Тема 6. Журналистика зарубежных стран первой половины XX века

Журналистика в период Первой мировой войны. Государственная внешнеполитическая пропаганда. Пропаганда войны и мира. Революция в России, ее влияние на развитие журналистики. Зарождение и становление коммунистической печати.

Превращение периодики в средство массовой информации - экономические и социальные факторы: развитие массового машинного производства и расширение сбыта товаров и их потребления – рост доходов населения и платежеспособного спроса, увеличение необходимого для этого досуга: возможность у «низших классов» направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. существенный рост аудитории прессы за счет низов общества - большинства населения. Превращение крупных изданий (особенно ежедневные газеты в больших городах) в высокоприбыльные издательские предприятия. Доходы крупнейших издателей: Дж. Пулитцер - свыше 18 млн. дол., Э. Скриппс - 50 млн. дол.

Превращение газет в гигантские комплексы с миллионными расходами и многочисленными штатами сотрудников, с разветвленными корреспондентскими сетями внутри страны и за рубежом, с собственными производственными мощностями по выпуску полиграфической техники, шрифтов и пр. Влияние прогресса полиграфии на развитие журналистики: повышение темпов подготовки номеров и выпуска газет, увеличение объема. газет: нач. XIX в. отдельный номер американской газеты – 4 полосы, нач. XX в. - до 100 страниц; обычный объем крупной английской газеты - 24 полосы.

Рост тиражей периодических изданий: на рубеже веков тиражи больших газет - сотни тысяч экз. и количества газет и журналов: во Франции количество ежедневных газет увеличилось с 28 (в 1865 г.) до 471 к началу XX в., в Англии – с 14 (в 1846 г.) до 247, в Германии на рубеже веков - более 7000 газет и журналов разной периодичности, в США в нач. ХХ в. - более 2000 ежедневных газет, подавляющее большинство городов имели одну газету или более, к 1910 г. - 2600 ежедневных газет. 1929 г. экономический кризис, обострение конкурентной борьбы за распространение и за рекламные доходы, рост издательских расходов, нараставшая концентрация прессы, подконтрольной крупнейшим издательским объединениям: сокращение количества ежедневных газет.

Расширение практики иллюстрирования изданий. Технология изготовления полутоновых фотографических клише (впервые в Англии в 1850-х годах): широкое применение в газетном деле с 1897 г. при производстве газеты «Tribune» (Нью-Йорк), а затем и других изданий - огромный массив фотоиллюстраций - постоянное сопровождение маериалов. Рост числа иллюстрированных изданий. Франция на рубеже веков - около 130 илл. газет и журналов. 1905–1906 гг. - газеты начинают широко использовать событийную фотографию при освещении политических и общественных мероприятий, спортивных состязаний, катастроф, криминальных происшествий. Фоторепортеры вместо репортажных художников, сохранение репортажного рисунка в современной прессе США в качестве иллюстрации к освещению судебных процессов (запрет на фотосъемку во время заседаний суда). После 1910 г. - технология многокрасочной печати журналов, позволившая значительно повысить качество воспроизведения иллюстраций.

Зарождение и развитие массовой газеты: «первая» и «вторая волна», журналистика макрейкеров. Массовые» издания: сенсационность, поверхностное избирательное освещение событий, искажение фактов, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь людей, акцент на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению – наследие «пенни» – прессы. Набор журналистских рецептов для обеспечения коммерческого успеха - суть «нового журнализма» в США. «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста - классические образцы «массовой» периодики – газеты, адресованные читателю с низким уровнем образования и культуры, выдерживание уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями, апелляция к чувствам читателя, эмоциональная аргументация.

Требование сенсационности при воспроизведении новостей: отбор эмоционально «заряженных» фактов, скандальных известий, призванные поразить и развлечь читателя, искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использование домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста; тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Броское оформление газет: кричащие крупные заголовки, использование газетных «шапок». Иллюстрации, комиксы - персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New York World» и «New York Journal» – «желтый парень» –символ подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

Завоевание доверия массового читателя: кампании в защиту прав потребителей, за улучшение санитарного состояния городских кварталов и пр. с саморекламой.

«Качественная» пресса: продолжение традиций элитарной печати, образец «качественной» печати - лондонская газета «The Times» до сер. ХХ в., адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса: создание в Лондоне в 1888 г. газеты «Financial Times», 1889 г. в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса - родственная по типу газета «Wall Street Journal» - надежный источник информирования американских управляющих и финансистов.

С 1896 г. «New York Times» - потребности политических и деловых кругов США в осведомленном, влиятельном органе прессы наподобие английской «The Times»: вопросы экономики и финансов, для элитного читателя достаточно полная и объективная информация о состоянии дел в сфере внутренней и внешней политики, общественной и культурной жизни для принятия обоснованных управленческих решений. Четкое разделение новостей и их комментирования; «энциклопедия новостей» - развитая, систематически организованная служба документации – банк данных, откуда журналисты могли оперативно получить необходимый им справочный материал и документы (например, биографические сведения о политиках и бизнесменах, экономическую и политическую статистику, тематические подборки газетных вырезок и фотоиллюстраций) - оперативность и полнота информирования (заранее заготовленные некрологи на всех крупнейших политиков и выдающихся людей современного мира с обстоятельным перечислением основных этапов их биографии и свершений, в случае смерти такого человека подготовка некролога к опубликованию занимает считанные минуты).

Жанровая эволюция в периодической печати первой половины ХХ в.

Распространение репортажа. Во второй половине XIX – начале XX в. основной массив информации американских газет - оперативные сообщения, получаемые от репортеров, широкое применение жанра репортажа - в Англии – ведущая роль публицистов, в Америке – репортеров. Влияние позитивизма: объективизированный, обезличенный, точно воспроизводящий факты и лишенный беллетристических красот репортаж в «телеграфном» стиле: «репортерство постепенно убивает журналистику», однако «ползучее проникновение» репортерства во французские газеты.

1920-е годы – репортаж становится более субъективным и более вольным по стилю и композиции; 1930-40-е - интерпретирующий репортаж; новая трактовка: объективность репортажа означает не только точную передачу фактов как таковых, но их изложение в верно переданном контексте.

В Европе расцвет «большого репортажа», с отчетливо выраженными элементами художественности и публицистичности

Внедрение интервью. Сер. XIX в. - жанр интервью мало распространен: журналисты редко ссылались на источник информации, ограничиваясь передачей сути бесед, до сер. 1870-х годов - высказывания интервьюируемых в публикациях лишь в виде прямых цитат; в последние десятилетия века интервью становится все более популярным жанром журналистики США. 1890-е годы - распространенный жанр в газетах Нью-Йорка: политики, папа римский, члены британского и германского кабинета министров, иностранные визитеры. Распространение в Европе с 1900 г. интервью как «характерного американского изобретения». Применение жанра интервью, выстроенного по схеме «вопросы-ответы» - изменения в статусе и читательском восприятии журналиста и газеты: внимание читателей не только к интервьюируемому, но и к личности интервьюера. Журналист, отождествляемый читателем со своей газетой, во все большей степени приобретает собственное лицо, становится общественной фигурой; интервью у «сильных мира сего» - демонстрация аудитории своей близости с могущественными персонами, повышение таким образом своего социального статуса.

Во время первой мировой войны потребности ведения пропаганды - мощный толчок развитию интервью в Европе, в послевоенный период его широкое распространение в европейской прессе. 1930-е гг. - интервьюирование - хорошо развитая область газетной журналистики, разнообразные виды интервью.

Рождение современной журналистики расследований и разоблачений.

Недовольство значительной части американцев и европейцев формированием могущественных объединений и групп и ограничением возможностей свободной конкуренции: нарушения законов, обман потребителей, подкуп государственных чиновников. Направление журналистике США, представители которого ставили перед собой задачу бороться против общественных пороков путем расследования злоупотреблений и привлечения к ним внимания общественности: разоблачение зла, чтобы помочь людям понять его сущность и первопричины, побудить стремление к переменам, создать в обществе предпосылки для реформ, которые покончили бы с произволом, коррупцией, обманом, идеалы справедливости, чести как социально-мобилизирующая сила. Религиозный моралист Б. Флауэр в своем журнале «Arena», основанном в 1887 г. - критика сложившегося общественно-экономического устройства; 1901 г. - программная статья в «Arena»: страна все дальше уходит от идеала подлинной свободы, углубление пропасти между богатством и нищетой, коррупция и злоупотребления, зависимость власти от плутократии; требование общественных реформ в целях ограничения монополизма в экономике; публикации статей, разоблачающих использование детского труда, против сегрегации и судов Линча, за улучшение условий жизни и труда рабочих. Массовые журналы «McClure's», «Collier's», «Everybody's», «Cosmopolitan»: многочисленные разоблачительные публикации, посвященные недостойным и преступным действиям крупных компаний, коррупции на различных уровнях исполнительной и законодательной власти. Макрейкеры - «разгребатели грязи», «копающиеся в навозе», «любители грязных сплетен» (1906 г., президент США Теодор Рузвельт, которого раздражала критика журналистов-разоблачителей в адрес госаппарата) - движение представителей расследующей, разоблачительной журналистики - публицистов и писателей, не связанных какой-либо единой идейной программой, но объединенных общей борьбой против коррупции, морального разложения государственной бюрократии и деловых кругов, против экономических злоупотреблений и обмана потребителей. Журнал «McClure's», издатель которого в целях привлечения читателей поощрял публикацию разоблачительных материалов о большом бизнесе, созвучных настроениям массовой аудитории; с 1902 г. ведущий сотрудник - Линкольн Стеффенс (признан крупнейшим американским журналистом XX в.): убедительные, хорошо документированные статьи о коррупции и злоупотреблениях городских властей Сент-Луиса и других крупных городов США, о необходимости очищения и демократизации органов государственного управления - разоблачительные циклы «Позор городов» (1904), «Борьба за самоуправление» (1906).: большой общественный резонанс. С 1905 г. лидерство в области разоблачительной журналистики перешло к журнала «Collier's». 1906 г. - макрейкерский журнал «American Magazine» группы журналистов, сотрудничавших ранее с редакцией журнала «McClure's» (Л. Стеффенс, И. Тарбелл, Р.С. Бейкер и др.). Одно из последствий - активизация общественного движения за совершенствование трудового законодательства, «Акта о чистоте продуктов и напитков», запрета детского труда. Тщательная работа над фактической основой разоблачений, скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов: стремление утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике, подчеркнуто дистанцируясь от беспринципной практики «желтого журнализма».Основательная литературная обработка - превращение лучших произведений макрейкеров в классику современной журналистики расследований и разоблачений.

Спад движения после финансового кризиса 1911 г., ударившего по массовым журналам:. «American Magazine» и «Everybody's» были проданы, профиль изменился, журнал «Cosmopolitan», принадлежавший Херсту, преобразован в женское издание. После первой мировой войны разоблачительная журналистика временно оттеснена на страницы небольших левых и радикальных журналов. Расследования и разоблачения С. Херша о массовом уничтожении мирных жителей в деревне Майлай во время вьетнамской войны, Р. Карсон – о губительном влиянии химиката ДДТ на окружающую среду, подтолкнувших формирование экологическою движения в США, сотрудников газеты «Washington Post» Б. Вудворда и К. Бернстайна - незаконные действия администрации президента Р. Никсона в канун президентских выборов (привело к знаменитому Уотергейтскому скандалу и к последующему отстранению Никсона от власти.)

Выдающийся представитель современной европейской расследующей и разоблачительной журналистики - немецкий публицист Понтер Вальрафф – автор блестящих работ, демонстрирующих социальные язвы германского общества и посягательства на демократические права граждан ФРГ.

Окончательное оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Превращение газет в крупные издательские предприятия - расширение штата сотрудников, большинство из которых принималось на постоянную работу (в первой пол. XIX в. в основном внештатная работа журналистов с построчной оплатой за опубликованные материалы, не дававшая им стабильного заработка); новые формы коллективной организации работы редакций, необходимость в специализации газетчиков. На рубеже XIX – XX вв. редакции крупных газет состоят из нескольких отделов и служб: кроме главного редактора и выпускающих редакторов в штате редакторы – руководители различных отделов: редактор отдела городских новостей – группа репортеров, готовых в любое время отправиться на место событий для освещения текущих новостей. Группа литсотрудников-стилистов - редактирование и подготовка к печати поступающих от репортеров материалов. Отдел телеграфной информации - селекция и обработка материалов от агентств новостей. Специальные группы журналистов и оформителей - подготовка воскресных иллюстрированных выпусков газет. По примеру «энциклопедии новостей» – газеты «New York Times» – создание в нач.XX в. собственных систематизированных архивов и отделов документации для работы по сбору и проверке информации в крупных изданиях; машинописные бюро, телефонные службы. Разработка в нач.XX в. Фордом и Тейлором научных основ организации труда - редакционная деятельность приобретает плановый характер: организация и проведение различных информационных кампаний, их финансовое и техническое обеспечение. Группы профессионалов среди журналистов, специализировавшихся на выполнении отдельных видов работ или освещении определенной тематики: способные и опытные газетчики - написание редакционных статей и комментариев; криминальные и судебные репортеры, спортивные журналисты: у основателя «желтой» прессы Дж. Пулитцера впервые в газете «World» самостоятельный отдел спорта; появление профессиональных фоторепортеров.

Самоотождествление журналистов как профессионалов, повышение социального статуса известных и популярных журналистов и редакторов, появление журналистской элиты – относительная независимость профессиональной деятельности. Переманивание талантливых журналистов повышением оплаты труда.

Необходимость специальной профессиональной подготовки работников прессы. 1890-е гг. - в университетах США организуются краткосрочные курсы по подготовке журналистов с упором на овладение репортерской техникой; первые справочники и учебники по журналистике. Обучение на основе развернутой программы подготовки журналистов впервые в Пенсильванском университете в период с 1893 г. по 1901 г., в Иллинойском университете в 1904 г. - четырехлетняя программа высшего журналистского образования. 1908 г. в университете штата Миссури - первый факультет (школа) журналистики. Первая во Франции Высшая школа журналистики - в Париже в 1899 г. при Институте социальных исследований: обучение на основе изучения социологии и теории массовых коммуникаций, 1924 г. - Высшая школа журналистики в Лилльском университете, впервые в стране полномасштабная профессиональная подготовка журналистов. 1920-е гг. в США и Западной Европе разворачивается научно-исследовательская деятельность по изучению прессы.

СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны. Особенности нацистской пропаганды. Антифашистская публицистика. Подпольная печать европейский стран. Радиовойна – новый метод внешнеполитической пропаганды.

Европейские периодические издания - дифференциация по идейно-политическим признакам, несколько крупных групп:

монархическая пресса - сохраняла сильные позиции в основном до первой мировой войны, в итоге которой многие монархические режимы сменились республиканскими;

христианско-клерикальные издания.

христианско-демократическая печать - является рупором светских партий, опирающихся на идеологические установки христианской демократии – в том числе немецкие газеты «General Anzeiger» («Всеобщий вестник»), «Bayernkurier» («Баварский курьер»), итальянская «Popolo» («Народ») и другие издания;

либеральная пресса </I>представлена изданиями, многие из которых были созданы в период апогея политического движения либералов XIX в. – например, барселонская газета «La Vanguardia» («Авангард»), основанная в 1881 г.

социал-демократическая печать, представленная органами партий – членов Социалистического Интернационала;

коммунистическая пресса, издаваемая компартиями, созданными после 1917 г. на базе левого крыла социалистических и социал-демократических партий;

правонационалистические издания - органы прессы шовинистической или близкой к ней направленности – например, печать сторонников Де Голля во Франции до 1968 г. (газета «Le Parisien Libertien» – «Освобожденный парижанин» и др.)

фашистская и неофашистская периодика - наиболее известными образцами такого рода прессы являлась печать германского рейха в период нахождения у власти нацистов

печать «экологических» партии и движений. - отряд прессы является относительно новым, так как массовые организации защитников окружающей среды («зеленых») сформировались в основном в 1970-е – 1980-е годы. В ряде западноевропейских стран «экологические» партии представлены в парламентах и в правительстве. Одной из наиболее влиятельных организаций такого рода является партия германских «зеленых». Стремясь к расширению своих рядов, немецкие экологисты в 1979 г. создали газету «Die Grunen» («Зеленые») и ряд других изданий. Действующая в условиях кризиса политической периодики в странах Европы пресса «зеленых» не имеет массовых тиражей.

Журналистика Германии 1-й пол. XX в. В Германии в период Веймарской республики почти половина всех ежедневных газет открыто заявляла о своей приверженности тому или иному политическому направлению или партии. Из 4700 газет, которые выходили в 1932 г., более 600 поддерживали партию Католического центра и Баварскую народную партию. Обширную партийную прессу имела социал-демократическая партия Германии. Располагая собственным издательским объединением, она издавала в 1931 г. 174 газеты и десятки журналов. Довольно многочисленной была группа изданий германской компартии. Приемы и методы нацистской пропаганды

Рождение радиовещания в США до 1945 г.

Радиовещание в западноевропейских странах до 1945 г.

Особенности технологического развития СМИ. Новые возможности радиовещания. Становление телевидения как нового канала массовой информации. Структурные изменения в развитии СМИ различных стран Европы. Новые технологии и печать.

Рождение и развитие телевидения до 1945 г. British Broadcasting Company - BBC - первое в мире регулярное телевещание (1936). Создание первого в мире "иконоскопа" - передающей электронной трубки Зворыкиным в 1931 г. - начало развития электронных телесистем. Файло Фансуорт – патент на изобретение телевидения в сер. 1920-х гг. 11 сентября 1928 года - General Electric показывает по телевизору первую драматическую постановку ("Посланник королевы"); передача звука одновременно с изображением по радио; три неподвижные телекамеры, экран размером 6,5 на 10 см. Пробные телепередачи в Нью-Йорке в 1931 г.; «телевизионная лихорадка» в США в 30-х гг. Экспериментальные передачи в 1933 г. с Empire State Building. Инвестирование 1 миллиона долларов в демонстрацию телевизионных программ в 1935 г. компанией Давида Сарнова; выработка единых стандартов телестанциями и заводами по производству телевизоров. Американская NBC (эмигранты из России предприниматель-антрепренер Давид Сарнов и инженер-изобретатель Владимир Зворыкин) - регулярные телепередачи с 1939 г.; начало - с показа церемонии открытия Нью-Йоркской Всемирной ярмарки: выступление Сарнова о перспективах телевидения; Франклин Рузвельт - первый президент, выступивший по телевидению; в тот же год впервые демонстрация по ТВ матчей по бейсболу и американскому футболу. 1940 г. - стоимость телевизора - около 400 дл.; в Нью-Йорке – 2 - 3 тысячи обладателей домашних телевизоров. Первые передачи - новости, передаваемые компанией RCA одновременно с радио; спортивные передачи, транслировавшиеся со стадиона из мест в прямой видимости антенны, установленной на здании Empire State Building. Первая официальная телесеть в США - с 1 февраля 1940 г.

Развитие документального кино

Типологическая эволюция периодики в XX в. Развитие периодики по типам изданий - формирование основных типов газет и журналов, процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой пол. XX в. - формирование современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: