмен мнениями между гражданами, считал он, позволяет достичь истины.
Дж. С. Милль предложил трехступенчатую аргументацию, демонстрирующую важность столкновения мнений, т.е. их свободного обмена, или критики, для развития общества, в ходе которого истина упрочивает свои позиции. 1) Замалчиваемые правительством как «неверные», мнения могут наделе соответствовать фактам реальной жизни, поэтому цензурирование мнений представляет собой отрицание их потенциальной истинности. 2) Даже ложное (ошибочное) мнение, утверждал Милль, несет в себе некоторую долю истины, а потому истина может быть выявлена только через столкновение мнений, что невозможно без свободы печати. 3) Если истинный взгляд не будет
1 Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — учение, признающее пользу или выгоду критерием нравственности.
3.1. Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ
встречать критики, то со временем он может переродиться в предрассудок. Поэтому печать — союзник истины, ее нельзя ограничивать и цензурировать. Таким образом, Милль переходит от общей идеи свободы к конкретной свободе выражения мнений, что нашло свое отражение в часто цитируемом отрывке из его трактата «О свободе»:
|
|
«Если бы все человечество, кроме одного человека, придерживалось одного мнения, и только один человек придерживался противоположного мнения, у человечества было бы не больше оснований заставлять этого единственного человека молчать, чем у этого человека, будь у него власть, были бы основания заставить замолчать все человечество»1.
Эти аргументы суммировал Томас Джефферсон (1743—1826) — один из «отцов-основателей» Северо-Американских Соединенных Штатов и создателей единственной в мире конституции, базирующейся на принципах либерализма. Главную задачу правительства он видел в создании и поддержании строя, при котором личность способна добиваться поставленных ею целей. По его мнению, даже если отдельные граждане и могут заблуждаться, то большинство, группа, непременно найдет правильное решение при условии, что члены общества являются образованными и информированными. Основным инструментом образования и информирования Джефферсон считал прессу.
Таким образом, для всех этих мыслителей свободное выражение мнений через прессу является принципиальным условием формирования просвещенного общественного мнения, инструментом контроля и противодействия возможным злоупотреблениям и нарушениям со стороны правительственных органов. Расходясь в аргументации, представители ранней либеральной мысли были единодушны в главном: свободная и независимая пресса — гарант от проявлений деспотизма власти государства.
Практическая реализация этих идей заняла несколько веков, превратившись (без преувеличения) в битву за свободу печати в стране первой демократии — Англии. В английском «Билле о правах» 1689 г.
1 Милль Дж.С. О свободе // Утилитаризм. О свободе / пер. с англ. СПб.: Тип. (быв.) A.M. Котомина, 1882. С. 176-177.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
печать вообще не упоминалась. Первым этапом этой борьбы стало требование о снятии законодательного запрета на публичную информацию о деятельности парламента, в частности о парламентских дебатах.
Начало этой борьбе за «открытие» парламента для прессы положил в 30-х годах XVIII в. лондонский издатель Эдуард Кейв, помещавший в своем журнале Jentelmen's magazine сообщения о парламентских прениях, за что несколько раз попадал в тюрьму. Когда отношения с властями обострились до предела, Кейв придумал страну Лилипутию, куда и «перенес» английский парламент, наделив его членов вымышленными именами, легко поддававшимися расшифровке, и стал публиковать репортажи под заголовком «Прения в сенате Лилипутии», что позволял закон, запрещавший выдавать секреты деятельности парламента. В 60-е годы XVIII в. эстафету подхватил Джон Вилке — издатель газеты North Britain, сумевший привлечь к этой борьбе лондонскую бедноту. В итоге этого единоборства, длившегося около 40 лет, парламенту пришлось уступить, признав в 1771 г. право прессы сообщать о прениях, происходящих в обеих палатах английского парламента.
Это была первая победа прессы над государственной властью, позволившая ей почувствовать свою силу, источником которой фактически являлось общественное мнение, и в определенном смысле стать «над» государственной властью, открыто обсуждая (и нередко осуждая) действия последней. Именно в этот период возникает понятие «четвертой власти»1, или четвертого сословия (fourth estate), наряду с ленд-лордам и, крестьянами и ремесленниками, как фигурального обозначения прессы — газет, журналов и других массовых печатных изданий, — отражающего степень ее влияния на государство и общество в целом.
В американском «Билле о правах» (Bill of Rights) — первые десять поправок к Конституции США, внесенные в 1789 г. и ратифицированные 15 декабря 1791 г., — вобравшем в себя исторический опыт защиты прав личности в Англии, права прессы по отношению к власти были зафиксированы еще более выразительно. Билль предусматривал свободу слова, печати, собраний, вероисповедания наряду с
1 Впервые этот термин применил видный политический мыслитель, англичанин Эдмунд Берк (1729—1797), считающийся «отцом» консерватизма (от лат. conservare — охранять, сохранять), противостоящего либеральному течению политической мысли.
3.2. Свобода слова и современные масс-медиа
неприкосновенностью личности, личного имущества и личных бумаг, и до сих пор считается гарантом свободы информационной деятельности в демократическом обществе, представляющем собой, по широко цитируемому выражению Авраама Линкольна, «власть народа для народа, осуществляемую народом». Запрет на принятие законов, ущемляющих свободу слова и печати, укреплял общественный статус печати как «сословия», получившего права на «четвертую власть» в государстве наряду с тремя другими ее формами — законодательной, исполнительной и судебной.
Интересно, что в России в XIX в. о прессе будут говорить как о «шестой державе», ставя ее в один ряд с великими державами того времени — Англией, Францией, Россией, Австро-Венгрией и Соединенными Штатами Америки. Первые школы российской журналистики, возникшие в начале XX в., как раз и пропагандировали эту концепцию1.
Можно сказать, что в понятии четвертой власти нашло свое отражение признание роли и значения прессы как со стороны общества, так и со стороны власти. О понимании данного обозначения самими журналистами и практических последствиях этого речь пойдет ниже.
Резюмируя, можно сказать, что именно идея свободы прессы стала центральной в постепенно формирующемся — в ходе дискуссий — наборе принципов, составивших нормативный базис развития и функционирования средств массовой коммуникации в западных странах. И хотя эти принципы и сегодня выступают как институциональный базис деятельности медийных структур, однако следует признать, что нормативные составляющие классической идеи свободы печати слабо отражают коммуникационные реалии современности. Проанализируем выдвинутый тезис.
3.2
Свобода слова и современные масс-медиа
Сформировавшись в ранний период современности, эти идеи основывались на упрощенной модели информационного обмена между
1 См.: Варустин Л.Э. Пресса и власть. СПб.: Алетейя, 1995. С. 112.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
«публичной» и «частной» сферами, где свободные граждане могли непосредственно общаться друг с другом. Очевидно, что ныне подобный тип общения и, соответственно, получения информации сохранился лишь в небольших по численности группах.
Различный материальный достаток и — главное — культурный уровень аудитории обусловливают дифференцированный доступ различных групп общества к средствам массовой коммуникации (наилучший пример —Интернет: если в развитых странах им регулярно пользуется от 50 до 70% населения, то в России, по последним данным, 25 млн человек, т.е. порядка 20%; ситуация в беднейших странах значительно хуже).
В традиционных теориях свободной прессы присутствует некий идеальный взгляд на средства массовой коммуникации, которые рассматривались как нейтральные посредники, обеспечивающие циркуляцию информации. С другой стороны, в рамках классического либерализма создается особое представление о «человеке и гражданине», который обладает «правом на информацию», реализуя тем самым базовый принцип свободы слова. Ибо только хорошо информированный гражданин в состоянии сформировать адекватное мнение о той или иной проблеме, на основании которого он должен принимать верные решения, чтобы осуществить свое право выбора в условиях всеобщего избирательного права как основы демократического правления (напомним, что в XIX в., когда это право становится законодательно признанным, им обладали только совершеннолетнине мужчины).
Ныне же масс-медиа самостоятельно определяют содержание своих материалов — фильтруют и сепарируют информацию, очерчивают тематику, формируя «повестку дня», достаточно жестко фиксируют смысловые границы сообщений, что, естественно, не способствует максимально полному информированию граждан.
В то же время, в классических теориях прессы, естественно, не нашла отражения весьма острая для современности проблема представительства интересов в сфере массовой коммуникации. В этих теориях господствовала идея печати как площадки для представительства разных точек зрения, поэтому вопрос об ответственности средств массовой коммуникации перед обществом в них просто не стоял (считалось, что именно рыночная модель является наилучшим способом, обеспечивающим общение граждан между собой).
3.2. Свобода слова и современные масс-медиа
На практике неизбежна ситуация, когда одни граждане (журналисты) выражают через масс-медиа интересы других, обладающих ресурсами, позволяющими им получить доступ к средствам массовой информации, что означает неизбежность искажения точек зрения (мнений), существующих в обществе. Иначе говоря, СМИ в данном случае предстают как специфический посредник, который не выбирается в рамках демократических процедур. Таким образом, возникает реальное противоречие между свободой выбора, осуществляемой инвесторами и владельцами медийной собственности, различными группами давления, обладающими возможностями воздействия на СМИ, с одной стороны, и свободой выбора граждан, получающих информацию через ангажированные масс-медиа — с другой. Все вышеперечисленное и выступает практическим офаничителем для применения традиционного представления о свободе печати в современном мире.
Рассмотрев реальные ограничения принципа свободы слова в современных условиях по сравнению с «классическим» периодом, попытаемся теперь охарактеризовать проблемное поле деятельности СМИ, особенности которого также вносят свои коррективы в применение этого базового принципа.
1. Эволюция институтов прессы, а затем и других средств массовой коммуникации привела к их трансформации в большие экономические организации, к формированию транснациональных конгломератов массовой коммуникации (если говорить только о прессе, то достаточно упомянуть «империи» Мердока и Херста, концерн Бертельсманн).
Масс-медиа и сейчас обладают значительной степенью независимости от государства, что «работает» на либеральную традицию свободной прессы. Однако возникшие в связи с глобальным накоплением капитала медийные империи, в рамках которых возникают абсолютно новые механизмы деятельности, связанные с изменением соотношения между государственной властью и масс-медиа, естественно, не укладываются в рамки традиционных подходов.
Поэтому адекватный ответ на вопрос о свободе печати в начале третьего тысячелетия должен принимать в расчет не только традиционную опасность — государственное вмешательство, но и проблемы, связанные с неконтролируемым ростом и концентрацией масс-медиа в частном секторе.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
2.Традиционные либеральные идеи свободы возникли во времена существования печатных изданий, когда представлялось, что их многочисленность (и независимость от власти) позволит охватить и отразить все поле мнений. Ныне каждый из секторов масс-медиа (пресса, радио, ТВ и новые электронные СМИ) обладает специфическими особенностями функционирования. Решающим здесь оказывается технологическая сторона деятельности СМИ, что ставит под сомнение возможность существования значительного числа независимых источников информации (не последнюю роль здесь играет высокая первоначальная стоимость технического оборудования).
3.Ограничения свободы прессы ныне касаются также двух больших сфер общественной жизни: сферы государственных секретов и сообщений, имеющих непристойный характер и наносящих ущерб общественной нравственности (речь идет прежде всего о порнографии). Практически во всех развитых странах существуют законодательные нормы, достаточно жестко регламентирующие информационные потоки в этих областях.
Из этого по необходимости краткого экскурса можно с полным основанием сделать вывод о том, что классический принцип свободы печати, сформулированный в лоне либерализма и ставший нормативным принципом, той регулятивной идеей, на которую ориентировались профессионалы средств массовой коммуникации, а именно формальную независимость от государства и полную политическую нейтральность, в современных условиях не работает.
Ныне принцип свободы печати, по-прежнему провозглашаемый как основа деятельности всех средств массовой коммуникации, выступает в расширенном и дополненном виде — как принцип свободы и ответственности (freedom and responsibility). Именно так, по мнению экспертов Совета Европы, должен выглядеть в современных условиях классический принцип свободы печати.
Только претворение в жизнь этого принципа как единства свободы, проверяемой ответственностью журналистов, позволит пользователям информационных супермагистралей (informational superhighways) реализовать на практике принципы партисипиционной демократии (демократии участия), предоставив им свободный доступ к любой интересующей их информации, а журналистами возможность вы-
3.3. Модели функционирования СМИ
полнять требование об ответственности за чистоту информационного траффика, не загрязненного материалами с элементами насилия или порнографии, нарушающими общественную мораль. Принцип свободы и ответственности выступает как новая «регулятивная идея» современного журнализма. Наличие этого профессионального этического требования выполняет роль некоего тормоза в процессе создания информационного продукта, осуществляемого под лозунгом эффективной экономической деятельности или, используя популярный слоган, «все на продажу».
3.3
Модели функционирования СМИ
Проблема выявления механизмов взаимодействия СМИ с государством и — шире — с обществом становится актуальной для коммуни-кативистики по мере накопления ею достаточного массива эмпирических данных, осмысление которых позволяет создавать идеальные модели, т.е. схематические описания процесса, фиксирующего некие общие принципы. Это свидетельство определенного «взросления» молодой науки, и для коммуникативистики таким этапом стала концепция трех американцев — профессоров Иллинойсского и Станфордско-го университетов, теоретиков и историков печати Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Петерсона, изложенная в книге «Четыре теории прессы»1, опубликованной в СШАв 1956 г. Несмотря на весьма серьезную критику, их идеи выдержали испытание временем и сохраняют свое значение в качества первой модели, описывающей взаимоотношения средств массовой коммуникации и государства в рамках определенной системы политических ценностей на достаточно длительном отрезке времени: начиная с XVII в. и до середины XX в.
Главный тезис авторов: «Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она
1 Siebert F., Peterson Т., Schramm W. Four Theories of the Press. Urbana, 1956. На рус. яз.: Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
функционирует»1. Другими словами, социально-политическая струк
тура и определяемый ею уровень общественного сознания, господ
ствующий в данном обществе, регламентируют развитие массовой
коммуникации.
Авторы выделяют 4 системы функционирования прессы (называя их теориями), каждая из которых соответствует определенной социальной системе.
Авторитарная теория (authoritarian theory)
Либертарианская теория (libertarian theory)
Теория социальной ответственности (social responsibility theory)
Советская коммунистическая теория
По мнению самих авторов, эти четыре теории (системы) можно «укрупнить», объединив в две — авторитарную и либертарианскую, поскольку советская выступает как продолжение авторитарной, а теория социальной ответственности — развитие идей либертарианства в современном мире.
3.3.1
Авторитарная теория
Старейшая теория, зародившаяся в Европе как ответ на появление первого массового СМИ — газет2, которые с начала XVII в. превращаются в регулярные издания, а некоторые и в ежедневные, «когда общество и уровень техники достаточно продвинулись вперед, чтобы создать то, что мы сегодня называем "массовыми средствами комму-
1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 16.
2 Газеты возникли в результате технологического прорыва — изобретенно
го немецким ремесленником из города Майнца Иоганном Гутенбергом в 1448 г.
печатного станка и распространения его с 1500 г. по Европе для целей книгопе
чатания, а затем и выходом с 1502 г. первых газет нерегулярными, хотя и массо
выми для того времени тиражами. Влияние новой технологии на ход человечес
кой истории и изменения, произошедшие в связи с этим в сознании человека,
глубоко проанализированы в книге М. Мак-Люэна «Галактика Гутенберга. Изоб
ретение человека печатной культуры» (рус. пер. — 2004).
3.3. Модели функционирования СМИ
никации"»1. Это был период господства в политической жизни абсолютных монархий, характеризующихся режимом личной власти и, как правило, диктаторскими методами руководства страной. Такой тип правления, основанный на беспрекословном подчинении власти, и называется авторитаризмом2.
Основные принципы авторитарной теории:
1) высшей ценностью является государство, группа важнее индивида, а человек способен реализовать свой потенциал только как член общества;
2) знания доступны только в результате умственного усилия, к чему склонны не все люди. Поэтому «мудрецы», способные к анализу и синтезу, должны стать советниками правителей. Доступное «мудрецам» знание становится нормой для общества в целом, способствуя достижению единства, при котором государство могло бы функционировать в целях достижения блага для всех. Норма понималась как единомыслие, которое достижимо лишь в условиях постоянного надзора и контроля;
3) деятельность прессы не должна приводить к подрыву существующей власти или установленного порядка; в ее материалах запрещена критика доминирующих в обществе политических и моральных ценностей, за чем строго следит цензура. Критика власти может рассматриваться как уголовное преступление, а журналисты зависимы даже внутри профессиональной организации.
Таким образом, в рамках авторитарной системы печать является «служанкой» власти, полностью зависящей от нее и пропагандирующей господствующие идеологические установки.
Функционирование прессы в условиях авторитарной системы держится на трех «китах»:
• государственной монополии на издания,
• лицензировании деятельности прессы,
• уголовном преследовании за публикации запрещенных сведений.
1 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998.С. 25.
2 От лат. auctoritas— власть, влияние.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
На ранних стадиях развития прессы государство полностью и весьма жестко контролировало деятельность частных учреждений печати путем выдачи патентов на издание газет лишь избранным благонадежным гражданам, а также постоянной предварительной цензурой1 материалов, результатом которой мог быть запрет на публикацию. С увеличением числа печатных изданий происходит прямое включение государства в процесс коммуникации: возникают официальные издания, транслирующие точку зрения правительства, вводится лицензирование отдельных печатных работ и официальный контроль над частными издательствами, а также уголовное преследование за допущенные нарушения, прежде всего за распространение неугодной властям информации, что приводило к закрытию издания, а нередко и к тюремному заключению автора публикации и издателя.
Однако эти меры становились все менее эффективными, и тогда власти начали прибегать к использованию экономических рычагов: явной или тайной покупке частных изданий, финансированию их из правительственных фондов. Косвенным методом контроля стала возникшая в XIX в. практика взимания специальных налогов с печатной продукции, получивших в Великобритании название «налога на знание», которая спровоцировала яростную политическую борьбу, и в 1861 г. были окончательно отменены2.
Как уже отмечалось, в XX в. авторитарная теория, по мнению авторов «Четырех теорий прессы», казалось бы сошедшая со сцены, обрела второе рождение, воплотившись, как они считают, в деятельности СМИ в Советском Союзе. Представляется целесообразным в данном случае отступить от хронологического принципа изложения, предпочтя ему логический, и рассмотреть здесь эту систему.
Одно предварительное соображение. Теоретической основой выделения данной системы функционирования СМИ является кон-
1 Цензура (лат. censura) — государственный надзор (обычно в виде предва
рительного просмотра) за содержанием печатных изданий, а также учреждение,
осуществляющее эту деятельность.
2 Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Кар-
неги, 1998. С. 49.
3.3. Модели функционирования СМИ
цепция тоталитаризма1, развитая в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1906— 1975), прежде всего в ее работе «Происхождение тоталитаризма» (1951)2, которая была чрезвычайно популярна в 50—60-е годы.
3.3.2
Советская система массовой коммуникации
Определяющим принципом системы является государственная монополия на информацию, фактически «огосударствление» прессы, радио и телевидения. Ленинская трактовка газеты как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» переносится на все СМИ, которые оказываются средствами массовой информации и пропаганды (СМИП).
СМИП в советской системе выступает как «инструмент» государства и партии: нет дискуссий с иными, по определению чуждыми мнениями, а потому и отсутствует возможность реального воздействия на иное мнение. Другими словами, средства массовой информации и пропаганды монополизированы партийным государством. В то же время они обеспечивают единство внутри партии и государства: все по видимости едины, говоря одно и то же — то, что соответствует генеральной линии партии (частное мнение излагается на кухне).
Деятельность институтов массовой коммуникации происходит на основе принципа партийности, предполагающего жесткое идеологическое соответствие господствующей идеологии и наличие явно выраженной системы «дозирования» информации, системы цензуры и санкций.
Все средства массовой коммуникации являются государственной собственностью, появление новых изданий или каналов — резуль-
1 Тоталитаризм (от лат. totalitas— цельный, полный) — обозначение ряда
социальных режимов XX в., базирующихся на однопартийной системе, все
объемлющем контроле и насилии, единой государственной идеологии. Термин
введен в политический язык в 20-е годы Б.Муссолини для характеристики воз
главляемых им движения и режима.
2 Arendt H. The Origins of Totalitarianism. В русском переводе книга вышла в
1996 г. под названием «Истоки тоталитаризма».
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
тат планирования, но не ответ на запросы рынка. Они тщательно организованы и распределены по всей территории СССР1 и весьма жестко контролируются партийно-государственными органами как со стороны содержания, так и по персональному составу (главные редакторы центральных СМИ — номенклатура ЦК КПСС, партийные органы на местах назначают их в региональных СМИ). Предварительная цензура осуществляется Главлитом — Главным управлением по охране государственных тайн.
3.3.3
Либертарианская теория
Теория предствляет собой модель независимой прессы или свободного рынка идей, противостоящая авторитарной модели и возникшая как ее оппозиция. Идеи, заложенные в этой теории, соответствуют американскому «Биллю о правах» и в течение почти двух веков являлись этическими ориентирами для журналистов США и Великобритании. В ее основе — взгляды создателей теории свободы печати Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д.С. Милля, фиксируемые в первых трех положениях и частично в пятом. Четвертый тезис возникает позже, отражая новые реалии.
Основные положения этой модели:
1) распространение информации должно быть доступно для индивидов без предварительного разрешения или лицензирования (признание равенства всех граждан на свободный доступ к информации);
2) критика правительства, официальных органов или политических партий не может быть наказуема;
3) публикации не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как чиниться препятствия при сборе материалов, ведущихся законными средствами;
1 У. Шрамм, автор главы о советской системе, приводит такие данные: перед революцией 1917 г. в стране выходило 1000 газет, а в середине 1950-х годов — 7000, не считая стенных (Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Фонд Карнеги, 1998. С. 191).
3.3. Модели функционирования СМИ
4) не должно существовать ограничений для распространения материалов масс-медиа через государственные границы;
5) журналисты обладают независимостью внутри института массовой коммуникации, а важнейшей формой разрешения споров между прессой и властью является суд.
Особенность этой модели — в обеспечении прессе таких возможностей контроля над правительством, какой ни один другой институт не мог дать. Именно в рамках этой теории складывается представление о прессе как «сторожевом псе демократии».
Фактически либертарианская теория прессы представляет собой теорию свободной печати, опирающуюся на первую поправку (First Amendment) к Конституции США, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающегося свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб»1. Эта формулировка с момента ее принятия стала основой не прекращающихся до сего дня дискуссий, поскольку открывает простор для интерпретаций: в ней содержатся возможности как для расширения свободы сбора, распространения и получения информации, так и потенциальные возможности для ограничений этой свободы, что означает введение регулирования деятельности СМИ со стороны государства, а также противоположная тенденция дерегулирования, предполагающая снятие всех ограничений. Постоянная борьба этих двух тенденций формирует весьма напряженное поле взаимодействий между масс-медиа и государством, принимающее новые и чрезвычайно интересные формы в ситуации медиаглобализации2.
В современных условиях либертарианская теории получила дальнейшее развитие, став основой теории социальной ответственности средств массовой информации, возникшей в 50-е годы XX в.
1 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.
М.: Юридическая литература, 1993. С. 40.
2 См. работу американского исследователя Монро Э. Прайса «Масс-медиа
и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее
вызов власти государства». М.: Ин-т проблем информационного права, 2004.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Таблица 1
Нормативные теории деятельности средств массовой информации
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Получила развитие | В Англии в XVI и XVII вв.; все еще применя ется | В Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно | В США в XX в. | В СССР и странах социалистического блока; некоторые элементы практиковались нацистами и итальянскими фашистами |
Теоретические основы | Философия абсолютной власти монарха, правительства или того и другого | Работы Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д. С. Милля, философия рационализма и естественных прав | Работы П. Хокинга, Комиссия по свободе прессы, практикующие журналисты; этические кодексы СМИ | Марксизм-ленинизм в его советском варианте |
Основная цель | Поддержание и проведение политики действующего правительства и обслуживание государства | Информирование, развлечение и продажа информации, но основное — поиск истины и контроль правительства | Информирование, развлечение и продажа информации, но главное — перевод конфликта на уровень обсуждения: СМИ как форум обмена мнениями | Поддержание системы социализма, в частности диктатуры партии, и содействие ее успехам |
Продолжение табл. на с. 141
3.3. Модели функционирования СМИ
Продолжение табл. 1
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Кто вправе использовать СМИ | Любой, получивший королевский патент или аналогичное разрешение | Всякий, имеющий средства для осуществления такой деятельности | Любой человек, у которого есть, что сказать | Представители номенклатуры, преданные ипроверенные члены партии |
Способы контроля за СМИ | Правительственные патенты, лицензирование, иногда цензура, гильдии | В «процессе возвращения к истине» на «свободном рынке идей» и в судах | Общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика | Цензура, экономические или политические санкции властей |
Что запрещено | Критика политической машины и чиновников | Клевета, непристойности, антиправительственная пропаганда в военное время | Серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов (военная тайна) | Критика генеральной линии партии, не распространяется на партийную практику; раскрытие государственных секретов и военных тайн |
Вид собственности | Частная или общественная | В основном частная | Частная, за исключением случаев, когда правительство с целью обеспечения общественных интересов вынуждено взять данное СМИ в свои руки | Общественная |
Окончание табл. на с. 142
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Окончание табл. 1
Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Существенные отличия от других теорий | Инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего | Инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества | СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их стать таковыми | Средства массовой информации и пропаганды (СМИ П) принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием |
Источник: Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. С. 64-65.
3.3.4
Теория социальной ответственности
В качестве ответа на возникшую в обществе и журналистской среде неудовлетворенность состоянием дел в масс-медиа в середине XX в. появилась англо-американская теория социальной ответственности. В ней отразились поиски новых оснований деятельности СМИ в условиях превращения их в индустрию по созданию и распространению информационного продукта. В этот период почти одновременно в Англии и США стали создаваться комиссии по анализу положения со свободой прессы и развитию социальной ответственности СМИ. В Великобритании формулируется Генеральный совет по печати для развития в прессе духа общественной ответственности и служения обществу, в США издатели ряда газет и руководители радио- и телестанций принимают на себя обязательства служить общественному благу, разрабатывая этические кодексы поведения. Такой перенос акцента с понятия «свободы от» (ограничений), т.е. «негативной свободы», характерной для либертарианской теории, на «свободу для» связан с изменившимся миром и ролью прессы в нем.
3.3. Модели функционирования СМИ
Превращение масс-медиа во всепроникающего посредника, обеспечивающего небольшой группе членов общества — их владельцам и журналистам — колоссальную власть, используемую не в целях защиты интересов всех граждан, но в собственных интересах, приводит к забвению роли «сторожевого пса демократии» и нарушению основополагающего принципа свободы слова для всех. Со стороны общества СМИ был предъявлен целый ряд претензий, большинство из которых сохраняют свою актуальность до сих пор.
1. Современные СМИ пользуются своей гигантской властью не в интересах общества, но в собственных интересах — монопольная концентрация информационной власти в руках финансовых «баронов», создавших «олигополии новостей»1, ведет к ограничению свободы и независимости в подаче новостей и выражении различных точек зрения, следствием чего является потеря возможностей политического выбора для граждан, сокращение возможностей доступа к различным каналам, уменьшая в целом разнообразие медийного пространства.
2. Даже независимые СМИ пресмыкаются перед «большим» бизнесом прежде всего из-за рекламных денег, допуская временами контроль над редакционной политикой.
3. Качество информации, являющейся для рядового гражданина источником формирования обоснованных суждений и рационального выбора, неудовлетворительно: в освещении событий основное внимание нередко уделяется сенсационности, ведущей к поверхностности, искажающей суть дела; развлекательные материалы страдают отсутствием содержания.
4. Нередко материалы СМИ содержат угрозу общественной нравственности (порнография, необоснованный показ насилия и жестокости).
5. СМИ вторгаются в частную жизнь.
6. Существующие СМИ, как правило, контролируются одной социально-экономической груп пой, а потому доступ новых лиц весьма затруднен, что ставит под угрозу реальное осуществление одного из основных принципов свободы информации — свободный и открытый рынок идей.
1 News oligopolis (от греч. oligos — немногие и poleo — продаю) — господство на информационном рынке небольшого числа крупнейших компаний.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Реакцией на эти обвинения в адрес СМИ стало возникновение разного рода правительственных комиссии и организаций, осуществлявших процесс государственного регулирования деятельности СМИ на основе принципов теории социальной ответственности, включающей в себя обязательства перед обществом, которые принимает журналист как представитель публичной профессии.
Основные положения теории социальной ответственности таковы:
1) в своей деятельности СМИ должны руководствоваться определенными обязательствами перед обществом;
2) публиковать материалы, соответствующие высоким профессиональным критериям: информативности, точности, объективности и сбалансированности;
3) деятельность СМИ является саморегулирующейся на основе правовых норм и соответствующих моральных требований;
4) СМИ должны быть плюралистичны: осуществлять как выражение различных точек зрения, так и предоставлять возможности ответа на критику;
5) вмешательство в деятельность СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности;
6) журналисты ответственны как перед обществом, так и перед работодателем;
7) СМИ ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не провоцировала проявления насилия, общественных беспорядков, оскорбление меньшинств.
Таковы основные идеи книги «Четыре теории прессы» — достаточно простой, но вполне работающей схемы, носящей нормативный характер.
Ревизия четырех теорий прессы, предложенная американскими исследователями в середине 60-х годов XX в., была осуществлена группой ученых Иллинойсского университета в работе, опубликованной в 1995 г.1, т.е. ровно через сорок лет после выхода книг Сиберта, Пе-терсона и Шрамма.
1 Last Rights. Revisiting Four Theories of the Press/ed. by J. Nerone. University of Illinois press. Urbana, Chicago, 1965.
3.3. Модели функционирования СМИ
Основным методологическим пороком книги трех авторов инициаторы пересмотра этой позиции считают игнорирование ведущего фактора в развитии современных СМИ — экономических зависимостей, возникающих в этой сфере на основе частной собственности, в связи с чем пересматривают все изложенные в книге типы политической зависимости печати от тех или иных государственных систем и структур. В качестве альтернативы авторы предлагают идеи комму-нитарной демократии, основанной на принципах христианской этики применительно к модернизированной теории социальной ответственности современных масс-медиа.
Наряду с этой теорией существует большое количество теорий, описывающих деятельность средств массовой коммуникации, в которых анализируются как реально существующие модели СМИ, так и предлагаются различные варианты нормативных теорий, но, к сожалению, не всем моделям их авторы могут найти примеры в действительности. Завершая общий обзор нормативных теорий, кратко охарактеризуем еще две вполне реалистичные модели —демократического представительства и развития (стран «третьего мира»).
3.3.5
Модель демократического представительства
В ее основе лежит идея о праве доступа отдельных граждан и меньшинств к средствам массовой информации для того, чтобы иметь возможность выразить свою позицию, т.е. артикулировать и защитить собственные интересы. В рамках этой модели формулируются следующие принципы:
1.как организация, так и содержание материалов массовой коммуникации не подчиняются централизованному политическому или бюрократическому контролю;
2.средства массовой коммуникации должны служить прежде всего своей аудитории, а не организациям, профессионалам или клиентам СМК;
3.социальным группам, организациям, местным общинам предоставляется возможность для реализации своих информационных потребностей, а в идеале создавать собственные СМК;
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
4. средства массовой коммуникации слишком важны для общества, чтобы оставаться уделом исключительно профессионалов, поэтому предпочтение следует отдавать не гигантам информационной индустрии, а небольшим по размеру организациям, способным осуществлять диверсифицированную массово-информационную деятельность.
■ 3.3.6 Модель развития
Общие принципы функционирования национальных СМИ, предложенные в 1970-е годы представителями стран «третьего мира» в рамках борьбы против культурного империализма, т.е. гегемонии стран Запада в информационном пространстве, за «новый мировой информационный порядок» (см. гл. 1) таковы:
1. СМИ должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства;
2. свобода СМИ может быть ограничена в связи с экономическими приоритетами и потребностями развития общества в целом;
3. приоритет в информационных материалах должен отдаваться тем, которые способствуют развитию национальной культуры;
4. особое внимание в информационных сообщениях следует уделять развивающимся странам, близким в географическом, культурном или политико-экономическом плане;
5. журналисты свободны в рамках своей профессии и в то же время ответственны перед обществом;
6. государство может обосновывать право на введение ограничений и цензуры за деятельностью СМИ интересами национального развития.
Модель развития, таким образом, исходит из необходимости приспособить нормативные рамки существования СМИ к социальным и культурным особенностям стран «третьего мира», оказавшихся в информационной зависимости от Запада.
СМИ и особенности их функционирования отражают институциональный общественный порядок, действуя в рамках существующих норм, правил поведения, определенных юридических установлений. При этом постоянно возрастающая роль СМИ превращает их
3.4. К социальной теории медиа: основные требования
в реальный фактор ускорения или замедления развития общественного сознания и общества в целом.
Все нормативные теории, о которых говорилось выше, страдают одним очевидным недостатком — выдвигаемые в них положения носят слишком общий характер, а безусловно справедливые их требования основываются не столько на теоретическом анализе, сколько на столь же общих, хотя и верных, лозунгах, обусловленных «злобой дня». Назрела необходимость создания социальной теории функционирования современных СМИ, которая позволила бы подойти к решению принципиально новых проблем, возникающих в ихдеятель-ности в условиях глобализации и формирования не только трансграничных информационных потоков, но и сверхнациональных государственно-юридических образований, прежде всего в рамках объединенной Европы. И попытки в этом направлении со стороны коммуника-тивистов предпринимаются, среди которых наиболее значимая осуществлена Дэннисом МакКуэйлом1.
3.4
К социальной теории медиа:
основные требования
В качестве основной посылки в этой теории используется идея об общественной роли современных СМИ, их служении «общественным интересам», что отражает достаточно широкий спектр ожиданий, связанных с деятельностью масс-медиа. Вне этой посылки невозможно обсуждать социально-нормативные принципы функционирования масс-медиа в современном обществе. В качестве «рамочных» Д. Мак-Куэйл предлагает следующие основные принципы: свобода, разнообразие, качество информации, социальный и культурный порядок, солидарность и согласие, которые мы и рассмотрим ниже.
1 McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Performance//Crowley D., Mitchell D. (eds.) Communication Theory Today. L.: Polity Press, 1994. P. 241-254. Idem. McQuail's Mass Communication Theory. 4lh ed. Sage, 2000. P. 141-162.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
3.4.1 Свобода
Центральное понятие для любой теории общественных коммуникаций — свобода, однако различные толкования его и слишком частое употребление затрудняют адекватное применение этого понятия к новому контексту. При анализе институциональных аспектов деятельности СМИ, учитывая общественный интерес, свобода коммуникации, по мнению МакКуэйла, предполагает набор следующих параметров разной степени жесткости:
• (бесспорное) отсутствие цензуры, каких-либо обстоятельств, связанных с привилегированным положением, или других мер контроля со стороны правительства. Существует право публиковать и распространять новости, мнения, и не существует обязательств в отношении публикации того, что не желают публиковать;
• (также бесспорно) равные права и возможности для граждан в свободном доступе к новостям, точкам зрения, образованию и культуре (это является частью того, что известно как «право на коммуникацию»);
• (менее определенно) свобода для самих средств массовой коммуникации в получении информации из соответствующих источников;
• (менее определенно) отсутствие скрытого влияния владельцев средств массовой коммуникации или рекламодателей на отбор новостей или выражения точек зрения;
• (желательно, но необязательно) активная и критическая редакционная политика в представлении новостей и мнений, инновационная и независимая издательская политика в отношении культуры и искусства.
Перечисленные установки предполагают, что единственно законными интересами, которым они должны удовлетворять, являются интересы коммуникаторов (тех, кто имеет какое-либо общественное сообщение для передачи) и граждан (всех тех, кто хочет участвовать), в частности представителей наиболее влиятельных партий.
Приведенные требования не лишены ряда противоречий, чреватых потенциальными конфликтами. Во-первых, свобода общественных коммуникаций не может быть абсолютной: необходимо учиты-
3.4. К социальной теории медиа: основные требования
вать ограничения, накладываемые на частные интересы высшим (коллективным) благом общества. Во-вторых, существует реальный конфликт между интересами собственников каналов массовой коммуникации (или тех, кто их контролирует) и теми, кто хочет получить доступ к этим каналам, но не имеет власти (или законного права) для этого. В-третьих, может возникать дисбаланс между тем, что коммуникаторы хотят сказать и тем, что реципиенты желают услышать, т.е. свобода одного при передаче информации может не совпадать со свободой другого при ее выборе. Последнее обстоятельство, пожалуй, наиболее значимо в данном контексте. В-четвертых, возникают обстоятельства, делающие необходимым вмешательство в деятельность СМИ со стороны правительства или общественности во имя свобод, которые на практике оказываются не обеспеченными.
Естественно, что достичь некоего идеального состояния коммуникационной свободы, устраивающего всех, невозможно, однако стремиться к этому необходимо. Основные функции, которые в демократическом обществе возлагается на СМ И с целью обеспечения свободного потока информации, в рамках социальной теории медиа выглядят так:
• систематический контроль за властными структурами и адекватное информирование об их деятельности (это относится к функции «сторожевых псов» (или наблюдателей);
• стимулирование активной и информированной демократической системы и социальной жизни;
• возможность выражения идей, представлений и мнений самого разного культурного содержания;
• постоянное обновление и изменение культуры и общества.
3.4.2 Разнообразие
Как и свобода, понятие разнообразия является ключевым, но также весьма туманным, в силу его опять-таки слишком частого употребления в любой дискуссии о средствах массовой коммуникации. Предполагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющееся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше. На деле,
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
как и в случае со свободой, это оказывается верным вообще до тех пор, пока мы не начинаем анализировать разнообразие содержательно. Тем не менее, многообразие как базовая характеристика систем массовой коммуникации также имеет специфические нормативные черты:
• СМИ должны отражать в своей структуре и содержании различные социальные, экономические и культурные реалии общества в целом и его групп в более или менее пропорциональном виде;
• они обязаны предоставлять более или менее равные возможности доступа для представителей социальных и культурных меньшинств;
• средства массовой коммуникации должны выступать в качестве форума для выражения различных интересов и мнений, существующих в обществе.
Приведенные нормативные требования разнообразия вызывают немало вопросов и ставят новые проблемы. Прежде всего, уровень возможного многообразия ограничивается физической емкостью канала. Наиболее вероятным следствием «пропорционального отражения реалий» окажется исключение из информационного процесса меньшинств, поскольку незначительные возможности доступа к каналу должны быть поделены между многими заявителями. С другой стороны, жесткое следование принципу пропорциональной представленности интересов и доминирующим ожиданиям и вкусам уменьшает шансы появления широких адресных программ, а также потенциальные возможности серьезных обсуждений общезначимых проблем. Эти проблемы несколько смягчаются с появлением дифференцированных интерактивных средств массовой коммуникации, помогающих компенсировать отмеченные недостатки «традиционных» каналов.
Тем не менее разнообразие считается ценностью как таковой, обладая очевидными преимуществами:
• возможностями для социальных и культурных изменений, обеспечивающими доступ к «форуму мнений» новым — слабым или маргинальным — голосам;
• усилением контроля за «теневыми сторонами» свободы (например там, где свободный рынок приводит к концентрации собственности);
• сохранением меньшинствами своей идентичности в больших обществах;
3.4. К социальной теории медиа: основные требования
• ослаблением социальных конфликтов путем увеличения возможностей взаимопонимания между представителями противоположных групп и интересов;
• обогащением разнообразия культурной и социальной жизни.
3.4.3
Качество информации
Данное требование, носящее скорее практический, чем философско-нормативный характер, не становится от этого менее важным в современных дискуссиях о стандартах средств массовой коммуникации, чем вопросы о свободе или многообразии. Требования к информации имеют как бы двойное происхождение: с одной стороны, они продиктованы потребностью в квалифицированной рабочей силе, с другой — в информированном обществе, граждане которого участвуют в выборе лидеров и демократическом принятии решений1. Свобода и многообразие сами по себе не обязательно приводят к более информативной общественной коммуникации.
Основные стандарты «качества информации», проявляющиеся в практических предписаниях и «кодексах», могут быть сформулированы следующим образом:
• средства массовой коммуникации (особенно пресса и телевидение) должны полностью обеспечивать людей текущими новостями и комментариями о событиях в обществе и мире;
• информация должна быть объективной в смысле точности, откровенности, правды о реальности, надежности, разделения фактов и мнений;
• информация должна быть сбалансированной и беспристрастной, отражать альтернативные точки зрения, которые подаются в несенсационной манере.
Основной проблемой в этом контексте оказывается определение объективности1, а приведенные критерии больше подходят для
1 Keane J. The Media and Democracy. Cambridge: Polity Press, 1991.
2 WesterstaMJ. Objective news reporting, in: Communication Research, 10,1983.
P. 403-424.
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
всей совокупности массовой информации, циркулирующей в обществе, нежели для конкретных каналов.
3.4.4
Социальный порядок и солидарность
В приведенном подзаголовке названа одна из целей функционирования СМИ, служащих «общественным интересам», а потому ориентированных на сохранение социального порядка и укрепление солидарности, т.е. единства общества, тесно связанного с проблемами интеграции и гармонии.
Сами эти понятия весьма сложны и неоднозначны, как и подходы к их интерпретации. С одной стороны, власти предержащие рассматривают средства массовой коммуникации в качестве неявного элемента поддержания статус-кво1. С другой стороны, современные плюралистические общества не могут трактоваться как имеющие единый доминирующий порядок, который безусловно должен поддерживаться всеми. Это налагает на средства массовой коммуникации сложно дифференцированную ответственность, особенно когда речь идет о том, до какой степени СМИ могут поддерживать потенциальные радикальные изменения существующего положения дел, альтернативные социальные группы и субкультуры, а также как подходить к освещению конфликтов и неравенства в обществе. Соответствующие принципы, хотя и не полностью совместимые, выглядят так:
• средства массовой коммуникации должны обеспечивать каналами взаимного общения и поддержки те группы, на которые ориентирована их деятельность (на национальном, региональном, локальном уровнях);
• СМИ могут способствовать социальной интеграции, уделяя особое внимание индивидам и группам, находящимся в социально невыгодном или подчиненном состоянии;
• средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка;
1 Статус-кво (лат. status quo) — существующее положение.
3.4. К социальной теории медиа: основные требования
• в вопросах национальной безопасности (война, угроза войны, иностранного вторжения, терроризм) свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов;
• в вопросах морали, приличий и вкуса (особенно в вопросах изображения сексуальных сцен, насилия и использования языка) средства массовой коммуникации обязаны принимать во внимание господствующие в обществе нормы.
3.4.5
Культурный порядок
Проблема ответственности средств массовой коммуникации в культурной сфере, когда мультикультурализм в условиях глобализации рассматривается как неизбежность — одна из наиболее острых. Горячие споры относительно того, как сохранить в этих условиях традиционные культурные образцы, ведутся и на национальном, и на международном уровне. При этом наблюдается мало согласия и еще меньше реальных действий. В ситуации, когда нормы зачастую не являются обязательными и применяются избирательно, существует лишь некоторое согласие в отношении базовых принципов культурной политики, которыми должны в своей деятельности руководствоваться СМИ:
• содержание средств массовой коммуникации должно отражать и выражать современную культуру людей, которых эти средства обслуживают (национально, локально, регионально), и вестись на их языке;
• некоторое преимущество в деятельности СМИ следует отдавать образовательно-просветительской роли этих средств, а также трансляции лучших образцов (материалов), отражающих особенности культурного наследия страны;
• средства массовой коммуникации должны способствовать проявлению культурного творчества, оригинальности и созданию работ высокого качества (соответствующих эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям).
Очень «неровная» реализация этих нормативных принципов при любой форме контроля отражает как первичность принципа свободы, так и влиятельность коммерческого императива. Принципы куль-
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
турного функционирования СМИ скорее могут быть введены в практику как желательные, но не обязате