Задания для курсовой работы

1. Выявите дифференциацию округов и регионов России по площади.

Укажите регионы и округа, имеющие максимальную и минимальную

площадь. Определите главные территориальные закономерности разме-

щения регионов с большой и маленькой площадью.

2. Проанализируйте дифференциацию плотности населения по окру-

гам и регионам России. Выявите регионы и округа с максимальной и м и-

нимальной плотностью населения. Объясните имеющиеся различия. Ука-

жите, какая доля территории страны является фактически незаселенной

(имеет плотность населения менее 1 человека на 1 км2).

3. Проанализируйте дифференциацию округов и регионов России по

уровню развития хозяйства. Важнейший показатель при этом — произ-

водство валового регионального продукта (ВРП) на одного жителя. По-

стройте картограмму, разделив все регионы страны на группы (от 3 до 5) в

зависимости от значения показателя ВРП на одного жителя. Объясните

имеющиеся различия.

4. Проанализируйте различия между регионами и округами России по

вкладу в экспорт страны. Выделите регионы, из которых идет основная

доля российского импорта, и регионы, почти не поставляющие продукцию

в зарубежные страны. Объясните имеющиеся различия.

5. Проанализируйте различия между регионами и округами России по

доле в импорте страны. Укажите регионы, через которые в основном идет

продукция зарубежных стран в Россию. Объясните имеющиеся различия,

связав их с географическим положением того или иного региона и уров-

нем развития хозяйства в нем.

6. Проанализируйте соотношение экспорта и импорта в округах и ре-

гионах России. Сравните соотношения для отдельных территорий с обще-

российским соотношением. Назовите округа и регионы, где экспорт на-

много превышает импорт (экспортно ориентированные) или импорт на-

много превышает экспорт (импортно ориентированные).

7. Проанализируйте обеспеченность округов России основными вида-

ми минеральных ресурсов. Укажите, в каких частях страны расположены

основные запасы этих ресурсов. Назовите крупнейшие месторождения,

нанесите их на контурную карту. Укажите виды минеральных ресурсов,

по запасам которых Россия лидирует среди стран мира, и те виды, кото-

рых в России не хватает.

8. Проанализируйте размещение природных заповедников по террито-

рии России. Нанесите их на контурную карту. Укажите округа и регионы

концентрации природных заповедников. Оцените долю площади окр угов

и регионов, занятых природными заповедниками. Назовите регионы и ок-

руга, в которых заповедной являются минимальная и максимальная доля

территории.

9. Проанализируйте размещение памятников природы федерального

значения по территории России. Нанесите их на контурную карту. Укаж и-

те округа и регионы концентрации памятников природы.

10. Проанализируйте дифференциацию районов и регионов России по

численности населения. Укажите регионы с максимальной и минимальной

численностью населения. Выделите: а) группы регионов со стабильным

увеличением численности населения за период 2000–2010 гг.; б) группы

регионов со стабильным сокращением численности населения; в) регионы,

в которых увеличение численности сменилось сокращением; г) регионы, в

которых сокращение численности сменилось увеличением.

11. Проанализируйте динамику численности населения районов и ре-

гионов России за последние 5 лет. Постройте картограмму, разделив все

регионы страны на группы (от 3 до 5) в зависимости от этой динамики.

Объясните имеющиеся различия. Укажите регионы с максимальным со-

кращением и увеличением численности населения за последние годы.

12. Проанализируйте дифференциацию округов и регионов России по

доле городского населения. Укажите регионы с максимальной и мини-

мальной долей городского населения. Выделите: а) группы регионов со

стабильным увеличением доли городского населения за период 2000–

2010 гг.; б) группы регионов со стабильным сокращением доли городского

населения; в) регионы, в которых увеличение доли сменилось сокращени-

ем; г) регионы, в которых сокращение доли сменилось увеличением.

13. Проанализируйте динамику доли городского населения округов и ре-

гионов России за период после 1991 г. Постройте картограмму, разделив все

регионы страны на группы (от 3 до 5) в зависимости от этой динамики. Объ-

ясните имеющиеся различия. Укажите регионы с максимальным сокращени-

ем и увеличением доли городского населения за последнее десятилетие.

14. Проанализируйте дифференциацию между регионами России по

показателям естественного движения населения в последние десятилетия.

Постройте картограмму, разделив все регионы страны на группы (от 3 до

5) в зависимости от показателей естественного прироста, смертности и

рождаемости. Объясните имеющиеся различия. Укажите регионы с мак-

симальными и минимальными значениями показателей.

15. Выявите территориальные различия в динамике показателей естест-

венного движения населения за период 1990-х гг. Выделите группы регионов

с максимальным и минимальным сокращением рождаемости, смертности и

естественного прироста. Объясните состав регионов во всех этих группах.

16. Проанализируйте различия между округами и регионами России

по уровню безработицы. Постройте картограмму, разделив все регионы

страны на группы (от 3 до 5) в зависимости от значения уровня безрабо-

тицы. Объясните имеющиеся различия. Укажите регионы с максимальны-

ми и минимальными значениями уровня безработицы.

17. Выявите территориальные различия в уровне экономической ак-

тивности населения России. Попытайтесь объяснить их, используя мате-

риалы учебного пособия о различиях в возрастной структуре населения и

отраслевой структуре хозяйства. Постройте картограмму, разделив все ре-

гионы страны на группы (от 3 до 5) в зависимости от уровня экономиче-

ской активности населения.

18. Проанализируйте территориальные различия в уровне доходов на-

селения России в начале XXI в. Укажите округа и регионы с наиболее вы-

сокими и самыми низкими доходами населения.

19. Проанализируйте территориальные различия в динамике доходов

населения России в начале XXI в. Укажите округа и регионы с минималь-

ным и самым быстрым темпом роста доходов населения в последние годы.

20. Проанализируйте территориальную дифференциацию основных

фондов и инвестиций в основной капитал по округам и регионам России.

Объясните имеющиеся различия.

21. Проанализируйте различия между округами России по производ-

ству электроэнергии. Назовите округа, наиболее и наименее обеспеченные

электроэнергией (для этого вычислите показатель производства в расчете

на одного жителя). Определите различия в динамике производства за пе-

риод 2000–2010 гг. между округами, построив соответствующие графики

(в процентах от производства по стране). Укажите регионы, где большая

часть электроэнергии производится не тепловыми, а гидро- или атомными

электростанциями.

22. Проанализируйте различия между округами России по объемам

добычи угля. Определите различия в динамике производства за период

2000-2010 гг. между округами, построив соответствующие графики. Ука-

жите регионы, где добывается в основном бурый уголь, а не каменный.

23. Проанализируйте различия между округами России по объемам

добычи нефтяного и газового конденсата. Определите различия в динами-

ке производства за период 2000–2010 гг. между округами, построив соот-

ветствующие графики (в процентах от производства по стране). Укажите

районы страны, наиболее перспективные для развития нефтедобычи.

24. Выделите федеральные округа, в которых расположены основные

металлургические базы России. Назовите основные месторождения же-

лезной руды и коксующегося угля. Перечислите главные центры произ-

водства черных металлов в стране,

25. Определите основные регионы добычи и производства цветных

металлов в России. Назовите федеральные округа, в которых они находят-

ся. Выделите районы страны, перспективные для развития цветной метал-

лургии, так как там находятся разведанные, но еще не разрабатываемые

месторождения цветных металлов.

26. Укажите федеральные округа, располагающие наибольшими ре-

сурсами для развития химико-лесного комплекса. Назовите регионы, где

расположены лесопромышленные комплексы и важнейшие целлюлозно-

бумажные производства России.

27. Выделите федеральные округа и регионы, которые являются ос-

новными сельскохозяйственными базами страны. Назовите основные ви-

ды продовольствия и сельскохозяйственного сырья, которых в России не

хватает. Укажите регионы, в которых могло бы развиваться производство

дефицитной сельскохозяйственной продукции.

28. Проанализируйте различия между округами России по объемам

сбора зерна. Определите различия в динамике производства за период

2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие графики (в

процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяющиеся

по производству зерна на одного жителя.

29. Проанализируйте различия между округами России по объемам

сбора льноволокна. Определите различия в динамике производства за пе-

риод 2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие графики

(в процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяющиеся

по производству зерна на одного жителя.

30. Проанализируйте различия между округами России по объемам

сбора сахарной свеклы. Определите различия в динамике производства за

период 2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие графи-

ки (в процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяю-

щиеся по производству зерна на одного жителя.

31. Проанализируйте различия между округами России по объемам

сбора картофеля. Определите различия в динамике производства за пери-

од 2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие графики (в

процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяющиеся

по производству зерна на одного жителя.

32. Проанализируйте различия между округами России по объемам

производства мяса. Определите различия в динамике производства за пе-

риод 2000–2010 гг., между районами, построив соответствующие графики

(в процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяющиеся

по производству зерна на одного жителя.

33. Проанализируйте различия между округами России по объемам

производства молока. Определите различия в динамике производства за

период 2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие граф и-

ки (в процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяю-

щиеся по производству зерна на одного жителя.

34. Проанализируйте различия между округами России по объемам

сбора подсолнечника. Определите различия в динамике производства за

период 2000–2010 гг. между районами, построив соответствующие граф и-

ки (в процентах от производства по стране). Укажите районы, выделяю-

щиеся по производству зерна на одного жителя.

35. Назовите федеральные округа России, в которых транспортная

система наиболее и наименее развита. Перечислите проекты строительс т-

ва важных транспортных объектов, которые осуществляются в настоящее

время. Укажите регионы страны, слабо связанные транспортными путями

с остальной территорией России.

36. Отметьте на контурной карте объекты культурного и природного

наследия всемирного значения, расположенные на территории России. На-

зовите округа и регионы, в которых такие объекты расположены наиболее

сконцентрировано и соответственно обладают хорошим потенциалом для

развития международного туризма. Перечислите объекты всемирного на-

следия, которые вы посещали.

Методические рекомендации. В соответствии с учебным планом сту-

денты должны подготовить по дисциплине "Региональная экономика и

управление" курсовую работу. В нее включается от одного до пяти

приведенных выше заданий (в зависимости от текущей успеваемости сту-

дента). Целью ее выполнения является углубление знаний по темам дис-

циплины, развитие самостоятельных навыков работы с научной и учебной

литературой, статистическими данными, географической картой, материа-

лами периодической печати.

Курсовую работа выполняется в форме аналитического обзора ма-

териалов по вопросам, затрагивающим содержание тем настоящей дисци-

плины. При этом студент должен самостоятельно подобрать необходимые

исходные данные и материалы для анализа, указать в тексте ссылку на ис-

точники информации, перечень которых приводится в заключительном

разделе работы. Работа оформляется на листах формата А4 в соответствии

со стандартными требованиями, принятыми в АСОУ, и обязательно долж-

на содержать титульный лист, формулировку задания, всесторонний ана-

лиз, а в заключительной части – соответствующие выводы. Отчет по вы-

полнению курсовой работы осуществляется индивидуально каждым

студентом на одном из семинарских занятий. По результатам выполнения

курсовой работы проставляется оценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: