Заземления

5.8.1. На высоковольтных линиях выполняются два вида заземления
высоковольтное — в сети высокого напряжения и низковольтное — в
сети низкого напряжения.

В сети высокого напряжения на опорах воздушных линий должны быть заземлены корпуса кабельных муфт, свинцовая оболочка и броня высо­ковольтных кабелей, кожуха силовых трансформаторов, ОПН (разряд­ники) и приводы трёхполюсных разъединителей.

Металлические рамы трёхполюсных разъединителей, устанавливаемые, на деревянных опорах, и скобы комбинированных разъединителей- пре­дохранителей типа ПКН. устанавливаемые на всех опорах, не заземля­ются. При этом в металлические тяги приводов разъединителей врезают­ся изолирующие вставки (п.2.8.1 ЦЭ-881).

Металлические рамы трёхполюсных разъединителей, устанавливаемые на железобетонных или металлических опорах, подлежат заземлению.

Заземляются металлические шкафы с линейными трансформаторами типа ОМ и разъединителями, устанавливаемыми на кабельных вставка) ВЛ СЦБ. комплектных трансформаторных подстанциях, железобетон­ные и металлические опоры. На трансформаторах типа ОЛ заземляется металлический экран, располагающийся между первичной и вторичной обмотками, соединенный с втулками крепления трансформатора.

5.8.2.Сопротивление заземляющего устройства трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций и силовых опор
на которых установлены трансформаторы с заземлённой нейтралью, не должно быть более 4 Ом, а с изолированной нейтралью — не более 10 Ом независимо от удельного сопротивления грунта.

5.8.3. Сопротивление заземляющего устройства, устраиваемого отдель­но у опор с линейными разъединителями, ОПН и разрядниками, не должно превышать 10 Ом.

5.8.4. Железобетонные и металлические опоры ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ дол­жны быть заземлены. Сопротивления заземляющих устройств опор в на­селённой местности должны быть не более приведенных в табл. 3, в не­населённой местности в грунтах с удельным сопротивлением до 100 Ом∙м — не более 30 Ом, в грунтах с р выше 100 Ом∙м — не более 0,3р (п.2.8.4 ЦЭ-881).

Таблица 3

Удельное эквивалентное сопротивление земли р, Ом·м Наибольшее сопротивление заземляющего устройства, Ом Удельное эквивалентное сопротив­ление земли р, Ом·м Наибольшее со­противление за­земляющего устройства, Ом
До 100   Более 1000 до 5000  
Более 100 до 500   Более 5000 6∙10-3 р
Более 500 до 1000      

5.8.5. Железобетонные опоры без оборудования, устанавливаемые в ненаселённой местности, могут не иметь высоковольтного заземления, если ток однофазного замыкания на землю не превышает 5 А или заши­та от однофазного замыкания на землю действует только на отключение.

5.8.6. Заземление железобетонных опор выполняется типовым заземлителем или заземляющим устройством, изготавливаемым, из полосовой стали 12x4 мм или круглой стали диаметром 12 мм. Заземлитель из полосовой или круглой стали, прокладывается по боковым стен­кам опоры и присоединяется сваркой к нижнему выводу скры­того заземляющего провода.

5.8.7. Заземлителями служат стальные стержни диаметром 20 — 25 мм или уголковая сталь 50x50x5мм, длиной не менее 2,5м.

При выполнении заземления электродными заземлителями число заземлителей в высоковольтной сети должно быть не менее двух.

Для агрессивных почв заземлители должны быть оцинкованы. Заземлители соединяются между собой жгутом заземляющей магистрали и за­биваются в землю на расстоянии не менее 5м между ними. Первый заземлитель располагается от ближайшей стойки на расстоянии 1,5м. Верхние концы заземлителей должны находиться на глубине не менее 0,6м от поверхности земли.

5.8.8.Заземление комплектных трансформаторных подстанций (СТП, КТП, КТПО), получающих питание от линий, проложенных по опорам контакт­ной сети, должно производится в соответствии с требованиями Инструкции по заземлению устройств электроснабжении на электрифицированных же­лезных дорогах, утвержденной МПС России 10.06.93 № ЦЭ-191.

5.8.9. При электротяге постоянного тока с рельсовыми цепями 50 Гц на линиях 6, 10 и 35 кВ КТП не должны заземляться на рельсовую тяго­вую сеть. Их заземление должно осуществляться на самостоятельное за­земляющее устройство в соответствии с требованиями Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных же­лезных дорогах, утвержденной МПС России 10.06.93 № ЦЭ-191.

5.8.10.На силовых и концевых кабельных опорах, где имеются
сети напряжением до 1 кВ и выше 1 кВ, заземление сети напряжени­ем до 1 кВ должно быть выполнено отдельно от заземления сети на­пряжением выше 1 кВ.

5.8.11. Низковольтное заземляющее устройство располагается у опоры со стороны, противоположной высоковольтному заземляющему устройству, на расстоянии не менее 5м от последнего.

5.8.12. Заземлению подлежат: металлические мачты светофоров с оснасткой; металлическая оснастка, закрепляемая на железобетонных светофорных мачтах; релейные шкафы, светофорные мостики и консоли.

На участках с электротягой постоянного тока заземление следует производить на тяговые рельсы (среднюю точку дроссель - трансформатора) при расстоянии от заземляющего объекта до частей контактной сети или провода ЛЭП находящейся под напряжением менее 5 м. (зона «А» - рис.2.1. ЦЭ-191).

Заземление светофорных мачт и Р.Ш. при электротяге постоянного тока необходимо выполнять по следующим вариантам:

А) Р.Ш. наглухо к средней точке ДТ, светофорная мачта через искровой промежуток (при сопротивлении сигнальному току в землю не менее 5 Ом).

Б) Р.Ш. и светофорная мачта через искровой промежуток

(при сопротивлении сигнальному току в землю менее 5 Ом, а также в целях исключения стекания обратного тягового тока через крепления Р.Ш., исключения попадания токов атмосферных и коммутационных перенапряжений в Р.Ш. и кабель СЦБ).

В этом случае вокруг Р.Ш. должен устраиваться выравнивающий контур из стальной полосы 40 х 4 мм уложенной на глубине не менее 0,3 м на расстоянии 1 м от Р.Ш. Контур соединяется с заземляемой конструкцией двумя проводниками.

В качестве заземляющих проводников используются стальные прутки диаметром не менее 12 мм, которые присоединяется к средней точке дроссель - трансформатора соединительным зажимом типа К-054. Заземляющие проводники следует подключать:

- к одному из болтов крепления Р.Ш. к опорной стойке или к специальному болту на корпусе Р.Ш.;

- к болту, приваренному к нижней части лестницы светофора. Металлическую оснастку светофоров с железобетонными мачтами следует соединять с лестницами стальными тросом диаметром 6 мм или двумя свитыми в жгут стальными оцинкованными проволоками диаметром 5 мм (п. 12.53 – 12.66. ПР 32 ЦШ.10.02-96). При автономной тяге светофор с металлической мачтой или металлические элементы светофора с железобетонной мачтой соединяются с корпусом Р.Ш. и низковольтным заземлением К.Я. (п.12.74 ПР32 ЦШ 10.02-96, п.4.3 «РУ-90»).

5.8.13. Норма сопротивления заземлителя Р.Ш. при организации выравнивающего контура с заземлением через искровой промежуток не более 30 Ом. Измерения проводятся согласно технологической карты 85 «Технологии обслуживания» (утв. 25.12.1997).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: