Практические занятия по теме 1 (4 часа)

1. Организационно-методические вопросы:

· Структура и содержание учебного пособия «Общая экология».

· Информационное обеспечение курса, список литературы.

· Балльно-кредитная система оценки.

· Заполнение календарно-тематических планов (простым карандашом)

2. Обсуждение содержания темы «Организмы и среда – общие закономерности». Контрольные вопросы:

1. Что такое «экологический фактор»? Приведите примеры экологических факторов.

2. Охарактеризуйте принципы классификации экологических факторов и приведите примеры.

3. Приведите сравнительную характеристику императивных экологических факторов наземных и водных экосистем.

4. Какие экологические факторы называют лимитирующими? Какие факторы могут лимитировать урожайность сельскохозяйственных культур?

5. В чём сущность «закона минимума» Ю. Либиха?

6. Приведите формулировку закона толерантности. В чём его отличие от «закона минимума»?

7. Охарактеризуйте основные особенности «кривой толерантности».

8. Проанализируйте дополнения к закону толерантности по Ю. Одуму.

9. В чём сущность закона совместного действия экологических факторов?

10. Что такое адаптация? Приведите примеры этологической адаптации.

3. Проверка правильности выполнения «обучающих тестов» к теме 1.

4. Обсуждение домашнего задания по теме 1:

· Задание 1.1 – обсуждение и оценка собственных тестов.

· Задания 1.2 –1.3 – проверка правильности выполнения заданий и их оценка.

· Задание 1.4 – представление и обсуждение вариантов выполнения задания «Зависимость благополучия от дохода». Оценка.

· Задание 1.5 – обсуждение и оценка схемы «Трансформация экологического фактора в иерархии систем техносферы».

5. Обсуждение подготовки к выполнению заданий по теме 2. Демонстрация образцов выполнения заданий.


6. Аудиторная практическая работа «Кривая толерантности»

Задание. Постройте кривую толерантности по данным табл. 1.1. Рассчитайте содержание азота в контроле. На рис. 1.2 укажите: диапазон толерантности, зону нормальной жизнедеятельности, оптимума, зоны стресса, экологический минимум и максимум.

Рис. 1.2. Зависимость фитомассы проростков ярового ячменя от содержания азота.

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

Исходные данные

Таблица 1.1. Зависимость фитомассы проростков ярового ячменя от содержания азота.

Вариант опыта Фитомасса, г/сосуд Вариант опыта Фитомасса, г/сосуд
1. Контроль* 2. Без азота 3. 10 мг/кг N 4. 50 мг/кг N   5. 90 мг/кг N 6. 110 мг/кг N 7. 150 мг/кг N 8. 200 мг/кг N 9. 250 мг/кг N  

* Контроль – полная питательная смесь Гельригеля (1883 г), на 1 кг песка:

0,492 г Ca(NO3)2; 0,136 г КН2РО4; 0,075 г КСl; 0,06 MgSO4; 0,025 г FeCl3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: