Тема 7. Журналистика зарубежных стран второй половины XX века

СМИ зарубежных стран в 1945-1985 гг. Политические аспекты развития журналистики.

Периодическая печать и другие СМИ Западной Европы и США: жанровая и типологическая эволюция во 2-й пол. ХХ в.

Печать в первые послевоенные годы. СМИ в условиях «холодной войны». Политические партии и журналистика. Политико-идеологическая дифференциация прессы в Европе ХХ в. Прошедший век был эпохой крупных общественных и политических потрясений, результатом которых стали две мировые войны, крушение колониальных и тоталитарных империй, полностью перекроившие карту мира. Развитие политически тенденциозной журналистики. Сильная партийная пресса, существовавшая во Франции, ряде других стран Европы.

Особенности британской печати во второй пол. ХХ в. 1) Британия – страна классической вертикальной модели прессы: несмотря на разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельников), ориентация на самые важные новости о событиях общенационального и мирового значения. 2) Предельная концентрация общенациональной прессы в руках немногих издателей со времен начала Первой мировой войны - преимущественно семейная («фамильная») форма владения газетно-журнальными группами, признание этого факта экономической необходимостью как залог свободы от коррупции, от вливаний посторонних финансов.

Создание Совета по прессе – общественного органа (преимущественно из владельцев и редакторов газет): содействие сохранению свободы печати в Великобритании, тенденции в области концентрации и монополизации прессы, опубликование докладов по этим вопросам, соответствующие замечания издателям газет и журналов при поступлении жалоб на этот счет. Предварительное рассмотрение антимонопольной комиссией дел о приобретении владельцами газет новых изданий.

Переход от замкнутых династий к «публичным корпорациям» во второй половине XX века; падения и взлеты; напряженная конкуренция, зависимость медиамагнатов от бухгалтеров и знатоков рынка. Активизация конкурентной борьбы за читателя, рынок, сбыт товара – установка на сенсационность. Открытая многопрофильная акционерная компания вытесняет фамильный бизнес.

«Качественные» и «массовые» газеты в Англии как продолжение социальной дифференциации общества; их адресаты - группы аристократии и бизнеса «высшего класса», группы средней буржуазии, чиновники, высококвалифицированные рабочие (типичный «средний класс»), группа, в которую входит мелкая буржуазия и профессиональная интеллигенция и группа квалифицированных рабочих, группа малоквалифицированных рабочих, разнорабочих, группа учащихся, безработных и пенсионеров (т.е. всех, кто живет на стипендии и пособия от государства). «Качественные» изначально - развернутая информация, редакционные статьи на злобу дня, аналитика, политика и экономика, вопросы культуры, реклама предметов роскоши, недвижимости, путешествий, «престижная» реклама: объявления (в том числе полугодовые и годовые отчеты) крупных концертов и финансовых учреждений. «Популярные» - погоня за сенсациями, скандалами, фактами частной жизни знаменитостей, криминалом и т.д., акцент на рекламу дешевых и популярных товаров; два разных стиля оформления, подачи материала и верстки.

С начала 1990-х гг. стирание различий между «качественной» и «популярной» прессой: появление газет «промежуточного» типа - ежедневные «Дейли Мейл», «Дейли Экспресс», воскресные «Мейл он санди» и «Санди экспресс» - при «таблоидном» формате привлечение клиентуры «качественных» газет.

Упадок к сер. 1950-х гг. «Таймс»: тираж ниже 300 тыс. экз.

Создатель империи СМИ Рой Томсон: 18 тыс. журналистов в 19 странах – начинал с радио бизнеса в Канаде, по принципу «цепочки» с сер.1950-х гг. скупал малоприбыльные газеты и делал их прибыльными: стандартизация изданий (новостей и комментариев), ориентация на поточное производство (похожие друг на друга фотографиями и статьями печатные издания выходили в десятках городов под другими заголовками); удачное сочетание приобретения провинциальных газет и развития коммерческого телевидения. Приобретение крупнейшей воскресной газеты «Санди таймс», 1966 г. - сделка между Томсоном и лордом Гэвином Астором о слиянии «Санди таймс» и «Таймс» (у каждой газеты собственный редактор, право вести самостоятельную политику). Ставка Томсона на журнальные приложения к газете и цветную печать - взлет тиража газеты «Санди Таймс» с 880 тыс. экз. до 1 млн., формула для рекламы: «Эксклюзивная реклама для эксклюзивного (т.е. состоятельного) читательского контингента». Воскресная «Обсервер» и ежедневная «Дейли Телеграф» - пример рекламной политики Томсона.

Сесиль Кинг - преуспевающий издатель в истории печати Англии: рекордный тираж его «Дейли Миррор» – 5 млн.экз.; превращение его концерна «Миррор-Пикториал» в огромный газетный концерн, захвативший почти все журнальные издания, рассчитанные на массовую, прежде всего –женскую, аудиторию – занял такую выгодную нишу как журналы. Ошибки Сесиля Кинга: закрывал издания, которые могли быть перспективными, открывал новые – без лица и направления.

Важная роль в истории британской печати Роберта Максвелла и австралийца Руперта Мэрдока

Журналистика в современном обществе. Основные модели средств массовой информации. Взаимодействие с экономикой, государством, партиями, церковью. Процесс концентрации в сфере СМИ. Возникновение и развитие транснациональных корпораций. СМИ и информационное общество. Новые информационные технологии. Интернет и журналистика. Глобализация, мультимедиатизация и демассификация.

Типологическая эволюция периодики в XX в. Развитие периодики по типам изданий, происходившее в XVII–XIX вв., способствовало формированию основных типов газет и журналов. Процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в., привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.

Таблоиды. Газеты небольшого (таблоидного) формата - с XIX веке, как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания - на рубеже веков. 1 января 1901 г. экспериментальный номер, вдвое меньше по размеру обычного номера «World» и богато оснащен иллюстрациями. Перевод «London Daily Mirror» на таблоидный формат. В США расцвет сенсационной таблоидной прессы – 1920-е гг., после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «(Illustrated) Daily News» - превратился в самую высокотиражную газету: в 1930 г., в пору экономического кризиса, беспрецедентный тираж – полтора миллиона экземпляров. Таблоид как газета для жителей городов с лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим времени для обстоятельного чтения прессы. Первоначально распродажа тиража через уличных распространителей: небольшие, легко доступные, удобно читать в трамвае, метро, баре и пр., многостраничность - впечатление, будто ему предлагается больше информации по сравнению с газетой обычного формата, обилие иллюстраций, развлекательных материалов (юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. 1930 г. иллюстрации - до 40% площади американских таблоидов и 25% площади газет обычного формата. Каждая из полос (или пара соседних полос) специализирована по тематике, центральные полосы (разворот) обычно были заполнены иллюстрациями. Текстовые материалы и иллюстрации, эксплуатирующие социальные стереотипы (национальные, расовые, половые и пр.), бытующие в массовом сознании, а также сексуальные инстинкты аудитории.

Еженедельные журналы новостей - большая типологическая группа журнальной периодики с 1920-30-х гг. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками Йельского университета X. Люсом и Б. Хадденом: систематический отбор и строгая организация журнального материала по двум десяткам тематических разделов, позволяющая читателю лучше ориентироваться в содержании журнала, суммирующего и интерпретирующего новости недели; жесткая внутренняя структура номеров в соответствии с принципом «полной организации новостей», субъективность и наглядность изложения: впечатление, будто изложение новостей недели в нем ведется «от одного человека – другому»; доверительный, ироничный, острый, скептический стиль - «коллективный журнализм». Элементы молодежного и студенческого слэнга, многочисленные неологизмы и экзотизмы, призванные повысить экспрессивность изложения новостей, материалы «человеческого интереса», призванные привлечь всеобщее внимание (на темы спорта, отдыха и развлечений, межполовых отношений, здоровья, стиля жизни и пр.).Экспрессивные нарративные (повествовательные) характеристики: новости в виде занимательных историй с элементами комментирования, отказ от фактологического репортажа. До 70% материалов - на основе метода дайджестирования: переложение материалов «качественной» прессы. Собственные службы исследования и документации, позволившие обеспечить журналу репутацию хорошо информированного органа печати. Сочетание черт издания для массовой аудитории – и «качественной» прессы. Персонализация новосте: отбор информации о происходящих событиях с приоритетным вниманием к новостным сюжетам, участниками которых были «звезды» политики, бизнеса, сферы развлечений: девиз «Имена создают новости»; «человек года «Time» – ежегодно называемый журналом герой новостей – как правило, из категории «звезд».

Транснациональное распространение: в настоящее время более 40 зарубежных изданий, включая европейскую версию «Time – Atlantic Edition»; тираж: 1960 г. - 2,5 млн. экз., 1970 г. - 4 млн., 1990-е - около 5 млн. экз.

Типологический аналог и конкурент «Time» - основанный в 1933 г. в США «Newsweek»: менее субъективный стиль в передаче новостей, сегодня влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей, главный конкурент журнала «Time» как на североамериканском, так и на международном рынке еженедельных новостных журналов для массовой аудитории; 25 зарубежных изданий, а также международная версия, распространяемую в европейских странах. Тираж журнала – 3,1 млн. экз.

«United States Daily» - преобразование газеты в еженедельный журнал новостей, присоединение «World Report»: типологический аналог журнала «Time» «US News & World Report».

Журалы в Европе. ФРГ в 1947 г. - по формуле «Time» журнал «Der Spiegel» («Зеркало»), 1948 г. - «Quick». В Италии - журналы «Expresso» и «Tempo». Во Франции - целая группа изданий, подобных «Time» и «Newsweek»: «L'Express» (1953 г.), «Le Nouvel Observateur» (1964), «Le Point» (1972). В Испании в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов, в период демократических преобразований в после смерти диктатора Франко - еженедельный журнал новостей «Cambio». Публицистический, аналитический аспект.

Наличие в каждом номере «гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического или общественного развития.

Современные массовые иллюстрированные журналы.

В конце XIX в. одно из популярных изданий такого рода - американский «Saturday Evening Post»: 1897 г. - массовый журнал стоимостью 25 центов, обращен главным образом к традиционному среднему классу. Фотографическая иллюстрация - самостоятельный – и нередко доминирующий – компонент содержания иллюстрированного журнала. Наиболее крупный и известный - еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.

Массовые иллюстрированные журналы, привлекавшие рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, - один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений, на долю которых приходится 80–90% от общего уровня доходов издателей. Нач. 1960-х гг. тираж «Life» - больше 6 млн. экз. Принцип Люса для журнальной прессы – «видеть и показывать» мир: события недели «в картинках»: фотоиллюстрации.

Типологические аналоги: 1937 г. - массовый иллюстрированный журнал – двухнедельный «Look» («Взгляд»). «Saturday Evening Post», тираж к концу «золотого периода» иллюстрированной журнальной периодики – 1950-х годов – 6 млн. экз. 1945 г. - массовый иллюстрированный журнал для афроамериканцев «Ebony» («Черный»): аналог журнала «Life», адаптированный применительно к афро-американской аудитории. Создание в 1954 г. компанией «Time Inc.» высокотиражного еженедельного журнала «Sports Illustrated»: освещение новостей спорта «в картинках».

1938 г. - спортивный еженедельник «Match» в Париже – превращение в еженедельный массовый иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. «Paris-Match»). «Фоторепортаж номера» - одно из сенсационных событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами: создание у аудитории эффекта наглядности, присутствия на месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности. В довоенный период тираж 80 тыс. - 1400 тыс. экз., а после войны - более полутора миллионов экз.; к 1960 г. – 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на американские образцы журнальной прессы

В конце 1950-х - 1960-е гг. крупные иллюстрированные журналы теряют рекламные доходы: конкуренция с телевидением - гораздо более оперативным и массовым каналом доставки информации и рекламы. Переключение рекламодателей с массовых журналов на сотрудничество со специализированными журнальными изданиями, для определенных секторов и групп аудитории, как более эффективное «прицельное» средство рекламы.

Начало 1970-е гг. - острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий: закрыты «Life» и «Look»; «Paris-Match»: смена концепции: повышение роли политической информации, приближение к типу еженедельного журнала новостей, делающего упор на освещение сенсационных и скандальных происшествий, на упрощенное и эмоциональное изображение событий. 1978 г.: возобновлен выпуск «Life» – в качестве ежемесячного иллюстрированного журнала; 2000 г. - вновь был закрыт по причине низкой экономической эффективности; Интернет-сайт Life, com, где размещены подборки «классических» фотографий. 1979 г. журнал «Look» восстановлен с ежемесячной периодичность, являясь представителем «второго ряда» крупных журнальных изданий США и значительно уступая по тиражу ведущим журналам.

Деловые журналы: эволюция от 1920–1930-х гг. к сер. ХХ в.: неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем «качественных» изданий, обращенных к экономической и политической элите: изобилие неинтерпретированных фактов; потребность получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую информацию и комментарии к ней. Создание еженедельного журнала «Business Week» («Деловая неделя») (США, 1929 г.); X., 1930 г. - журнал деловых новостей – «Fortune» («Успех»), адресованный бизнесменам: наряду с финансовой и биржевой информацией, новостями индустрии и торговли, обширные сведения о новостях политической и общественной жизни США, о событиях в мире, излагаемые главным образом в сжатой и доступной форме. Аналогичные издания в Европе: еженедельный журнал для деловых людей «WirtschaftsWoche» («Экономическая неделя») (Германия, с 1926 г.): новости на экономические и общественно-политические темы в виде расширенных заметок и кратких статей со встроенным комментарием.

Журналы-дайджесты. Рубеж XIX – XX в.: журналы, содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий: просветительские намерения; стремление предлагать читателям лучшее из публикаций периодики, перепечатывать отборные, наиболее значимые и интересные материалы прессы; эффективная коммерческая стратегия в издательском бизнесе: экономия средств. 1890 г. - в США создан массовый еженедельный «Literary Digest» («Литературный дайджест»): ознакомление широкой аудитории с «современной мыслью и исследованиями, представленными в мировой периодической печати» - сжатые переработки публикаций из журнальной прессы США, Канады, Англии, Франции, Италии, обзоры текущих новостей недели на основе перепечаток статей, интервью и комментариев, взятых из американских изданий. 1920-е гг.: тираж - около 1,5 млн. экз., 1930-е – закрытие. 1922 г. – начало выпуска ежемесячного журнала «Rider's Digest», просветительские формулы: «человек может улучшить себя, а мы можем этому способствовать». Номер карманного формата (чтобы читатель мог постоянно носить журнал с собой), 31 статья в соответствии с девизом «Rider's Digest»: «каждый день – по одной статье постоянного интереса». Круг тем «постоянного интереса» (около трех десятков): приключения и открытия, бизнес, политику, «искусство жить», биографии знаменитых людей, развлечения, спорт, здоровье, юмор, взаимоотношения полов, воспитание детей, полезные советы и пр.; общедоступный карманный справочник, помогающий разобраться в самых различных жизненных ситуациях. Доверие массового читателя к «Rider's Digest»: принципиально не публиковал коммерческую рекламу. Установка для читателя на оптимизм, уверенность в себе и своих силах. Большой коммерческий успех в США и за рубежом: тираж в 1980-е гг. - более чем 18 млн. экз.

Специализированный дайджест, с определенной тематикой публикаций и четкой адресной аудиторной направленностью.

Эволюция типа научно-популярного, познавательного журнала: трансформация коммерческая - «National Geographic»: перенасыщение рекламой и промоушенными публикациями издание; коммерческий характер немецкого журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе – русскоязычную) (1976 г.): выбор тем для «стержневых» географических очерков - преимущественно о тех местах на планете, которые используются в качестве объектов международного туризма.

Пресса и рекламодатели. Бесплатные газеты. Бюджет газет США в 1990-е годы - на 80% финансовые поступления от рекламодателей, 20% - в результате распространения тиража по подписке или в розницу. В Германии во второй пол. 1990-х годов соотношение между доходами от распространения изданий по подписке и рекламными поступлениями 1 к 3.

Информационно-рекламные газеты - концепция бесплатной газеты разработана и осуществлена в Швеции: 1995 г. в Стокгольме газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения во время поездок в городском транспорте: набор кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными объявлениями.

Кризис периодической печати и государственная поддержка прессы: конкуренция с электронными СМИ, углубляющаяся коммерциализация журналистики, формирующей определенный тип массовой аудитории (политически и идеологически инертной, ориентированной преимущественно на потребление развлекательной и «облегченной» визуальной информации); более всего - среди ежедневных газет. Поглощение и вытеснение изданий конкурентами: в Нью-Йорке, на огромном рынке периодики и рекламы (одном из самых богатых и доходных в мире), из 12 ежедневных газет к началу 1990-х годов уцелело четыре. В 1930-е годы в Англии более 500 городов, в которых выходили конкурирующие газеты – 1980-е - не более трех десятков, в остальных на местном газетном рынке одна газета.

Кризис периодики политических партий.

Развитие системы СМИ стран Центральной и Восточной Европы: особенности функционирования СМИ в период 1949-1989 гг. и после демократических преобразований.

История и современное состояние СМИ стран Азии, Латинской Америки и Африки.

Регулирование деятельности СМИ в странах Западной Европы и США

Особенности журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции, формирования информационного общества.

Зарубежные информационные агентства: История и современность

Развитие телевещания во 2-й пол. ХХ в.

Развитие радиовещания во 2-й пол. ХХ в. Правительственный контроль за телевещанием во время Второй мировой войны: остановка производства телевизоров и выдачи новых лицензий на телевидение, прекращение в апреле 1942 г. строительства радио- и телестанций. Трансляции исключительно передач по гражданской обороне, как прятаться от авианалетов, медицинские инструкции Красного Креста, призывы покупать облигации военного займа. Некоммерческий характер первого телевидения; разрешение для коммерческого телевидения официально с 1 июля 1941 г; первая коммерческая станция - нью-йоркская WNBT - 15 часов в неделю для рекламодателей; спонсирование ими телепрограммы; имя спонсора в титрах передач; ответственность за саму передачу. Первая реклама - ручных часов компании Bulova Watch, демонстрация во время бейсбольного матча. Возобновление коммерческого ТВ в 1945 г. Демонстрация празднования Дня Победы и фильма о капитуляции Японии. 1948 г. в США - 36 действующих телевизионных станций и 70 строившихся. "Журнальная концепция" Пата Уивера 1951 г. из-за скандала с телеконкурсом на проверку знаний (Quiz Show) (продюсеры шоу, спонсоры-рекламодатели, были обвинены в махинациях): предложение передать производство телепрограмм телекомпаниям; телекомпании вернули себе контроль над программами и. стали продавать рекламное время разным компаниям.

CBS, NBC и АВС: телевизионный формат радиовещательных компаний. Прекращение выдачи новым лицензий с сентября 1948 г. до окончания Корейской войны - в 1952 г. - через год 377 телевизионных станций в США, к 1954 г. 90% страны охвачено телевещанием; к маю 1970 г. - 650 телевизионных станций. Превращение телевидения в самое мощное средство массовой информации; активное пресечение попыток правительства оказать давление на тележурналистику (обращения в Верховный суд о нарушении Первой поправки к Конституции, гарантирующей свободу слова).

Тед Тёрнер – личность в тележурналистике. В сер. 1970-х гг. - новые технологии: появление кабельного ТВ. С 1980 г. разработка специализированного кабельного вещания Тедом Тернером: фрагментация аудитории - ниши, не занятые вещателями, связи с подписчиками, “индивидуальные” сделки, переход от broadcasting к narrowcasting. «Спутник плюс кабель – равно весь мир». Телевизионная служба новостей CNN Теда Тернера - один из первых специализированных спутниково-кабельных каналов.

Превращение мира в “глобальную деревню” (концепция медиааналитика и “телепророка” Маршала Маклюэна) телесети CNN - многомиллионная аудитория у экранов, воплощение одного из главных принципов Маклюэна “средство и есть сообщение”. Тернер как создатель CNN - круглосуточного кабельного канала новостей - четвертого по важности телеканала в США в условиях жесткой конкуренции с ABC, CBS и NBC – ныне крупнейшего в мире кабельно-спутникового телеканала.

Cтремительный рост телевизионной аудитории в США. - 6 лет для превращения ТВ в самое массовое средство коммуникации с гигантской аудиторией. Фундаментальные изменения в системе СМИ США (появление домашнего видео, платных кабельных компаний, служб, обеспечивающих индивидуальный просмотр оплачиваемых программ, возможности с помощью волоконно-оптического кабеля и спутниковых каналов объединить все это, включая компьютер и телефон, в единую мегаканальную сеть. Усиление конкуренции для телесетей; 3 общенациональные коммерческие сети (группы местных радиостанций, электронно-связанных так, чтобы программы одного источника могли вещать одновременно): CBS (Columbia Broadcasting System), основана в 1927 г.; NBC (National Broadcasting Company), рег. с 1939 г. и ABC (American Broadcasting Company), основана в 1943 г. Телесистема США: треугольник Голливуд - Манхэттэн - Мэдисон авеню; на калифорнийском побережье голливудские кино- и телестудии снимают основную массу развлекательных передач; Нью-Йорк (район Манхэттэна) - штаб-квартиры национальных сетей: закупают программы у студий и, дополнив собственными новостями и отдельными передачами, предлагают их массовой аудитории через сеть своих станций и филиалов; рекламные агентства на Мэдисон авеню, которые снимают рекламные ролики для своих клиентов и ищут для них подходящее место в передачах телевидения. Серийный характер всех передач сетей: за каждой закреплен определенный день недели; передачи одного и того же жанра по нескольким каналам одновременно. Два основных источника распределения программ на телестанции - сети (распределение программ по своим филиалам, плата станциям за предоставление эфирного времени) и синдикаты, продающие телекомпаниям свою продукцию - соединение производства и распределения программ. Синдикаты как главный рынок для сериалов - prime-time show (22-24 новых сериала за сезон). На уровне региональных студий больше всего средств - выпуски новостей; ежедневные новости - огромная аудитория, а значит, рекламодатели и крупные дополнительные прибыли. Общенациональные сети: особое внимание выпускам новостей; западное prime time: 20 – 23 ч. – новости, различные шоу, развлекательные программы, игры, телесериалы. Роль места передачи в сетке вещания.

Способы борьбы за зрителя – постановка в эфир однотипных программ; контрпрограммирование - вещание программ, содержание которых противоположно содержанию программ конкурентной студии. (CBS показывала сериалы, рассчитанные на женскую аудиторию, а ABC - на мужскую - "Футбол по понедельникам").

Организация телеиндустрии США. Генеральный директор - полностью отвечает за деятельность компании. Пять отделов: 1. Административный - помощь Генеральному директору в управлении телекомпанией: секретариат, бухгалтерский и штатный подотделы. 2. Производственный - продюсирование программ: редакторы, журналисты, телеведущие, комментаторы, режиссеры, операторы. 3.Отдел продажи - продажа эфира региональным и национальным рекламодателям. 4. Отдел новостей: телеведущие, репортеры, редакторы новостей, журналисты, ответственные за тексты, операторы, режиссеры. 5. Инженерный - ответственность за техническое оборудование.

Коммерческая реклама - фундамент телеиндустрии США; телебизнес как самая прибыльная отрасль экономики Америки. Установка на высокие рейтинги телепередач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: