Возникновение и развитие Прокуратуры Кыргызстана

Сегодня, как показывает практика, наша прокуратура выполняет многие несвойственные ей функции. Но для того, чтобы определить сферу ее деятельности, объем полномочий, необходимо, прежде всего, иметь четкую концепцию прокурорской власти. В противном случае изменения в законодательстве о прокуратуре сведутся лишь к отдельным поправкам, которые могут привести к усилению отрицательных тенденций в ее деятельности.

Прежде чем попытаться сформулировать некоторые элементы такой концепции, необходимо внимательно проследить путь, по которому прокуратура пришла к нынешнему состоянию.

Об опасностях, связанных с подчинением прокуратуры исполнительной власти, европейские юристы предупреждали еще в середине ХIХ века, показав на примере Франции и Германии, как прокуратура с ее огромными обвинительными полномочиями может стать орудием политической борьбы.

В дальнейшем опыт бывшего СССР подтвердил обоснованность этих опасений. В первые же годы становления послереволюционной прокуратуры прокурорский надзор благодаря последовательному и жесткому партийному руководству приобрел четкую политическую направленность, причем именно в тот период, когда сама партия входила в административно-командную систему управления обществом.

Октябрьская революция 1917 г. явила миру новый тип государства-государства диктатуры рабочего класса в форме советской власти. Право и законность с первых же дней стали орудием разрушения старого буржуазно - помещичьего общественного и экономического строя.

Создание советского государства означало установление в стране новой законности, нового правопорядка и этот порядок укреплялся в ожесточенной борьбе с противниками власти Советов, с ее внешними и внутренними врагами.

В. И. Ленин, говоря о законности, подчеркивал ее классовой характер и обусловленность существующими общественными отношениями.

Самые первые декреты советского правительства – «Декрет о мире» и «Декрет о земле», по выражению Ленина, «два закона мирового значения» – придавали общеобязательную силу коренным политическим требованиям большевистской партии, отражавшим интересы рабочего класса, всех трудящихся масс.

Советская законность с момента своего возникновения стала называться «революционной».

В. И. Ленин создал новую теорию и практику социалистической законности, точнее – учение о законности в социалистическом государстве. Единство законности на всей территории страны, обеспечение этого единства как непременной функции государства, равенство всех перед законом и равная обязанность всех без исключения строго и неуклонно соблюдать законы, недопустимость противопоставления законности целесообразности, неразрывная связь законности с культурностью, воспитательная роль законности в развитии правовой культуры населения, обязательность в борьбе за законность опираться на помощь народных масс – таковы основные положения этого учения.

Одним из первых декретов рабоче-крестьянской власти был «Декрет о суде» №1 от 24 ноября 1917 г., принятый при непосредственном участии В. И. Ленина и подписанный им. Этим декретом упразднялись существовавшие до октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. На выборных началах из представителей трудящихся создавались местные народные суды, которые рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел. Одновременно учреждались революционные трибуналы для борьбы с контрреволюционными силами и защиты завоеваний Октября.

После подавления, разгрома и ликвидации вооруженной внутренней контрреволюции и иностранной интервенции перед Советским государством встали новые задачи восстановление и развитие промышленности, сельского хозяйства, создание новой хозяйственной основы. Было принято решение о переходе к новой экономической политике.

Советская прокуратура, как орган надзора за точным и безусловным исполнением советских законов всеми органами власти, должностными лицами и гражданами, должна была обеспечить «беспощадную борьбу с врагами народа» путем применения жестких мер судебной репрессии, а также охрану «гарантированных законом прав и свобод советских граждан».

Вопрос о создании независимого от местных органов власти органа надзора за законностью был поставлен в 1921 г. в ходе дискуссии на страницах «Известий ВЦИК» в связи с многочисленными нарушениями законности, ущемлением прав граждан на местах местными органами власти, только что вышедшими из условий гражданской войны и военного коммунизма, которым были тесны рамки законности. Именно для обуздания этого беззакония и возникла идея создания прокуратуры, ибо местные органы юстиции, судебные органы были не только не в состоянии с этой задачей, но и сами тоже нуждались в защите.

Трудно было рассчитывать и на помощь центральных органов, поскольку путь обжалования незаконных действий власти оказывался не всегда и не везде осуществимым. А если удавалось добраться до центра, то нередко по возвращении жаловавшиеся подвергались преследованиям со стороны особенно ретивых хранителей «престижа власти». В редакцию даже поступали письма с запросами, можно ли вообще жаловаться.

В опубликованном в тот период циркулярном письме ВЦИК также констатировались «случаи, когда подавшие в центр жалобу подвергаются арестам и репрессиям на местах», и разъяснялось, что «жалобщики ни в коем случае административным репрессиям не подвергаются».

Таким образом, о надзоре за исполнением законов в сфере экономики ни при обсуждении вопроса о необходимости прокуратуры, ни при ее создании речь вообще не шла. Нормальная рыночная экономика, а именно такой была перспектива нэпа, в нем не нуждалась.

Отвергалась и идея прокурорского надзора в суде: «Общество не нуждается ни в каких других стражах законности, кроме судов, ни от кого не зависящих и стоящих под нравственным контролем только общественного мнения. За судами могут только надзирать судьи: высшие над низшими. Если к этим стражам закона приставлены будут присматривающие за этими надзорщиками, почему и над ними не учредить контроля?

К этому трудно что-либо добавить в обоснование ненужности, вредности, в том числе и для самой прокуратуры, прокурорского надзора в судопроизводстве.

Третья сессия ВЦИК IХ созыва 28 мая 1922 г. утвердила «Положение о прокурорском надзоре», в котором было сказанного: «В целях осуществления надзора и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью ВЦИК постановляет: учредить в составе Народного комиссариата юстиции государственную прокуратуру».

Таким образом, советская прокуратура возникла, прежде всего, как орган надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, граждан и как орган борьбы с преступностью, осуществляемой в интересах укрепления Советского государства и революционного порядка.

Положение о прокурорском надзоре обязывало советскую прокуратуру не только осуществлять надзор за законностью действий органов власти, должностных лиц и граждан, но и поддерживать от имени государства обвинение в суде.

Однако функция государственного обвинения в суде у прокуратуры не ограничивалась лишь участием в судебном следствии и произнесении обвинительной речи. И та деятельность прокуратуры была и остается надзором прокуратуры за законностью судебного следствия, судебного приговора и судебного решения.

Следует подчеркнуть, что функция поддержания прокурором от имени государства обвинения в суде никогда не была оторвана от функции надзора за законностью.

На всех стадиях уголовного преследования прокурор обязан осуществлять надзор за законностью содержания заключенных под стражей, надзор за законностью действий судей в процессе судебного следствия и при вынесении судебного приговора или судебного решения. По Положению о прокурорском надзоре, принятому 28 мая 1922 г., прокурор обязан был осуществлять надзор за законностью действий судебных органов на всех стадиях уголовного и гражданского судопроизводства. И это отличало советскую прокуратуру от буржуазных прокуратур, ограничивающих свою деятельность в суде лишь обвинением.

С первых дней создания прокуратуры Положением о прокурорском надзоре и Уголовно-процессуальном кодексом были определены ее характер и задачи по надзору за законностью и поддержанию государственного обвинения в суде.

Точильский В. Н. О кооперации прокурорской власти//Советское Государ-во и право. – 1999г.№9.стр.39-47
С этого же времени советская прокуратура была орудием государства в борьбе с противниками революционной законности.

Еще до того как была создана советская прокуратура, возникли споры по вопросу об ее организации кому должны подчиняться органы прокуратуры.

В комиссии ВЦИК, выбранной для руководства работой 3-й сессии ВЦИК IХ созыва, вопрос о подчиненности прокуратуры вызвал серьезные разногласия. Большинство ее членов высказалось против того, чтобы местные представители прокуратуры назначались только центром и были подчинены только центру, как по линии назначения, так и по линии практической деятельности.

Большинство комиссий ВЦИК считало также, что прокуроры не имеют права опротестовывать любые решения местных губисполкомов и местных властей вообще.

Эту позицию В. И. Ленин признал принципиально неправильной, в корне противоречащей идее единой законности для свей федерации советских республик. По его словам, в советской республике не должно быть законности калужской и законности казанской; законы центральной советской власти должны быть, безусловно, обязательны для всех местных органов власти и все решения последних должны выноситься в строгом соответствии с законами центральной власти, следовательно, законность должна быть единой, республиканской.

Для того, чтобы прокуроры могли на деле противостоять местным влияниям, местному и всякому иному бюрократизму и добиваться действительного единообразия в применении закона, представители прокурорского надзора на местах должны подчинятся только центральной прокурорской власти.

Одновременно с организационными принципами деятельности прокуратуры были определены ее задачи и права в осуществлении надзора за законностью, установлено, что принципиально отличает прокурорский надзор от всякой административной власти – прокурорский надзор никакой административной властью не обладает и правом решающего голоса ни по одному административному вопросу не пользуется.

Исходя из этой особой природы прокуратуры, в отличие от всякой административной власти, были определены права и обязанности прокурора: «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного применения законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям». Единственное право и обязанность прокурора – передать дело на рассмотрение суда.

При обсуждении вопроса о прокуратуре было решено установить полное подчинение прокурорской власти на местах только центру, центральной прокурорской власти в лице прокурора республики, сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все всякие решения местных властей, если они противоречат законам центральной власти.

В соответствии со ст. 2 Постановлением Всероссийского ЦИК от 23 июня 1921 г. и в целях достижения единообразия в организации и деятельности высших судебных центров для исключительных судов (революционных трибуналов) в независимых договорных советских республиках, автономных республиках и автономных областях устанавливается впредь в качестве основного закона следующее о них положение:

1.Независимые советские и независимые договорные советские республики организуют свои судебные центры для исключительных судов (революционных трибуналов) в порядке примечания 3 ст. 2 Постановления от 28 июня 1921 г. по постановлению своих исполнительных комитетов.

2. В автономных республиках могут быть организованы в соответствии с Постановлением от 28 июня 1921 г. верховные трибуналы при местных ЦИК на правах отделений Верховного трибунала ВЦИК с коллегиями по соглашению Пленума Верховного трибунала ВЦИК с соответствующими центральными исполнительными комитетами.

3. В автономных областях, где местный ЦИК пользуется правом губернских исполнительных комитетов, могут быть организованы в соответствии с Постановлением ВЦИК от 28 июня 1921г., революционные трибуналы на правах только губернских трибуналов, непосредственно подчиненные Верховному трибуналу ВЦИК.

В дополнение ко всем ранее изданным постановлениям относительно организации при ЦИК автономных советских республик высших судебных центров для исключительных судов революционного трибунала на правах отделений Верховного трибунала ВЦИК - Постановление от 23 июня 1921г. (СУ, 1921,№51, ст. 294), Постановление ВЦИК от 31 августа 1921г. (СУ, №62, ст. 442), Постановление ВЦИК от 1 декабря 1921г. (СУ, 1921, №78, ст. 662) – и в разъяснение вопроса о прерогативах ЦИК автономных советских республик в отношении приговоров революционных трибуналов, действующих на территории данной республики, Президиум ВЦИК постановляет определить права ЦИК автономных советских республик в отношении приговоров революционных трибуналов, действующих на территории соответствующей республики, исключительно следующими положениями:

1.Ст. 35-й Положения о трибуналах от 27 марта 1920г. (СУ,1920г,№22-23, ст.115),

согласно которой ЦИК автономных республик предоставляется право изменения меры репрессии, примененной трибуналами, в смысле ее повышения или понижения, по представлению Кассационной коллегии организованного при ЦИК соответствующей республики отделения Верховного трибунала ВЦИК;

2. В области организационной – в назначении состава действующих при ЦИК соответствующих республик отделений Верховного трибунала ВЦИК с обязательным сообщением списка такового Верховному трибуналу.

Устанавливая принцип строгой централизации в деятельности прокурорского надзора и полной независимости ее от влияния местной власти, В. И. Ленин в то же время подчеркивал необходимость партийного контроля за работой и линией проведения прокурорского надзора в борьбе с преступностью и установления единой законности во всей республике, для того, чтобы прокуратура вела свою работу «под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК, ЦКК»

Так сложилась в мае!(«» г. советская прокуратура, призванная защищать интересы партии. При этом на прокуратуру возлагалось:

а) осуществление надзора от имении государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

в) подержание обвинения в суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

3. Во главе прокуратуры, в качестве прокурора республики, стоит народный комиссар юстиции. В непосредственном ведении прокурора республики находится входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры.

4. При прокуроре республики в количестве, определенном штатами, состоят его помощники, из которых один выполняет прокурорские обязанности при Верховном трибунале ВЦИК; помощники прокурора республики утверждаются Президиумом ВЦИК по представлению прокурора республики.

5. В непосредственном подчинении прокурора республики в каждой губернии и области состоит прокурор, назначенный прокурором республики как из работников центра, так и из числа кандидатов, выдвигаемых местными органами. Увольнение, перемещение и отстранение от должности прокурора производится прокурором республики.

6. При губернских прокурорах состоят назначаемые и отзываемые прокурором республики по представлению прокурора соответствующей губернии или области помощники прокурора, соответственно распределяющего между ними лежащие на прокуратуре в пределах губернии или области обязанности. Число помощников прокурора определяется штатами, установленными для каждой губернии.

7. В автономных республиках прокурор соответствующей республики назначается и отзывается ЦИК той же республики и располагает всеми надлежащими правами в пределах данной республики, кроме вопросов общефедерального законодательства, по которым прокуратура автономных республику подчинена и подотчетна прокурору РСФСР.

На прокурора республики возлагается:

- наблюдение за законностью деятельности всех народных комиссариатов и иных центральных учреждений и организаций и предложение об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений или постановлений;

- опротестование указанных выше распоряжений и постановлений в Совете Народных Комиссаров и Президиуме ВЦИК на предмет их отмены;

руководство и наблюдение за деятельностью помощников Прокурора Республики;

представление в Президиум ВЦИК ежегодных отчетов.

К обязанностям прокурора на местах относится:

- входить с представлением в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений:

- опротестовывать указанные выше распоряжения;

- возбуждать судебное преследование против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям;

-надзор за производством дознания и предварительного следствия;

-разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел;

-утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам;

-участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех случаях;

-подержание обвинения в суде;

-опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля;

-проверка правильности содержания под стражей.

Прокурор осуществляет предоставленные ему права как лично, так и через своих помощников.

С изданием настоящего Положения все обязанности, лежавшие до этого на отделах юстиции, возлагались на органы прокуратуры и переходили в исключительное ведение последних.

Вся деятельность советской прокуратуры была связана с основным содержанием «социалистической законности», в свою очередь определяемой задачами, которое решали советская власть и партия на том или ином этапе развития государства.

Определяя содержание и направление «революционной законности» в годы организации советской прокуратуры и, в частности, в первый период новый экономической политики, И. В. Сталин говорил; «Революционная законность первого периода НЭПа обращалась своим острием главным образом против крайностей военного коммунизма, против «незаконных» конфискаций и поборов. Она гарантировала частному хозяину, единоличнику, капиталисту сохранность их имущества при условии строжайшего соблюдения ими советских законов».

Таким образом, советская прокуратура в период новой экономической политики и на протяжении первой фазы развития советского государства всю свою деятельность по надзору за законностью направляла на защиту так называемого «советского строя» от всяких посягательств и покушений классовых врагов. И связана она была с осуществлением советским государством главной функции – подавления сопротивления «классовых врагов».

Революционная законностью первого периода НЭПа обращалась своим острием главным образом против крайностей военного коммунизма, против «незаконных» конфискаций и поборов. Революционная законность нашего времени направлена своим острием не против крайностей военного коммунизма, которых давно нет в природе, а против воров и вредителей в общественном хозяйстве, против хулиганов и расхитителей общественной собственности. Основная задача революционной законности в наше время состоит, следовательно, в охране общественной собственности. А не в чем-либо другом.

Вот почему борьба за охрану общественной собственности, борьба всеми мерами и всеми средствами, предоставляемыми в наше распоряжение законами Советской власти, является одной из основных задач партии. Сильная и мощная диктатура пролетариата – вот что нам нужно теперь для того, чтобы развеять в прах последние остатки умирающих классов и разбить их воровские махинации».

Прокуратура безотказно реагировала на любой призыв. Об этом даже красноречиво свидетельствуют названия приказов по прокуратуре того времени; «О привлечении к ответственности за кастрацию племенных баранов», «О привлечении к ответственности за хищническую эксплуатацию верблюдов», «Об ответственности за переманивание рабочей силы» и др. С помощью прокурорских санкций «боролись» за выполнение поставок мяса, молока, за качество продуктов и проведение весеннего сева.

Следует заметить, что из одной из основных функций дореволюционной прокуратуры было именно наблюдение за точным исполнением узаконений. Однако уже накануне судебной реформы стало очевидным, как отмечалось в литературе того времени, что прокуратура оказалась не в силах выполнять возложенные на нее задачи, и надзор ее в действительности с течением времени стал фикцией.

С такой же многогранной и потому невыполнимой задачей столкнулась и послереволюционная прокуратура. Но у нее уже имеется метод обеспечения законности: следить за соблюдением и исполнением, прежде всего, тех нормативных актов, которые охватываются очередной политической установкой или кампанией: «объектов общего надзора….имеется необъятное число. Необходимо поэтому уметь находить основные звенья…Нужно в намечаемые для преимущественного внимания объекты включать все то, что имеет актуальное политическое значение, нужно связывать работу в различных проводимых кампаниях воедино».

Сталинская Конституция определила задачи прокуратуры. В ст. 113 записано: «Высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, возлагается на Генерального прокурора Союза ССР».

Генеральный Прокурор Союза ССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

Высший надзор за точным исполнением законов по сталинской Конституции осуществляет Прокурор СССР как непосредственно, так и через прокуроров союзных и автономных республик, прокуроров областей (краев), городов и районов.

Муравьев Н. В. Прокурорский надзор: о его устройстве и деятельности. – М., 1984 г. стр. 34
Прокуроры союзных и автономных республик, областей и краев назначаются Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет.

Окружные, районные и городские прокуроры назначаются Генеральным прокурором Союза ССР.

22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана вероломным нападением на СССР немецких фашистов. Сталин в своем выступлении 3 июля 1941 г. сформулировал задачи органов военной и гражданской прокуратур следующим образом: «Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожить шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие нашим истребительным батальонам. Нужно иметь в виду, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов. Нужно учитывать все это и не поддаваться на провокации, Нужно немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешают делу обороны, не взирая на лица».

Законы военного времени определяли жизнь фронта и тыла. Надзор за безусловным их исполнением всеми органами советской власти, должностными лицами, военнослужащими и гражданами был также основным содержанием работы всех органов прокуратуры.

Следует заметить, что работники военной и гражданской прокуратур на фронте и в тылу самоотверженно исполняли свой долг во имя победы над врагом, беззаветно служили Родине. Всемерно укрепляя законность и правопорядок.

26 марта 1945 г. большая группа работников органов прокуратуры была награждена орденами и медалями за заслуги перед Родиной.

Важным событием в истории организации и деятельности советской прокуратуры явилось принятие 24 мая 1955 г. в соответствии с Указов Президиума Верховного Совета СССР Положения о прокурорском надзоре в СССР. Впервые в масштабах страны законодательство о прокурорском надзоре было кодифицировано. Положение последовательно определяло сущность функции и принципы советской прокуратуры, в законодательном порядке устанавливало, что органы прокуратуры в СССР составляют единую централизованную систему. Кроме того, была определена структура прокуратуры, законодательно оформлены оправдавшие себя на практике отрасли прокурорского надзора, их содержание и правовые реализации (общий надзор – гл. 2; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия – гл. 3; надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов – гл. 4; надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы – гл. 5).

Дальнейшее развитие и совершенствование прокуратуры связано с принятием в 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, кодификацией на базе Основ законодательства материального и процессуального права союзных республик, а также Положения о военной прокуратуре, Положения о предварительном заключении под стражу, Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и ряда других законодательных актов.

В Конституции СССР 1977 г. и Конституции Киргизской ССР 1978 г. сохранились многие принципиальные положения Конституции СССР 1936 г., вместе с тем были включены новые положения об организации и деятельности советской прокуратуры, отвечавшие требованиям того времени.

После длительной проработки и обсуждения на коллегии Прокуратуры СССР в начале 1977 г. в Президиум Верховного Совета СССР и МВД СССР было направлено предложение создать единый Следственный комитет СССР. Такое решение вывело бы следователей МВД и прокуратуры из административного подчинения, чем достигалось двойное преимущество: прокурор был бы свободен в своих решениях, не будучи связан интересами своего следственного аппарата, а следователи МВД ушли бы из-под давления оперативного аппарата уголовного розыска и БХСС. Но, встреченный положительно при одной администрации в Верховном Совете СССР (Н. В. Подгорный), проект был «забыт» при другой (Л. И. Брежнев).

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определены Законом «О прокуратуре СССР» (ст. 168), принятым в 1979 г.

Новый этап в истории органов прокуратуры связан с ее перестройкой, начатой в соответствии с Постановлением «О мерах по повышению роли прокурорского надзора в укреплении социалистической законности и правопорядка» (4 июня 1987г.), в котором указывалось, что органы прокуратуры, как и иные правоохранительные органы, не могут осуществлять свою деятельность изолированно от общественности. Как бы активно прокуроры и следователи ни работали, но если они будут рассчитывать только на свои силы в борьбе за торжество законности государстве, не будут опираться на помощь общественности, граждан, они не смогут добиться успехов в решении стоящих перед правовым государством задач по ликвидации преступности и устранению причин, ее порождающих или способствующих совершению правонарушений.

Анализ деятельности органов прокуратуры за прошедшие годы убедительно показал, что «засекреченность» в деятельности следователей и прокуроров по всем направлениям и особенно – в раскрытии и расследовании преступлений приносила огромный вред. Отсутствие гласности способствовало изоляции правоохранительных органов от органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, широкой общественности.

Принцип демократии и гласности в деятельности органов прокуратуры стал действовать лишь с 1987 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. в ст. 4 Закона «О прокуратуре СССР», посвященную принципам организации и деятельности органов прокуратуры, было внесено важное дополнение – о его внедрении в деятельность органов прокуратуры.

Демократия и гласность в работе прокуроров и следователей позволяют более активно формировать общественное мнение в отношении правонарушений и лиц, их допустивших, воздействовать на правосознание людей, тем самым повышать их правовую культуру. Деятельность прокуроров и следователей в условиях расширяющейся демократии и гласности способствует более эффективному предупреждению правонарушений, созданию режима законности в государстве. Работать в условиях демократии и гласности - это значит всесторонне учитывать общественное мнение при решении любого вопроса, связанного с установлением и устранением нарушений закона; опираться на помощь и содействие граждан, трудовых коллективов и общественных организаций в устранении и предупреждении нарушений закона; активно использовать средства массовой информации в борьбе за торжество законности. Вместе с тем прокуроры и следователи обязаны исходить из требования закона не разглашать данные предварительного следствия, чтобы не нанести ущерба успешному раскрытию и расследованию преступлений.

Однако практика показывает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации – газеты, радио, телевидение – разглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важное доказательственное значение. Этих доказательств в последствии органы предварительного следствия лишаются.

В производстве органов расследования и суда находится определенная категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производится, их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях.

Сведения, составляющие государственную тайну, могут быть также в сфере гражданского судопроизводства.

В целях реализации принципам гласности и демократии в деятельности правоохранительных органов предусматривается систематическое выступление прокуроров и следователей перед трудовыми коллективами с информацией о состоянии борьбы с преступностью и нарушениями законности, об актуальных проблемах в этой области, а также учет замечаний и предложений, поступающих от граждан и должностных лиц.

Такие выступления мобилизуют общественные силы на укрепление законности и правопорядка.

 
 


Глава2 Задачи и принципы организации и деятельности органов прокуратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: