7.1 Эксплуатация устройств электроснабжения СЦБ и связи осуществляется путем своевременного проведения работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремонту (ТР), капитальному ремонту (КР)
и плановому обновлению устройств. Все работы выполняются в соответствии с требованиями Правил устройства и технической эксплуатации
контактной сети электрифицированных железных дорог, с соблюдением
требований нормативных актов, приведенных в приложении № 1 к на
стоящему Стандарту.
Основные нормативы ТО, ТР и КР приведены в приложении № 2 к настоящему Стандарту.
7.2 Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров, проверок и измерений параметров устройств электроснабжения СЦБ и связи. Оно осуществляется персоналом района контактной сети или района электроснабжения с установленной периодичностью.
7.3 Текущий ремонт включает в себя замену и восстановление отдельных элементов устройств электроснабжения и их регулировку. Текущий ремонт выполняется персоналом района контактной сети или района электроснабжения, а также персоналом ремонтно-ревизионного участка.
|
|
7.4 Капитальный ремонт включает в себя работы по замене, ремонту и обновлению устройств электроснабжения СЦБ и связи. Он предусматривает полное восстановление первоначальных технических характеристик устройств с учетом необходимой модернизации и обновления для повышения надежности работы. Капитальный ремонт и обновление ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ производится специализированными бригадами (установочными, монтажными поездами) и дистанцией электроснабжения, а также персоналом района контактной сети или района электроснабжения по результатам контрольных осмотров устройств электроснабжения СЦБ и связи. По окончании капитального ремонта или обновления представителями дистанции электроснабжения производится приемка выполненных работ с проверкой соответствия техническим условиям, с составлением акта.
Работы по ТО, КР и аварийному восстановлению линейно-кабельных сооружений ВОЛП ЖТ с волоконно-оптическими кабелями, подвешенными на опорах ВЛ СЦБ, должны производиться в соответствии с требованиями Инструкции по технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта.
Техническое обслуживание и ремонт ВЛ СЦБ при использовании проводов ВЛ для передачи сигналов поездной радиосвязи осуществляются согласно Инструкции по техническому обслуживанию направляющих (волноводных) линий поездной радиосвязи.
7.5 Текущий и капитальный ремонт оборудования и аппаратуры, а
также проверка устройств зашиты, автоматики сигнальной установки производят исходя из норм, объемов и сроков, регламентируемых нормативными актами ОАО РЖД.
|
|
7.6 Техническое обслуживание устройств электроснабжения СЦБ и
связи включает выполнение работ, приведенных в приложении № 2 к
настоящему Стандарту.
7.6.1 При осмотре ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ и оборудования сигнальной установки проверяется состояние:
опор воздушных линий (выявляются повреждения, трещины, нарушения целостности и ослабления бандажей);
изоляторов (выявляются поврежденные, загрязненные, нарушения целости вязки проводов);
проводов воздушной линии (выявляются: обрывы, места коррозии проводов, набросы; контролируются габариты и стрелы провеса проводов; состояние мест стыковок, паек и концевых заделок проводов);
ответвительных проводов и концевых кабельных заделок (муфт);
траверс, штырей и креплений;
конструкций силовых опор, разъединителей, предохранителей, разрядников, ограничителей перенапряжения, трансформаторов и др.;
заземлений (контролируются нарушения заземляющих проводов, и их соединений).
При осмотре линий необходимо убедиться в отсутствии опасности падения деревьев или касания их ветвей проводов ВЛ СЦБ, а также течи масла из линейных трансформаторов.
При осмотре оборудования сигнальной установки обращают внимание на уровень масла в трансформаторах, убеждаются в отсутствии течи масла, исправности кабельных муфт, разъединителей, предохранителей, заземлений.
7.6.2 Уровни напряжения основного и резервного питания устройств СЦБ и связи замеряют под нагрузкой в кабельных ящиках на сигнальных точках. Отклонения от номинального напряжения на входных зажимах упомянутых устройств не должны превышать норм, установленных «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».
7.6.3 При проведении замеров уровня напряжения в кабельном ящике питания сигнальной установки совместно с представителями ШЧ обязательно производить проверку исправности пробивного предохранителя трансформаторов ОМ с обязательным отражением в совместном акте проверки. Замер уровня напряжения следует проводить как между фазами, так и по отношению каждая фаза – корпус кабельного ящика.
7.6.4 Проверка правильности калибровки плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей (АВМ) в кабельных ящиках и релейных шкафах производится путем сравнения их номинального тока с параметрами линейного трансформатора в соответствии с паспортными данными.
7.7 Ремонт устройств электроснабжения СЦБ и связи включает выполнение следующих работ, приведенных в приложении № 2 к настоящему Стандарту.
7.7.1 Проверка оборудования силовых опор и верховой осмотр опор производятся при снятом напряжении с высоковольтной линии. Тщательно контролируется состояние разъединителей, линейных трансформаторов, предохранителей, разрядников, защитных заземлений, изоляторов и вязок проводов. Обращают внимание на целостность изоляторов, прочность болтовых соединений и плотности контактов, а также проводятся необходимые измерения и испытания.
При проверке подъемно-опускных КТП также обращается внимание на состояние лебедки, рам, фиксирующих устройств, подвижных контактов, производится опускание и подъем КТП.
7.7.2 При проверке линейных масляных трансформаторов обращают внимание на герметичность баков и спускных пробок визуально, проверяют уровень масла, исправность цепи заземления, измеряют сопротивление изоляции между обмотками и корпусом трансформатора (по норме должно быть не менее 100 МОм, измеренное мегомметром на 2500 В). При необходимости производят очистку изоляторов, доливку масла, замену изоляционной (слюдяной) прокладки в пробивном предохранителе (п.4.8.2 ЦЭ-881).
|
|
7.7.3 При проверке предохранителей ПКН и других типов обращают внимание на свободное открытие и закрытие крышек, исправность плавкой вставки, наличие трещин и других дефектов изоляторов. При необходимости выполняют зачистку контактов или замену дефектной плавкой вставки.
7.7.4 При проверке вентильных разрядников, ограничителей перенапряжения (ОПН) обращают внимание на герметичность корпуса, на отсутствие механических повреждений и следов перекрытия, измеряют сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 1000 МОм. При проверке ОПН следует руководствоваться инструкцией завода - изготовителя.
7.7.5 При проверке защитных и рабочих заземлений обращают внимание на исправность и надежность крепления заземляющих проводов у опор к заземляющим устройствам.
7.7.6 Проверка наличия и степени загнивания деревянных опор
выполняется комиссией в составе не менее чем двух работников, один
из которых — по должности не ниже электромеханика. Контроль древесины опоры производится в опасных сечениях и местах наибольше
го загнивания (с вскрытием подземной части опоры на глубину грунта не менее чем на 0,3 м). Полученный в результате замера диаметр
здоровой части древесины сравнивается с допустимым (не менее 75%
от расчетного диаметра опоры в опасном сечении), решается вопрос
об отбраковке опоры.
Заключение комиссии заносится в паспорт ВЛ СЦБ или ВЛ ПЭ.
На проверенных опорах, все элементы (приставки, траверсы и др.) которых признаны комиссией годными для эксплуатации, наносят на паспортной табличке год проверки. У этих опор производят очистку площади основания от травы и кустарников. На опорах, признанных при проверке опасными для эксплуатации, наносят краской трафарет «Не влезай, опасно».
7.7.7 Проверку состояния железобетонных опор осуществляют путем осмотра и с выборочным вскрытием грунта у основания опоры на глубину не менее 0,5м. При этом убеждаются в отсутствии трещин, глубоких отколов и других видимых дефектов.
7.7.8 При проверке и регулировке линейных разъединителей необходимо добиться одновременного замыкания и размыкания ножей, отрегулировать ограничители хода ножей и изгиба тяги, произвести подгонку дугогасительных стержней и тщательный осмотр изоляторов, а также покраску цементирующего состава армированных изоляторов. При этом необходимо заменить изоляторы, имеющие трещины и другие дефекты.
|
|
7.7.9 Проверку разрядников на срабатывание производят в лабораторных условиях. Разрядники должны удовлетворять нормам, приведенным в табл. 5. Импортные разрядники и ОПНиспытывают согласно инструкции завода-изготовителя.
Таблица 5
Тип разрядника | Пробивное напряжение промышленной частоты, кВ | Ток утечки, мкА, не более |
РВП-6 РВП-10 | (16/ 19)*(26/30,5)* | (10/-)** (-/10)** |
* В числителе — для нижнего предела пробивного напряжения, в знаменателе— для верхнего.
** В числителе — при выпрямленном напряжении 6 кВ, в знаменателе — при 10 кВ.
7.7.10 Замену линейных трансформаторов производят на трансформаторы с электрическими параметрами, соответствующими данным заводского паспорта. Снятые с опор трансформаторы подлежат капитальному ремонту, в том числе просушке обмоток и замене трансформаторного масла. Сердечник с катушкой просушивают при снятой крышке трансформатора в печи с температурой не выше 100°С. После сборки трансформатора измеряют коэффициент трансформации и ток холостого хода, испытывают первичную обмотку повышенным напряжением промышленной частоты, производят замер сопротивления изоляции. После ремонта убеждаются в надежной герметизации корпуса трансформатора.
7.7.11 Сопротивления заземляющих устройств измеряют на всех кабельных и силовых опорах, опорах с разъединителями, шкафах с линейными трансформаторами и разъединителями, мачтовых подстанциях, КТП и пунктах секционирования. Результаты измерений записывают в протокол и сравнивают с допустимыми значениями согласно требованиям Правил эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Минэнерго России 13.01.03 № 6. Сопротивление, не удовлетворяющее указанным требованиям, доводят до нормы в соответствии с Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, утвержденной МПС России 10.06.93 № ЦЭ-191.
7.7.12 Периодичность измерений сопротивлений заземлений К.Я., Р.Ш., а также периодичность проверки разрядников, выравнивателей – производится в сроки установленные согласно Инструкции ЦШ-720.
7.7.13 Проверка искровых промежутков производится в соответствии с п. 7.5.10 Инструкции ЦЭ-518 «Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами».