Деятельность органов прокуратуры. Проблемы и перспективы

В соответствии с Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики» прокурорский надзор слагается из ряда основных направлений. В каждое из них входят взаимосвязанные части деятельности прокуратуры, различающиеся между собой по объектам применения, т.е. по тому, за чем осуществляется надзор. Общие задачи органов прокуратуры, предусмотренные ст. 3 Закона «О прокуратуре Кыргызской Республики», реализуются через осуществление конкретных задач в рамках каждого направления.

Основные направления деятельности прокуратуры связаны между собой общностью задач по укреплению законности и пределами правомочий прокурора по их осуществлению. Результаты деятельности в одном направлении нередко порождают необходимость осуществления надзора в другом. Так, по результатам проверки в порядке общего надзора может быть возбуждено уголовное дело, надзор за законностью расследования которого осуществляется уже в пределах направления по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, а передача этого дела в суд влечет надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах и.т.д. Борьба с нарушениями законов об охране прав и свобод граждан ведется, прежде всего, в рамках общего надзора, а координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями проводится по всем основным направлениям деятельности прокуратуры.

Однако существует и определенная специфика в формах и методах прокурорского надзора по определенным направлениям, каждому из которых В Законе о Прокуратуре КР уделяется специальное внимание.

На местах прокурор осуществляет свою деятельность по отдельным направлениям в пределах определенного административно – территориального деления (район, область и.тд.). Имеются и некоторые исключения; например, военная прокуратура в силу особенностей сферы проведения ею надзора строит свою работу не по территориально – административному признаку, а применительно к армейской структуре, выступая в качестве составной части Вооруженных Сил.

Имеются особенности и в надзоре прокурора за транспортной милицией, осуществляющей свою деятельность на железных дорогах и авиалиниях, не связанных прямо со строго определенной территорией.

Объектом общего надзора, как уже отмечалось, является соблюдения предписаний закона. Причем объектом реагирования может быть как решение, прямо противоречащее закону, так и принимаемое с узковедомственных или местнических позиций. Для органов прокуратуры задача решительного противодействия таким тенденциям имеет особое значение.

Органы государственного управления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане выступают в качестве субъектов прокурорско-надзорных правонарушений. Сущность общего надзора заключается в определении соответствия между законом и действиями, актами перечисленных субъектов. В случае их несоответствия прокурор принимает меры к устранению нарушений и их последствий. При этом общий надзор не должен подменять ведомственный контроль.

Условно в обще надзорной деятельности можно выделить следующие стадии:

Выявление нарушений и нарушителей законов, обстоятельств, способствующих этому; реагирование на выявление правонарушений и обстоятельств; установление результативности актов прокурорского реагирования.

В своей обще надзорной деятельности прокурор использует полномочия, закрепленные в Законе о прокуратуре, куда включены как методы получения информации, необходимой для осуществления надзора (ст. 41, 42, 43), так и формы реагирования, что в совокупности определяет полномочия прокурора (ст. 32).

Основным методом общего надзора является прокурорская проверка, направленная на выявление нарушений закона, сообщения о которых поступают от должностных лиц, граждан из публикаций в печати, от организаций и правоохранительных органов. Например, важное сведения можно почерпнуть из анализа данных информационно-вычислительных центров государственной статистики, банков, финансовых отделов, органов внутренних дел. Задача прокурора заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и постоянное поступление информации, позволяющей определить объекты и направления проверок, к проведению которых могут быть привлечены.

Одна из важнейших задач прокуратуры – решительно бороться с нарушениями законности в хозяйственной деятельности средствами и методами прокурорского надзора. Прокурор должен не просто констатировать положение, а побуждать к активным практическим действиям по устранению нарушений законности в хозяйственной деятельности средствами и методами общего надзора. К сожалению, прокуроры не всегда добиваются результативности проводимых проверок, соблюдения законности, устранения выявленных нарушений, привлечения виновных к ответственности. В частности, слабо ведется борьба с коррупцией, организованной преступностью, с проявлениями местничества и ведомственности. Соответственно органам прокуратуры предписывается обеспечить безусловное выполнение требований закона и правопорядка, усиление охраны прав и законных интересов граждан, тщательное и своевременное рассмотрение заявлений и жалоб о нарушениях законности и государственной дисциплины, повысить действенность надзора за соблюдением требований законодательства о рассмотрении обращений трудящихся.

Контроль за выполнением рекомендаций и предложений, содержащихся в актах прокурорского реагирования, - одно из эффективных средств повышения прокурорских проверок.

Общенадзорными проверками не исчерпываются методы выявления нарушений закона. Прокурор вправе истребовать для проверки соответствия закону акты, издаваемые министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, исполнительными и распределительными органами местных кенешей народных депутатов, общественными организациями и должностными лицами, добиваться от руководителей этих органов проведения проверок и ревизий деятельности подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных должностных лиц, получать от должностных лиц и граждан письменные или устные объяснения по поводу нарушения закона.

Другим методом выявления нарушений законности является обобщение материалов прокурорских и ведомственных проверок уголовных и гражданских дел, проверка законности административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия на административные правонарушения

Особая забота прокурора, осуществляющего общий надзор, - охрана прав граждан, борьба с обманом государства, хищениями под видом приватизации и.т.д.

Как и специальные направления деятельности прокуратуры, общий надзор предусматривает меры предотвращения нарушений закона, к числу которых относится проведение предварительных проверок, имеющих целью выявить и установить условия, которые могут привести к нарушению закона, и дачу заключений по проекту подзаконных актов.

Основные правовые акты общего надзора – протест, представление, предписание, постановление, предостережение, обращения (ст. 17, 18, 19, 20, 21, 22 Закона о Прокуратуре Кыргызской Республики).

Нормативные акты КР. – 1994 г. №4., стр. 10
Формами реагирования прокурора являются: опротестование незаконного действия; внесение представления; привлечение к уголовной ответственности; возбуждение производства об административных и дисциплинарных правонарушениях или передача материалов для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, мер, направленных на обеспечение возмещения материального ущерба; предостережение о недопустимости нарушений закона.

Предостережение как мера предупредительного воздействия законодательного закреплено в ст. 21 Закона «О прокуратуре Кыргызской Республики», в Указании Генерального прокурора КР о порядке применения этой меры. Предостережение является средством индивидуального профилактического воздействия на лиц, склонных к правонарушениям; способом разъяснения конкретных требований законодательства в целях предотвращения пересечения антиобщественного поведения, устранения условий и обстоятельств, порождающих нарушения закона. В Указании изложены основания и порядок применения проверки.

Предостережение применяется как к гражданам, так и к должностным лицам.

К формам реагирования на выявленное нарушение относятся также информационные записки, направляемые в государственные органы, которые рассматривают их в пределах своей компетенции.

Органы прокуратуры проводят большую работу по выявлению и опротестованию некоторых правовых актов. По документам прокурорского реагирования Президент КР, комиссии законодательных предложений, исполнительные органы, министерства и ведомства определяют, как соблюдаются требования законов и правовых актов, какие принимаются меры по обеспечению законности их исполнения.

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, его издавший, или вышестоящий орган.

В таком же порядке приносится протест акт или действие должностного лица.

В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконного действия, восстановления нарушенного права.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок после поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

При применении прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права граждан, а также в иных предусмотренных законом случаях, действие такого акта приостанавливается до рассмотрения протеста (ст. 17).

Представление прокурора в порядке общего надзора регулируется ст. 18 Закона о прокуратуре. Оно направляется в государственный орган, в организацию или должностному лицу, полномочному устранить нарушение, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не более чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона и причин, способствующих им, и о результатах восстановления законности сообщено прокурору.

Принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Кыргызской Республики и Законе о Прокуратуре КР (ст. 4).

Прокуратура, как и все органы государства, действует на общих организационно-политических принципах построения и функционирования государственной системы КР.

Вместе с тем прокурорскому надзору присущи черты, которые в совокупности отличают его от других форм государственной деятельности и которые находят выражение в принципах организации и деятельности прокуратуры.

Структура, кадры и некоторые направления реформирования.

Приступая к вопросу о системе и структуре органов прокуратуры Кыргызской Республики, отметим, что в целом она сохранилась в том виде, в каком досталась по наследству от бывшего СССР. Как тогда, так и сейчас общая численность оперативных работников остается стабильной и составляет 600 человек (плюс-минус 20 в разное время). В некоторых странах СНГ в связи со значительным повышением объема работы, связанного с резким ростом общей преступности, необходимостью организации собственной базы переобучения и переподготовки кадров, организацией международных связей и.т.д. штаты органов прокуратуры намного увеличились. Так, например, в Туркменистане, численность населения которого примерно равна Кыргызстану, данные штаты в 1996 году увеличены в два раза и составляют примерно 1200 человек. Хотя Кыргызская Республика переживает те же самые трудности переходного периода, позволить себе такое чисто по экономическим соображениям мы пока не в состоянии. В этой связи перед органами прокуратуры республики стоят довольно сложные задачи по оптимизации системы и структуры своих органов без увеличения ее штатной численности.

Структура органов учреждений прокуратуры определена в Законе «О прокуратуре Кыргызской Республики» и «Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры». Ведущее место в ней занимает Центральный аппарат (далее ЦА), возглавляемый Генеральным прокурором республики. Он представляет собой довольно мощный государственный орган, который не только осуществляет руководство нижестоящими прокурорами, но и принимает на себя непосредственное исполнение особо важных, наиболее ответственных функций в вопросах осуществления надзора, производит следствие по уголовным делам особой значимости и сложности.

Кроме центрального аппарата в систему органов прокуратуры также входят прокуратуры областей и города Бишкека, военная транспортная, природоохранные прокуратуры, прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИТУ Кыргызской Республики, прокуратуры районов и городов. Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Правительством Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора (в РФ – генеральным прокурором).

Основные направления деятельности ЦА Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики заключаются в следующем:

организует деятельность нижестоящих прокуратур, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов, контролирует их работу;

Шагивалиев А. К. Прокурорский надзор в Кыргызской Республике. Стр. 33-35.
вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;

непосредственно осуществляет надзор за соблюдением закона республиканскими органами государственной исполнительной власти, рассматривает жалобы на действия и решения этих органов и должностных лиц, а также на действия прокуроров областей, города Бишкека и приравненных к ним прокуроров;

осуществляет расследование преступлений особой значимости; взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка и законности;

представляет отчет Президенту Кыргызской Республики и регулярно информирует Правительство Кыргызской Республики о состоянии законности, о выполнении органами исполнительной власти обязанностей по обеспечению соблюдения законов, охране общественного порядка и национальной безопасности, прав и свобод граждан, вносит предложения по укреплению правопорядка и совершенствованию законодательства.

Генеральный прокурор назначается и освобождается Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), заместителей (по должности) других ответственных работников прокуратуры. Состав коллегии утверждается Генеральным прокурором с согласия Президента Кыргызской Республики (В РФ – персонально Генеральным прокурором).

1 декабря 200 года приказом Генерального прокурора №688 создан Центр повышения квалификации прокурорско-следственных работников.

Основной задачей Центра является повышение квалификации кадров, научно-исследовательская деятельность, пропаганда законодательства. Центр имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать расчетный счет в банке. Генеральный прокурор имеет также старших помощников, старших следователей и следователей по особо важным делам. В управлениях и отделах имеются начальники и их заместители, старшие прокуроры, а также могут быть главные специалисты-консультанты. Все перечисленные должностные лица, за исключением начальников ведущих управлений и отделов, где требуется согласие Администрации Президента, назначаются и освобождаются Генеральным прокурором.

Структура ЦА Генеральной прокуратуры в последние годы в целях оптимизации управленческих функций неоднократно менялась. Это также связано с изменением внутреннего законодательства суверенного Кыргызстана, перераспределением обязанностей между заместителями Генерального прокурора и другими обстоятельствами. В настоящее время (см. схему) подавляющее большинство структурных подразделений имеют новые, отличные от прежних, названия. Происходит в том числе и перераспределение численности сотрудников управления и отделов. Так, только в 1999-2000 гг. структура Центрального аппарата Генпрокуратуры менялась по два раза в каждом году.

Прокуроры областей, города Бишкека и военная прокуратура возглавляются соответствующими прокурорами, которые руководят и координируют деятельность нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за их работой. Их руководители назначаются и освобождаются Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора. Они имеют заместителей, назначаемых и освобождаемых по их представлению Генеральным прокурором. Начальники отделов и старшие помощники рассматриваемого звена прокурорской системы назначаются Генеральным прокурором. При назначении на эти должности требуются согласия Администрации Президента Кыргызской Республики. Они имеют заместителей, старших помощников, помощников следователей, которые назначаются и освобождаются вышестоящими прокурорами.

Срок полномочий Генерального прокурора – семь лет, прокуроров областей, городов, районов и приравненных к ним – пять лет. Последние не могут занимать свою должность более двух сроков подряд в одной административно-территориальной единице.

Прокуроры в течение срока полномочий могут быть освобождены от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переводом на другую работу или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации., в случае вступления в законную силу приговора суда за совершенное преступление, а также по другим основаниям, предусмотренным Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки конструктивных решений. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми работниками соответствующих органов прокуратуры. Несмотря на наличие таких положений в законе, коллегия тем нее менее является совещательным органом при областных и Генеральном прокуроре республики, которые вправе принять свое решение по рассматриваемому вопросу независимо от мнения членов коллегии. Решения коллегии, как правило, в последующем находят отражение в приказах Генерального прокурора, которые в случае несоответствия их закону вправе отменить он сам или Президент Кыргызской Республики.

Когда немного выше мы говорили о некоторых других обстоятельствах, влияющих на структуру ЦА Генеральной прокуратуры КР, нами имелось в виду и следующее. В Российской Федерации она имеет аналогичная направления, но с учетом масштабности то, что в Кыргызстане названо отделами, там имеет наименование управлений и главных управлений. Аналогичная ситуация просматривается в Казахстане, Узбекистане и многих других странах СНГ. С учетом того, что Кыргызская Республика является хоть и небольшим, но суверенным государством нами предлагаются ведущие отделы преобразовать в управления. Ведущими считать те, которые имеют аналогичные отделы на уровне прокуратур областей, поскольку на областном уровне отделы создаются, как правило, только по основным направлениям прокурорской деятельности: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор), следствие и надзор за соответствием судебных постановлений закону. В таком случае несколько изменится схема управления верхними звеньями органов прокуратуры. Преимущества предлагаемой схемы управления органами прокуратуры очевидны. Во-первых, не потребуется увеличение штатов, так как структура не предусматривает наличие отделов внутри самих управлений Генеральной прокуратуры. Отделы, прямо подчиненные данным управлениям, будут созданы на областном уровне. Внутри же самих управлений ЦА можно создать группы по отдельным направлениям прокурорской деятельности. Во-вторых, и это самое главное, значительно повысится престиж ведущих структурных подразделений на международном уровне в процессе взаимодействия их с аналогичными образованиями в прокуратурах других суверенных государств. В-третьих, это поможет определится в вопросе, какие же структурные подразделения Генпрокуратуры считать ведущими. Ни для кого не является секретом, что в большинстве стран СНГ управления и главные управления по основным направлениям созданы даже на уровне областей. Поэтому такие действия на уровне центрального органа суверенного государства считаем вполне оправданными.

Это тем более необходимо учитывать по причине высказанного Генеральным прокурором Кыргызской Республики на расширенном заседании коллегии 29 января 2001 г. намерения, с которыми мы полностью согласны, структурно обозначить и сформировать два дополнительных подразделения:

а) по надзору за обеспечением прав и свобод граждан;

б) по международным связам.

Насколько актуальны на сегодняшний день эти направления, думается, комментировать излишне.

Кадры. Вопрос укомплектования органов прокуратуры высококвалифицированными кадрами является одним из наиважнейших слагаемых успешной работы всей прокурорской системы.

Вопросы подбора, назначения, расстановки, порядка прохождения службы и прекращения работы кадров органов прокуратуры регулируется в основном Конституцией КР, Законами «О прокуратуре КР», «О государственной службе», Указом президента КР «Об утверждении реестра государственных должностей Кыргызской Республики» №167 от 3 июля 2000 г. и Положением «Об основах этики государственных служащих КР», утвержденных Указом Президента КР от 9 января 2001 г., а также в Положении «О порядке прохождения службы в органах прокуратуры КР», утвержденного Указом Президента КР от 6 февраля 2001г. «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора и дальнейшему утверждению законности в Кыргызской Республике».

Шагивалиев А. К. Прокурорский надзор в КР. – стр. 42-43
В настоящее время в органах прокуратуры Кыргызской Республики состоят на службе 622 сотрудника. В их числе 24,5% молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет; 33,7% составляют прокуроры и следователи в возрасте до 30 лет; 30% - в возрасте от 30 до 40 лет и 27,2% в возрасте свыше 40 лет. Состав прокуратуры многонационален, и это хорошая сохранившаяся традиция кыргызской прокуратуры. 88% составляют кыргызы, 4,5% - русские, 2,3% - узбеки, около 1% - казахи, а также представители других национальностей.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокурора и следователя. На должность Генерального прокурора назначаются лица не моложе 40 лет и не старше 65 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. На должности заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Бишкека, а также военного прокурора назначаются лица не моложе 35 лет и не старше 60 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, а прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров – лица не моложе 30 лет, имеющие такой же стаж работы не менее 5 лет.

Прокурорами и следователями назначаются граждане Кыргызской Республики, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, пригодные по состоянию здоровья для работы в органах прокуратуры; лица, впервые назначаемые на должности, принимают присягу. Лица, окончившие высшее юридическое учебное заведение и не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение года На них распространяются все права и обязанности соответствующего работника прокуратуры. Генеральный прокурор имеет право сократить срок стажировки или вообще освободить от нее. Прокуроры и следователи подлежат аттестации в установленном порядке.

Закон КР «О государственной службе» (ст. 3) разделяет всех госслужащих на 6 групп:

Президент КР.

Депутаты Жогорку Кенеша КР.

Премьер-министр, член Правительства, судьи и другие должности, назначаемые или избираемые Президентом или Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности групп 1, 2 и 3 – помощники, советники и другие.

Учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов.

Учреждаемые государственными органами, порядок прохождения службы которых регулируется специальными законами, - военнослужащие, сотрудники органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности, налоговой и таможенной инспекции.

Как видим, в приведенной градации госслужащих сотрудники органов прокуратуры находятся на самой нижней ступени иерархической лестницы. Однако так кажется только на первый взгляд и объясняется это наличием противоречий и неточностей в самой норме закона.

Так, генеральный прокурор, министр внутренних дел министр обороны и некоторые другие законом отнесены к третьей группе. Значит сотрудники этих ведомств, в том числе прокуратуры, должны быть по логике отнесены к четвертой группе, поскольку они обеспечивают исполнение полномочий этих лиц.

Кого же необходимо относить к пятой группе, вообще непонятно. На наш взгляд, 5 и 6-ю группу из приведенной нормы вообще необходимо изъять и ввести группу 5 в следующей редакции: «Другие государственные служащие, включенные в единый Реестр, отвечающие предъявляемым квалификационным требованиям и получающие заработную плату за счет республиканского и местного бюджетов».

На сотрудника органов прокуратуры, кроме общепринятых для всех граждан требований (например, соблюдать Конституцию, законодательство и.т.д.), так же как и на других государственных служащих, возлагаются следующие обязанности:

соблюдать правила поведения и этику государственного служащего:

знать государственный язык в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей;

выполнять приказы, распоряжения и иные решения вышестоящих руководителей, издаваемые в пределах их полномочий;

поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей;

хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

при поступлении на службу, а затем ежегодно представлять в соответствующие органы налоговой службы сведения обо всех доходах и имуществе;

при наличии доли в уставном капитале коммерческих организаций на время нахождения на государственной службе обязан передавать в установленном порядке в доверительное управление другим лицам и некоторые другие.

Для работников органов прокуратуры законодательством Кыргызской Республики кроме того установлены довольно жесткие ограничения, связанные с прохождением службы. Прокурор и следователь не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой; заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;

быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно подчинен и подконтролен;

использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию

получать от физических и юридических лиц вознаграждение в виде подарков, денег и услуг за осуществление действий или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий;

участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов;

участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;

находится на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицами, находящимся с ним в близких родственных отношениях (родители, супруг (а), братья, сестры и дети).

В случае установления и подтверждения факта несоблюдения установленных законом ограничений государственный служащий письменно предупреждается руководителем государственного органа, назначавшим его на должность, о необходимости прекращения такой деятельности. При продолжении деятельности после письменного предупреждения в отношении служащего применяются предусмотренные законодательством КР меры ответственности.

Государственные должности не могут занимать лица:

призванные решением суда недееспособными;

имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке;

не пригодные по состоянию здоровья для исполнения обязанностей, согласно медицинскому заключению, если для соответствующей должности установлены специальные требования.

К работникам органов прокуратуры предъявляется также еще ряд требований этического характера;

при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях государственный служащий обязан в общении с руководством, коллегами и гражданами соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством;

быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и принимать аргументированные решения;

не оставлять без внимания факты нарушения норм этики со стороны других государственных служащих;

не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконный действия;

не обсуждать с гражданами и другими лицами действия своего руководителя, коллег или подчиненного, а также свои собственные действия на государственной службе;

не вправе давать несогласованные и неуполномоченные обязательства и обещания;

не вправе допускать конфликта интересов в своей деятельности (ситуация, когда служащий имеет личный интерес в результате своей деятельности на государственной службе, но который противоречит интересам этого государственного органа или общества в целом);

Басков В. И. Курс прокурорского надзора. – М., Зерцало, 1999 г. стр. 78-79
не вправе допускать незаконного влияния или воздействия со стороны кого-либо, в том числе иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими должности и положения, на свою служебную деятельность. В случае оказания такого давления госслужащий обязан сообщить об этом своему руководителю или вышестоящему органу.

Контроль за соблюдением этических норм возлагается на комиссии по этике, избираемые самими государственными служащими соответствующего органа, в которую по должности входят руководитель данного государственного органа и его заместители. Однако последние не могут быть избраны председателем комиссии. Данные комиссии по каждому случаю правонарушения проводят служебное расследование, по результатам которого государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной материальной или уголовной ответственности в установленном законом порядке.

Приведенные выше профессиональные и этические требования к работникам органов прокуратуры освещены столь подробно не без оснований. Соглашаясь в принципе и в целом со всеми пунктами данных требований, тем не менее следует отметить, что в реальности некоторые из них неисполнимы либо трудноисполнимы и, как правило, не исполняются. Их появление связывается нами, во-первых, со спецификой переходного периода; во-вторых, благим намерением системе государственной службы.

Однако весь комплекс требований, на наш взгляд, кажется чрезмерным. Сами собой напрашиваются вопросы: что нам делать с некоррумпированными прокурорами, которые в сельской местности берут в аренду землю, обрабатывают ее, получают урожай и используют полученные доходы для нужд своей семьи? Или выращивают скот в тех же целях? Может ли прокурор приобрести акции какого-либо предприятия и использовать в своих личных интересах полученные дивиденды? Является ли это предпринимательской деятельностью? Следуя букве нашего законодательства – да.

Однако в цивилизованном мире, причем повсеместно, к решению этой проблемы подходят несколько иначе. Так, в частности, в тех же США предпринимательской деятельностью заниматься госслужащим не запрещено полностью. Она лишь ограничена определенными условиями, такими, например, как занятие предпринимательством во время, свободное от исполнения своих служебных обязанностей, уплата налогов, ведение ее зло употреблений занимаемым должностным положением и.т.д. На наш взгляд, такого рода запреты у нас способствуют только тому, что чиновники вынуждены маскировать свою на самом деле осуществляемую деятельность, действовать через подставных лиц и.т.п. Государство в этом случае только проигрывает. Тем самым мы вовсе не оспариваем необходимость наличия норм, ограничивающих возможный произвол со стороны госслужащих, а предлагаем в некоторых их частях привести в соответствие с реально существующими общественными отношениями в стране. И если даже такое произойдет в ближайшие годы, то все равно столь высокие требования к лицам, проходящим службу в органах прокуратуры, были и будут. И это оправдано, поскольку без такой постановки вопроса добиться решения стоящих перед прокуратурой задач просто невозможно.

Согласно Закону Кыргызской Республики «О государственной службе» (ст.15), все государственные должности классифицируются на высшие, главные, старшие и младшие. Указом Президента КР № 167 от 3 июля 2000г. утвержден Реестр государственных должностей, включающий в себя два перечня (отдельно для органов власти, отдельно для госслужащих) и квалификационные требования.

Применительно к органам прокуратуры к высшим государственным должностям отнесены: Генеральный прокурор республики, его заместители и директор Центра повышения квалификации прокурорско-следственных работников. К главным: от прокурора области до заместителя прокурора города, района, специального прокурора и зам. Начальника управления, отдела Генпрокуратуры. К старшим: от начальника управления, отдела прокуратуры области до главного специалиста. К младшим: от прокурора отдела, управления до специалиста.

Установлены следующие квалификационные требования:

высшие должности государственной службы – стаж государственной службы на

главных должностях не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее

пяти лет;

главные должности государственной службы – стаж государственной службы на старших должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

старшие должности государственной службы – стаж работы по специальности не менее трех лет;

младшие должности государственной службы – без предъявления требований к стажу.

Как видим, эти квалификационные требования к работникам госслужбы намного занижены по сравнению с теми, которые установлены для работников прокуратуры в ст.34 Закона «О прокуратуре Кыргызской Республики». Поскольку, по нашему мнению, Закон имеет большую юридическую силу нежели Указ Президента, то к прокурорским работникам в данном случая должны предъявляться более высокие требования, установленные в Законе.

Работникам органов прокуратуры присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Лица, которым присваиваются классные чины, обеспечиваются без платным форменным обмундированием в порядке и по нормам, установленным в Положении о порядке происхождение службы органах прокуратуры Кыргызской Республики.

В настоящее время Законам Кыргызской Республики «О воинских и специальных званиях» для прокуроров установлены следующие классные чины;

Младший юрист (младший лейтенант юстиции).

Юрист 3 класса (лейтенант юстиции).

Юрист 2 класса (старший лейтенант юстиции).

Юрист 1 класса (капитан юстиции).

Советник юстиции 3 класса (майор юстиции).

Советник юстиции 2 класса (подполковник юстиции).

Советник юстиции 1 класса (полковник юстиции).

Государственный советник юстиции 3 класса (генерал-майор юстиции).

Государственный советник юстиции 2 класса (генерал-лейтенант юстиции).

Государственный советник юстиции 1 класса (генерал-полковник юстиции).

Первым и пока единственным Генеральным прокурором Кыргызской Республики, которому присвоены классный чин Государственного советника юстиции 1 класса, является А.Ш.Шаршеналиев. Во временно СССР прокурорам Республики присваивались классные чины выше Государственного советника юстиции 2 класса.

Работники органов прокуратуры Законом (ст. 37) наделено в определенной мере юридическим иммунитетом уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурора и следователя могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора, за исключением случаев возбуждения дела судом (так называемого дела частного обвинения). Не допускается привод, личный досмотр прокурора и следователя, а также досмотр их вещей и используемого ими транспорта, кроме случаев, когда последние застигнуты на месте преступления. В целях обеспечения личной безопасности в связи с выполнение с служебных обязанностей и для пересечения преступных действий, прокурор и следователь вправе иметь, носит и применять в установленном законом порядке табельное оружие.

Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики» (ст.ст.39-40) определены меры правовой и социальной защиты работников прокуратуры, их материальное и социальное обеспечение.

Заработная плата сотрудников органов прокуратуры состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Оперативным работникам предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 30 рабочих дней с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах республики. С учетом слуги лет отпуск может быть увеличен до 45 суток.

Прокуроры и следователи имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Кыргызской Республики всеми видами общественного транспорта, городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности - также и попутным транспортом (действие отменены Постановлением Правительства Кыргызской Республики).

Оперативные работники органов прокуратуры и члены их семьей, а также их имущество находится под защитой государства. Жизнь и здоровья работников прокуратуры в обязательном порядке подлежать государственному социальному страхованию из средств республиканского бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания.

В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, они получают ежемесячно компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и заработной платой по последнему место работу, а также единовременное пособие в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Закон «О прокуратуре РФ». – стр. 43-45
В случае гибели работника прокуратуры в связи с исполнением им служебных обязанностей, всеми погибшего выплачиваются единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. За семьей погибшего сохраняется право на получения благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, который имели места на момент гибели работника.

Как ни велики кажутся с первого взгляда социальные гарантии работников органов прокуратуры Кыргызской Республики, но они на несколько порядков ниже чем те, которые имеют прокуроры в Российской Федерации.

Видимо это зависит от реальных экономических возможностей страны.

В соответствии с Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики» прокуратура Кыргызской Республики государственный орган в системе исполнительной власти осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления. министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и другими органами создаваемыми при Правительстве Кыргызской Республики местной государственной администрации общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности.

Согласно ч 1, ст. 3 Закона «О прокуратуре Кыргызской Республики» В целях обеспечения верховенства закона и укрепления законности охраны прав и свобод граждан Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов органами местного самоуправления и подчиненными Правительству Кыргызской Республики всеми органами исполнительной власти, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами за соответствием законом издаваемых ими актов, а также с гражданами с тем чтобы; акты принимаемые этими органами, организациями и должностными лицами соответствовали законодательству Кыргызской Республики; Никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к административной, дисциплинарной и материальной ответственности; Принимались меры к установлению и своевременному устранению любых нарушении закона и обстоятельств, способствующих их совершению восстановлению нарушенных прав. Прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно хозяйственную деятельность.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, всеми органами исполнительной власти, подчиненными правительству Кыргызской Республики, общественными объединениями, юридическими лицами, а также за соответствием законов создаваемых им правовых актов, является одним из основных направлений органов прокуратуры Кыргызской Республики и именуется общим надзором. Сущность и назначения общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным соблюдением законов в органах и в сфере государственного управления. Именно в этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушении закона. Именно в этой области государственного управления должны быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное так понимании, так и применении законов. Предписание законодателя должно твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различие и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влиянием.

Если сопоставить общий надзор с другими отраслями прокурорского надзора, то мы увидим, то по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти, и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане), обще надзорное деятельность прокуроров является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение общего надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства, разветвленности экономических связей между государственными предприятиями переходом промышленности и предприятии сельского хозяйства на самоокупаемость и самофинансирование Все это обязывает прокуроров держать общий надзор на постоянном контроле и поднимать его качество на новый уровень.

Осуществляя надзор за исполнением законов в области государственного управления, органы прокуратуры тем самым способствует выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечения прав и законных интересов граждан и т.д. Иначе говоря, прокуроры, осуществляя свои полномочия, в сфере общего надзора решают вместе с другими органами и организациями вопросы государственного экономического социального строительства1.

Задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многообразно. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности, прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на режиме законности в государстве. Определяя направления в осуществлении прокурорами общего надзора на передний план необходимо выдвинуть следующие:

Надзор за исполнением законов об охране государственной собственности от преступных на нее посягательств; наступательная борьба с хищениями, бесхозяйственностью, расточительством, последовательное применение правовых средств для охраны государственной собственности, полное возмещение причиненного материального ущерба;

С учетом экономической обстановки в районе, области применение предусмотренных законом средств по охране природы и рациональному использованию ресурсов и использование мер правового характера в отношении должностных лиц и граждан допускающих хищническое отношение к земле, ее недрам растительному и животному миру;

Охрана трудовых, жилищных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, соблюдение требовании закона о порядке рассмотрение жалоб, заявление и предложение граждан;

Обеспечение законности в социальной сфере здравоохранении, социальном обеспечении, бытовом обслуживании;

Выполнение всеми гражданами конституционных обязанностей перед обществом и государством.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов выражается в том, что основанием применении государством своих полномочии является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая, такой информацией, прокурор проводит проверки исполнение законов и совершает другие надзорные действия. Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы эти законы точно и единообразно соблюдались всеми органами независимо от их, подчиненности и (подведомственности) должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением закона.

Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов прокуроры способствует тем самым развитию рыночных отношении в Кыргызской Республике, повышению стабильности в обществе, укреплению государственности, становлению правового государства т.е. реализации социально экономических и иных реформ.

В связи с ростом преступности в последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов как раннего средства предупреждения преступления. Осуществляя надзор, прокуроры выявляют не только преступление, но и что особенно важно, такие правонарушения, которые могут перерасти в преступление либо способствуют совершению преступлении.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят;

-В обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информации. О нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушении законов и способствующих к этому обстоятельств;

-В наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушении и в первую очередь преступлении;

-В активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнение законов и подзаконных актов, укреплению законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок и подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах на предприятиях, в учреждения и в организациях;

- В более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений. Ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, памятуя о том, что перед законом все равны;

-В доведения до населения и общественности через радио, телевидения периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушения законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилии и должностней, состоянии и динамике правонарушаемости в местностях;

-выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в правительственные органы и органы обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

-повышение правовой культуры должностных лиц в особенности руководителей государственных органов, издающих правовые акты и совершающие другие значимые юридические действия, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно профилактических мероприятий1.

Основные требования, предъявляемые в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов - это повышения его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат-состояние законности и правопорядка.

 
 



Глава 3. Основные направления деятельностиорганов прокуратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: