Тема 5. Журналистика зарубежных стран второй половины XIX века

Английская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в. Полное освобождение прессы от ограничений на выражение своих мыслей: 1851 г. - отмена налогов на публикации и объявления, 1855 г. – «закон о газетном штемпеле», 1861 г. – отмена налога на газетную бу­магу, 1881 г. - устранение правил об ответственнос­ти за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений: к судебной ответственности за ложные утвержде­ния, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены только сами ораторы, но не те, кто передает и распространяет их слова. Английская печать как могущественная общественная организация, огромное вли­яние на национальную жизнь; «английская пресса для политических деятелей надежный руководитель, посредник для выражения желаний и идей нации. Сильные стороны английских газет: хорошая организация осведомительных бюро, участие ученых и политиков, штат профессиональных сотрудников, передовицы «лидеров» с ясной политической концепцией, особая роль от­дела общеполитического обозрения, в кото­ром дебатируются вопросы крупного политического значения. Низкая стоимость номеров (от полпенни до пенса) газет при высокой цене за публикации как основном источнике доходов газет. Успех газеты «Times»: ежедневный выпуск в 1850-1860 гг. – до 500 000 экземпля­ров; в следующие десятилетия эта цифра значительно понизилась, но c 1905 г взлет популярности газеты.

1846 г. - основание «Daily News» с Диккенсом в должности ответ­ственного редактора – без особого, однако, успеха. Программа газеты: осуществление гражданского ра­венства и свободы совести, демократического законодательства, реформы школы, все кардинальные пункты английского либерализма. Но возложенные на нее надежды не оп­равдались. Успех при Гладстоне; тираж до 90 000 экземпляров. К 1904 г. “DN” на уровне второразрядных газет. Крупные финансовые успехи «Daily Telegraph» и «Standard». «Daily Telegraph» (основан в 1855 г. мистером Сленгом) - доступ в широкие слои общества благодаря низкой стоимости номера; поли­тическая платформа: принципы все­светного либерализма с тяготением в сторону английского империализма, ориентация на вкусы средних бур­жуазных слоев, тираж до 240 000 экземпляров; привлечение внимания благодаря сообщениям о снаряженных им научных экспедициях, в числе которых вторая экспедиция Стенли в Африку. «Standard» (с 1857 г.). Появление многочисленных по­лупенсовых листков с начала 1890-х гг.: сильный удар по качественной прессе - из них крупнейшим выпуском отличались «Daily Express» (1900 г.) и «Daily Mail» (1896 г.) (около миллиона постоянных читателей на начало ХХ в.).

Центральный телеграфный осведомительный орган ан­глийской печати - агентство Рейтер, основанное в 1851 г. Юлием Рейтером (1821 - 1899): на конец XIX в. 600 служащих, обслуживает телеграммами около 4000 газет.

Широкое развитие журналов. Особый вид журнальной литературы - «society journals»: жизнь ари­стократических кругов, балы и обеды upper-ten-thousand'a, « скандальные истории с неизбежными лордом X. и леди Y. в роли действующих лиц» (Саламон); наиболее распространенные - «The World» (1874 г.) и «Truth» (1874 г.). Особый успех юмористи­ческого журнала «Punch», основан­ного в 1840 г. по инициативе Теккерея. К началу XX в. (в 1906 г.) в Англии выходит 2461 газета и журнал.

Французская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в. Февральская революция 1848г. - множество газет и журналов, как и в первую, Великую Французскую революцию: около 650, с теми же порой названиями: «Voix du peuple» «Tribuns du peuple», «L'ami du peuple» «Le peuple constituant», «Le représentant du peuple», «Le travailleur libre» и т.д.

Цензурные репрессии для серьезных газет, мелкие листки с городскими и театральными сплетнями на первом плане – «неограниченная свобода в передаче скандальных историй из жизни светского общества, опи­сание закулисного мира и героинь кафешантанов, публичных ба­лов и интимных сцен из отдельных кабинетов» (Саламон). «Siècle» - становится наиболее распространенной политической газетой Второй импе­рии благодаря демократическим симпатиям в соответствии со вкусами мелкой буржуазии. Новые большие политические газеты в эпоху Второй империи: «Temps», «France» и «Gaulois». «Figaro» (1854 г.) как яркий образчик «мелкой прессы» - стремительный успех и значительное влияние при отсутствии определенного политического облика - прототипом газет «boulevardiers»; особое распространение за границей.

Преемник «Moniteur» «Journal Officiel» как официальный печатный орган. Оживление французской журналистики с ус­тановлением Третьей республики. Специфика французской прессы в условиях ослабления цензуры: точное изображение всех заметных политических течений, нередко с искажением действительности на поводу у страстей общества. «Journal des Débats» этой эпохи - консервативно-республиканская окраска и изысканный академизм, незначительное влияние. Умеренно-республиканский «Temps», более правые «Siècle» - оже­сточенная война с социалистической печатью и протекционизмом и «Liberté». «Presse» на республиканской платформе без определенной партий­ной окраски. Прогрессивно-республиканская «France» - шовинистические начала в адрес Германии. Республиканский характер газет, возникавших с 1870-х гг. «République française» (1871 г., основана Гамбеттой), «Paix» (1879) и «Matin» (1884) - наряду с чисто политическими вопросами, трактуемыми с уме­ренно-республиканской точки зрения, немало места финансово-экономической политике.

Журнальная литература Франции - «Journal des Scavants» (1665 г.), служивший образцом для многочисленных подражаний во Франции и за границей - статьи научного и беллетристического содержания; правительственная субсидия до 1900 г.; 1901 г. – прекращение издания.

Общее количество выходящих в Париже политических газет к началу ХХ в.: 35-40, еженедельных и ежемесячных изданий - 750, в про­винции - 550—560 политических газет.

Немецкая и австрийская пресса 2-й пол. XIX в. Немецкие газеты как носители определенного политического миросозерцания — выразители мнений политических партий; один из важнейших эле­ментов государственной жизни; периодическая отмена государственного газетного налогообложения. Середина века - период мощного развития для газетной прессы, влияние на эконо­мическое положение печати. Новый закон о печати 9 марта 1863 г. в Австрии, основание первой большой газеты Вены «Neue Freie Presse». Социалистическая печать – возникновение в 1860-е гг.: выражение социального недовольства: «Demokratische Wochenblatt», выходивший с 1 января 1868 г. в Лейпциге под редакцией Либкнехта; в 1869 г. переименован в «Volks­staat», в № 80 опубликовал программу социал-демократической рабочей партии; примкнувшие к нему многочисленные социал-демократические листки. 65 ежедневных газет этого направления к 1907 г.; 74 социал-демократических профессиональных листка. Расцвет католической прессы - прессы центра («Zentrumspresse») в 1871 г. в начале так называемой куль­турной борьбы (Kulturkampf'а).

Начало 1850-х гг. на всю Германию - 5 католических газет, 1873 г. - 120, 1907 г. – 330 одних только ежедневных газет, не считая еще многочисленных еженедельников, ежемесячников и иллюстриро­ванных. Тематика журнальных изданий: вопро­сы о поднятии благосостояния, развитии промышленности, тор­говли и сношений, а также естественные науки, исследование незнакомых стран, богатство которых должно было поднять мате­риальное положение германской нации. В дополнение к брокгаузскому энциклопедическому словарю появление «Unsere Zeit» Рудольфа Готшалла (1850 – 1891) - обозрение всей духовной жизни Германии.

Американская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX в.

«New-York Herald» - впервые отдел биржевой хроники, сообщения о собраниях священников и их воскресных проповедях (протест набожных протестантов); впервые напе­чатал сообщение об открытии золотых рудников в Калифорнии; редактор шотландец Беннет изобрел интервью, поставил военную корреспонденцию на современный лад и т.п., в 1871 г. отправил Стэнли в поиски за пропавшим Ливингстоном; 200 000 экземпляров в течение нескольких лет. «Tribune». Демок­ратическая «New-York Times» (1851 г.); респуб­ликанская «New-York Mail and Express», «World» и «Journal». «Washigton Post». Широкое развитие жел­той прессы.

Ликвидация массовой неграмотности (Англия закон 1870 г. об обучении в школах - создание условий для выпуска высокотиражных периодических изданий для широких слоев населения. Закон о всеобщем избирательном праве – формирование массового электората - заинтересованность политической и экономической элиты в оказании воздействия на поведение новых слоев электората посредством печати: политизация журналистики.

Бурный рост рекламного бизнеса, печать как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. 1880-е годы: половина доходов издателей газет - средства продажи тиража, половина – плата за публикацию коммерческих объявлений; 1910 г. - рекламные доходы – 65%. от общего объема поступлений.

В общей сложности в Соединенных Штатах 2000 ежедневных газет к началу XX в.; 600 утренних и 1600 вечерних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: