Требования к уровню освоения дисциплины. В итоге изучения дисциплины «История зарубежной журналистики» студент должен

В итоге изучения дисциплины «История зарубежной журналистики» студент должен:

— иметь представление о предпосылках возникновения и процессе становления журналистики зарубежных стран;

— уметь охарактеризовать роль журналистики на том или ином историческом этапе в зарубежных странах, знать особенности возникновения и формирования системы средств массовой информации, в том числе эволюцию видов, форм и жанров;

— уметь рассуждать об истории мировой журналистики с соблюдением принципов историзма и пониманием типологической общности и своеобразия журналистики в разных странах и в различные периоды;

— знать имена выдающихся зарубежных представителей журналистской профессии прошлых эпох и их вклад в исторический процесс.

— иметь представление об истории развития каждого средства массовой информации;

— иметь представление о возникновении и развитии жанров, используемых в журналистике;

— знать историю ключевых для зарубежной журналистики проблем, связанных со свободой журналистики («движение от цензуры и контроля за прес­сой со стороны власти — к свободе»), со степенью творчества в журналистской деятельности, журналистики как «четвертой власти» и общественного института;

— уметь провести исторический сопоставительный анализ становления журналистики в Античности, Средние века и в Новое время на фоне и в соотнесении с основными этапами развития общества и государства;

— уметь продемонстрировать своеобразия каждого из исторических этапов журналистики, развития и дальнейшей судьбы журналистских явлений в системе социальных институтов.

Государственный образовательный стандарт содержания дисциплины «История зарубежной журналистики»

ОПД.Ф.06 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории. Ораторская проза, историческая проза, эпистолография как образцы античной публицистики. Прообраз газеты в древнем мире. Традиции раннехристианских проповедей в публицистике. Рукописные издания Средневековья. Развитие техники, культуры, экономики, политики как фактор развития журналистики. Изобретение книгопечатания. Книгоиздание. Газетное дело после Гутенберга и первые периодические издания. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе.

Журналистика в XVII-XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Политическая публицистика и ее роль в общественной жизни. Появление ежедневной газеты. Борьба за свободу печати. Первая концепция печати. Развитие средств информации и США в XIX в. Совершенствование техники газетного дела. Становление системы периодической печати. Развитие ежедневной прессы. Качественная и массовая пресса. От газеты мнений к информационной газете. Коммерциализация печати. Реклама в газете. Концентрация печати. Развитие журнального дела. Появление и развитие информационных агентств.

Печать в государственной системе. Развитие законодательства о печати. Борьба за свободу печати в XIX в. Печать и власть. Становление и развитие партийной печати. Политическая журналистика и публицистика. Особенности развития средств информации в XIX в. в Великобритании, Франции, Германии и США.

Средства массовой информации стран Европы и США в первой половине ХХ в. Развитие техники и СМИ. Появление новых каналов информации. Развитие радиовещания как средства массовой информации и пропаганды. Становление документального кино. Зарождение телевидения.

Журналистика в период Первой мировой войны. Пропаганда войны и мира. Государственная внешнеполитическая пропаганда. Революция в России и развитие журналистики. Зарождение и становление коммунистической печати. Развитие научных исследований в области журналистики. Концепции печати в первой половине ХХ в.

СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны. Особенности нацистской пропаганды. Антифашистская публицистика. Подпольная печать европейский стран. Радиовойна – новый метод внешнеполитической пропаганды.

СМИ зарубежных стран в 1945-1985 гг. Политические аспекты развития журналистики. Печать в первые послевоенные годы. СМИ в условиях «холодной войны». Политические партии и журналистика.

Особенности технологического развития СМИ. Новые возможности радиовещания. Становление телевидения как нового канала массовой информации. Структурные изменения в развитии СМИ различных стран Европы. Новые технологии и печать.

Журналистика в современном обществе. Основные модели средств массовой информации. Взаимодействие с экономикой, государством, партиями, церковью. Процесс концентрации в сфере СМИ. Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

СМИ и информационное общество. Новые информационные технологии. Интернет и журналистика. Глобализация, мультимедиатизация и демассификация.

Особенности журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции, формирования информационного общества.

Особенности развития СМИ США в 1980-90-е гг.

Политика в сфере СМИ Совета Европы и Европейского Союза. Особенности СМИ стран Западной Европы 1980-90-е гг.

Развитие системы СМИ стран Центральной и Восточной Европы: особенности функционирования СМИ в период 1949-1989 гг. и после демократических преобразований.

Научные исследования в области СМИ. Развитие теоретических концепций журналистики.

1.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

1.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование (тема) занятий Объем в часах
Всего (часов) Лекции практические занятия, семинары, деловые игры
  Тема 1. Журналистика периода античности и средневековья Предмет и задачи курса. Территориально-географический, жанровый (от летописей, хроник, анналов, к системе журналистских жанров) и функционально-видовой принципы в изучении истории зарубежной журналистики: изучение истории газет, журналов, информационных агентств, особенностей возникновения и функционирования телевидения и радио зарубежных стран, творчества известных публицистов прошлого. Этапы развития СМИ: от прагазетных явлений к информационному обществу. Публицистика и журналистика: современная наука о размежевании и точках соприкосновения этих явлений. Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории. Ораторская и историческая проза, эпистолография как образцы античной публицистики. Разделы и жанры античной риторики. Судебное красноречие. Жанр панегирика. Публицистика Демосфена. Публицистика на службе у государства в Древнем Риме. Публицистика Цицерона. Публицистика Цезаря. Римская газета: праформы - acta diurna Публицистика Средневековья. Три фактора средневековой культуры и элементы публицистичности в каждом из них. Публицистика в позднее средневековье: новостийный характер жанра новеллы. Периодическая печать в средневековье: писанные листки (notizie scritte) стоимостью в мелкую разменную монету — gazetta. Письма-ведомости – виттенбергские известия на латинском языке. Переход занятий журналистикой из разряда любительского в самостоятельную профессию. Рукописные издания Средневековья. Развитие техники и изобретение книгопечатания. Газетное дело после Гутенберга и первые периодические издания. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе.      
  Тема 2. Журналистика стран Европы эпохи Возрождения и Нового времени Публицистика в эпоху Возрождения. Роль публицистики и отдельных ее жанров в Италии, Англии - научное и этико-философское направления публицистики, Германии и Нидерландов – религиозное и морально-философское красноречие, Франции – публицистика на службе у укрепляющегося государства. Типология первых печатных газет («книг новостей») и журналов. Первые немецкие газеты: функциональная ограниченность, сухой язык, аполитичность. Иоган Мейер – один из первых издателей Европы (Гамбург). Появление первой ежедневной газеты в Лейпциге в 1650 г. Английская журналистика на раннем этапе своего возникновения: рукописные листки новостей, «News», вытесненные в конце XVI в. печатными изданиями «Баллады новостей». Политическая публицистика и ее роль в общественной жизни. Английская памфлетная публицистика XVII века. Признание за каждым гражданином права изустного и печатного выражения мысли в Билле о правах 1689 г. Борьба за свободу печати. Первая концепция печати. Появление в начале 17 столетия в Англии печатных изданий периодического характера. Первая газета в Лондоне в 1622 г., «The Certain of this Present Week»; первая регулярная газета – еженедельная «The Weekly Courant». Контроль и монополия государства на книгопечатание и журналистику. «Вестники» в Англии сер. XVII в.: еженедельник «Британский вестник» («Mercurius Britanicus») (1643-1646), 1650 - 1660 гг. - «Политический вестник» («Mercurius politicus»). «Оксфордская газета» (Oxford Gazette»), позже «Лондонская газета». Специфика ранней французской печати. Canard (Невероятные истории): тематика, форма брошюр, сенсационные заголовки, анонсы изданий. Другие формы ранней периодики: религиозные издания – их объем (до 32 страниц) и тираж (до тысячи экземпляров); альманахи и календари. «Французский Меркурий» (1611 г.) и его влияние на общественно-политическую и культурную жизнь Франции XVII в.; причастность Ришелье к его изданию. Религиозная публицистика XVII века в странах Европы и Америке: сопоставительный анализ. Этические и эстетические воззрения в первых периодических изданиях. Эволюция журналистики на протяжении XVI – XVII вв.: 1) пресса как распространительница новых известий, не сопровождаемых какими-либо критическими комментариями; 2) обсуждение приведенных проис­шествий, вопросов текущей политики; опре­деленная критическая оценка общего положения дел; 3) газета как выразитель воззрений партии, отдельных слоев населения, а часто — чаяний и требований нации; 4) пресса как рупор общественного мнения.      
  Журналистика стран Европы эпохи Просвещения. Английская просветительская журналистика и ее виднейшие представители. Просветительская журналистика Франции. Журналистика Великой французской революции. Журналистика Франции рубежа XVIII-XIX вв. Журналистика в Германии XVIII в. Ранний период истории американской журналистики. Эпоха Просвещения в Европе. Английская просветительская журналистика и ее виднейшие представители. Английская периодика. Первая ежедневной газеты «Daily Courant». Зарождение моральных еженедельников. «The Guardian» и «Gentleman's Magazine» - политические издания. Основание «Morning Chronicle», ор­гана партии вигов до 1843 г; в 1785 г. - «Daily Universal Register», в 1788 г. - «Times». Публицистический характер Французской Энциклопедии. Периодика во Французской республике. «Journal de Paris» (1777)- первая крупная ежедневная газета. Расцвет журнализма во времена французской революции Жесткая цензура в правление Фридриха II в политических газетах, процветание журналов и «интересных газет»; инспирированные сверху «корреспонденции из провинции»; распространение дезинформации (небывалий град в провинции) как способ манипулирования вниманием читателей. Ограничение политической и научной журналистики при Фридрихе-Вильгельме II. Основание Николаи в 1757 г. первого крупного журнала в Германии «Bibliothek der schönen Wissenschaften und der freien Künste», «Briefe die neueste Literatur betreibend» (1759—1765), в 1765 г. первого ру­ководящего журнала универсального характера «Allgemeine deutsche Bibliothek»; издание Шютце «Allgemeine Literaturzeitung» (1785-1804 гг. в Иене, 1804 - 1849 г. в Галле). Становление американской журналистики на фоне колонизации и борьбы за независимость. Политические, общественные, моральные воззрения политических лидеров и духовных идеологов американского государства периода становления; публицистическая деятельность Дж.Вашингтона. Журналистика и политическая жизнь Северной Америки в XVIII в.: модель взаимоотношения прессы и государства. 1725 г. - первая нью-йоркская газета; полстолетия спустя в Филадель­фии ежедневная «American Daily Advertiser» (1784 г.) - позже «North American». 1801 г. - первая большая газета Нью-Йорка — «Evening Post». Высокая цена газет, тяжеловесность и серьезность.      
  Тема 4. Журналистика зарубежных стран первой половины XIX века Английская журналистика 1-й пол. XIX в. Эволюция «Morning Post». Приобретение газетой «Times» значения круп­нейшей и влиятельнейшей газеты мира. Чарльз Диккенс – журналист. Французская журналистика 1-й пол. XIX в. Декрет Наполеона от 17 января 1800 г. о разрешении на существование 13 газет и запрет остальных. 4 политических газеты в Париже: «Gazette de France», «Journal de Paris», «Journal de l'Empire» (до 1805 г. «Journal des Débats et des Décrets») и «Moniteur universel». Эпоха реставрации при Бурбонах - новый закон о печати 1819 г. Ультрароялистские и либеральные газеты при Людовике XVIII - «La Presse» (1833), «Siècle» (1836) и «Patrie» (1842). Осведомительная телеграфная служба для французской прессы - «Agence Havas», учрежденное в 1840 г. Журнальная литература Франции - «Revue des deux Mondes» (1831 г.). Француз­ские иллюстрированные журналы - «Illustration» (1842 г.), «Monde illustré» и «Magasin pittoresque», «La Vie Illustrée», «Le Sourire», «La Polichinelle», «Le Frou­frou», «Saus-Gêne», «Rire», «Le Tutu». Немецкая журналистика 1-й пол. XIX в.: пресс государственной цензуры. «Рейнский вестник» И.И.Герреса в немецкой журналистике 1810-20-х гг. Меттерних в борьбе с политическим свободомыслием. Иллюстрированный журнал как образчик первой иллюст­рированной истории. Революционная пресса конца 1840-х годов. Основание независимой берлинской «National Zeitung» 1 апреля 1848 г.; первое телеграфное бюро. Реакционные и демократические издания в Германии 1840-х гг. Американская журналистика 1-й пол. XIX в. Периодическая печать США в 1783–1833 годах. «Коммерческая революция» в газетной прессе Америки (1830–1840 годы). Основание «penny presse»: демократическая «The Sun» (1833 г.). «New-York Herald Tribune». Демок­ратическая «New-York Times» (1851 г.); респуб­ликанская «New-York Mail and Express», «World» и «Journal». «Washigton Post». Развитие жел­той прессы. 2000 ежедневных газет к началу XX в.; 600 утренних и 1600 вечерних.      
  Тема 5. Журналистика зарубежных стран второй половины XIX века Английская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в. Полное освобождение прессы от ограничений на выражение своих мыслей: отмена налогов на публикации и объявления, на газетную бу­магу, «закон о газетном штемпеле», устранение правил об ответственнос­ти за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. Английская печать как могущественная общественная организация, огромное вли­яние на национальную жизнь 1846 г. - основание «Daily News». Крупные финансовые успехи «Daily Telegraph» и «Standard». «Daily Telegraph» и «Standard». Появление многочисленных по­лупенсовых листков с начала 1890-х гг.: крупнейшим выпуском отличались «Daily Express» (1900 г.) и «Daily Mail» (1896 г.) (около миллиона постоянных читателей на начало ХХ в.). Центральный телеграфный осведомительный орган ан­глийской печати - агентство Рейтер. Широкое развитие журналов. Особый вид журнальной литературы - «society journals» - «The World» (1874 г.) и «Truth» (1874 г.). «Punch». Французская журналистика 2-й пол. XIX - нач. XX в. Революция 1848г. - множество газет и журналов. Цензурные репрессии для серьезных газет, мелкие листки с городскими и театральными сплетнями на первом плане. Журнальная литература Франции - «Journal des Scavants». Общее количество выходящих в Париже политических газет к началу ХХ в.: 35-40, еженедельных и ежемесячных изданий - 750, в про­винции 550—560 политических газет. Немецкая и австрийская пресса 2-й пол. XIX в. Немецкие газеты как выразители мнений политических партий. Социалистическая печать – возникновение в 1860-е гг: «Demokratische Wochenblatt». Расцвет католической прессы. Американская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX в. «New-York Herald» - впервые отдел биржевой хроники, сообщения о собраниях священников и их воскресных проповедях (протест набожных протестантов). «Tribune». Демок­ратическая «New-York Times» (1851 г.); респуб­ликанская «New-York Mail and Express», «World» и «Journal». «Washigton Post». Широкое развитие жел­той прессы. Ликвидация массовой неграмотности. Закон о всеобщем избирательном праве – формирование массового электората. Бурный рост рекламного бизнеса, печать как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию.      
  Журналистика зарубежных стран первой половины XX века Журналистика в период Первой мировой войны. Государственная внешнеполитическая пропаганда. Революция в России, ее влияние на развитие журналистики. Зарождение и становление коммунистической печати. Газетно-журнальный бизнес. Рост тиражей периодических изданий. Расширение практики иллюстрирования изданий. 1905–1906 гг. - газеты начинают широко использовать событийную фотографию при освещении политических и общественных мероприятий, спортивных состязаний, катастроф, криминальных происшествий. Зарождение и развитие массовой газеты: «первая» и «вторая волна», журналистика макрейкеров. Массовые» издания: сенсационность, поверхностное избирательное освещение событий, искажение фактов, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь людей, акцент на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению – наследие «пенни» – прессы. «Качественная» пресса: продолжение традиций элитарной печати. Жанровая эволюция в периодической печати первой половины ХХ в. Распространение репортажа. Интервью. Рождение современной журналистики расследований и разоблачений. Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Повышение социального статуса известных и популярных журналистов и редакторов, появление журналистской элиты. Профессиональная подготовка работников прессы.      
  СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны. Особенности нацистской пропаганды. Антифашистская публицистика. Радиовойна – новый метод внешнеполитической пропаганды. Европейские периодические издания - дифференциация по идейно-политическим признакам, несколько крупных групп: монархическая пресса; христианско-клерикальные издания; христианско-демократическая печать; либеральная пресса; печать «экологических» партии и движений; социал-демократическая; коммунистическая пресса; правонационалистические издания; фашистская и неофашистская периодика. Журналистика Германии 1-й пол. XX в. Партийная печать. Рождение радиовещания в США до 1945 г. Радиовещание в западноевропейских странах до 1945 г. Становление телевидения как нового канала массовой информации. Структурные изменения в развитии СМИ различных стран Европы. Новые технологии и печать. British Broadcasting Company - BBC - первое в мире регулярное телевещание (1936). Первые телепередачи - новости, передаваемые компанией RCA одновременно с радио; спортивные передачи, транслировавшиеся со стадиона из мест в прямой видимости антенны, установленной на здании Empire State Building. Первая официальная телесеть в США - с 1 февраля 1940 г. Правительственный контроль за телевещанием во время Второй мировой войны: остановка производства телевизоров и выдачи новых лицензий на телевидение, прекращение в апреле 1942 г. строительства радио- и телестанций. Трансляции исключительно передач по гражданской обороне, как прятаться от авианалетов, медицинские инструкции Красного Креста, призывы покупать облигации военного займа. Некоммерческий характер первого телевидения; разрешение для коммерческого телевидения официально с 1 июля 1941 г; первая коммерческая станция - нью-йоркская WNBT - 15 часов в неделю для рекламодателей; спонсирование ими телепрограммы; имя спонсора в титрах передач; ответственность за саму передачу. Первая реклама - ручных часов компании, демонстрация во время бейсбольного матча. Возобновление коммерческого ТВ в 1945 г. Демонстрация празднования Дня Победы и фильма о капитуляции Японии. Развитие документального кино Типологическая эволюция периодики в XX в. Развитие периодики по типам изданий - формирование основных типов газет и журналов, процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой пол. XX в. - формирование современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.      
  Журналистика зарубежных стран второй половины XX века СМИ зарубежных стран в 1945-1985 гг. Политические аспекты развития журналистики. Периодическая печать и другие СМИ Западной Европы и США: жанровая и типологическая эволюция во 2-й пол. ХХ в. Печать в первые послевоенные годы. СМИ в условиях «холодной войны». Политические партии и журналистика. Политико-идеологическая дифференциация прессы в Европе ХХ в. - развитие политически тенденциозной журналистики. Особенности британской печати во второй пол. ХХ в.: классическая вертикальная модель прессы: ориентация на самые важные новости о событиях общенационального и мирового значения. 2) Предельная концентрация общенациональной прессы в руках немногих издателей со времен начала I мировой войны - преимущественно семейная («фамильная») форма владения газетно-журнальными группами. «Качественные» и «массовые» газеты в Англии как продолжение социальной дифференциации общества; их адресаты. С начала 1990-х гг. стирание различий между «качественной» и «популярной» прессой: появление газет «промежуточного» типа - ежедневные «Дейли Мейл», «Дейли Экспресс», воскресные «Мейл он санди» и «Санди экспресс» - при «таблоидном» формате привлечение клиентуры «качественных» газет. Создатель медиаимперии СМИ Рой Томсон. Воскресная «Обсервер» и ежедневная «Дейли Телеграф». Медиамагнат Сесиль Кинг - «Дейли Миррор». Важная роль в истории британской печати Роберта Максвелла и австралийца Руперта Мэрдока. Основные модели средств массовой информации в современном обществе. Взаимодействие с экономикой, государством, партиями, церковью. Процесс концентрации в сфере СМИ. Возникновение и развитие транснациональных корпораций. СМИ и информационное общество. Новые информационные технологии. Интернет и журналистика. Глобализация, демассификация мультимедиатизация. Типологическая эволюция периодики. Таблоиды. Еженедельные журналы новостей. Современные массовые иллюстрированные журналы. Деловые журналы: эволюция от 1920–1930-х гг. к сер. ХХ в. Журналы-дайджесты. Специализированный дайджест, с определенной тематикой публикаций и четкой адресной аудиторной направленностью. Эволюция типа научно-популярного, познавательного журнала. Пресса и рекламодатели. Бесплатные газеты. Кризис периодики политических партий.      
  Особенности журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции, формирования информационного общества. Развитие системы СМИ стран Центральной и Восточной Европы. История и современное состояние СМИ стран Азии, Латинской Америки и Африки - обзор. Зарубежные информационные агентства: история и современность. Развитие радиовещания и телевещания во 2-й пол. ХХ в. 1948 г. в США - 36 действующих телевизионных станций и 70 строившихся. "Журнальная концепция" Пата Уивера 1951 г.; телекомпании - контроль над программами, продажа рекламного времени. CBS, NBC и АВС: телевизионный формат радиовещ. компаний. Превращение телевидения в самое мощное средство массовой информации; активное пресечение попыток правительства оказать давление на тележурналистику (обращения в Верховный суд о нарушении Первой поправки к Конституции, гарантирующей свободу слова). Тед Тёрнер – личность в тележурналистике. В сер. 1970-х гг. - новые технологии: появление кабельного ТВ. С 1980 г. разработка специализированного кабельного вещания Тедом Тернером: фрагментация аудитории. Телевизионная служба новостей CNN Теда Тернера. Превращение мира в “глобальную деревню”. Тернер как создатель CNN. Cтремительный рост телевизионной аудитории в США. 3 общенациональные коммерческие сети: CBS; NBC и ABC. Роль места передачи в сетке вещания. Способы борьбы за зрителя. Организация телеиндустрии США. Коммерческая реклама - фундамент телеиндустрии США; телебизнес как самая прибыльная отрасль экономики Америки. Установка на высокие рейтинги телепередач.      
  Развитие журналистики как профессиональной сферы деятельности; концептуализация журналистского творчества. Политика в сфере СМИ Совета Европы и Европейского Союза. Особенности СМИ стран Западной Европы 1980-90-е гг. Научные исследования в области СМИ. Развитие теоретических концепций журналистики. Нарастание критики в отношении прессы к началу XX века, затем к середине ХХ в. Обвинения прессы в зависимости от большого бизнеса и рекламодателей, в отступлении от правил свободной конкуренции, в нарушении принципов нравственности и невмешательства в частную жизнь людей, в применении журналистами нечистоплотных методов добывания информации, некорректных приемов информирования читателей и в нарушении ими этических норм. Первые профессиональные кодексы прессы в США и европейских странах в конце XIX – начале XX в. Регулирующие документы, определившие базовые принципы журналистской этики. Национальное объединение журналистских профсоюзов Франции; Американское общество редакторов газет (ASNE), объединившее руководящих работников крупнейших газет. Кодекс Общества профессиональных журналистов «Сигма Дельта Кай» (1926 г., США) Появление первых профессиональных объединений журналистов. 1912 г. - одно из первых в мире профессиональных изданий по журналистике – ежемесячный журнал «The Quill»(«Перо»), принятие Акта о свободе информации (1967). Объединения спортивных журналистов, музыкальных критиков, журналистов-киноведов, синдикаты - сотни специализированных журналистских ассоциаций – национальных и международных. Международные организации макрейкеров – «Investigative Reporters and Editors». Международная организация журналистов (МОЖ). 1950-е гг. - возрождена Международная федерация журналистов (МФЖ) со штаб-квартирой в Брюсселе.      
  ИТОГО:      

3.1. Тематический план лекций

Тема 1. Журналистика периода античности и средневековья

Предмет и задачи курса. Территориально-географический, жанровый (от летописей, хроник, анналов, жизнеописаний, историй, путешествий, эпистолярных форм, официальных посланий, поучений и наказов, булл, рескриптов, прокламаций – к системе журналистских жанров) и функционально-видовой принципы в изучении истории зарубежной журналистики: изучение истории газет, журналов, информационных агентств, особенностей возникновения и функционирования телевидения и радио зарубежных стран, творчества известных публицистов прошлого. Взаимосвязь эволюции средств коммуникации в мире с мировой историей. Необходимость четкой концепции исторического развития средств массовой информации как модели общемировой журналистики.

Этапы развития СМИ:

1) до начала нашей эры - прагазетные явления;

2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

3) XV - XVII вв. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) XVIII - XIX вв. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) 1900 г. - 1945 гг. - приобретение печатью функций "четвертой власти";

6) 1945 г. - 1955 гг. - процесс концентрации и монополизации СМИ;

7) 1955 г. – 1990-е гг. - эпоха становления электронных средств коммуникации;

8) настоящее время - становление информационного общества в мире.

Публицистика и журналистика: к истории взаимоотношений. Современная наука о размежевании и точках соприкосновения этих явлений. Концепции ведущих теоретиков журналистики относительно возникновения журналистики как таковой.

Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории. Ораторская проза, историческая проза, эпистолография как образцы античной публицистики. Прообраз газеты в древнем мире. Традиции раннехристианских проповедей в публицистике. Предпосылки возникновения устной публицистики. Публицистический и состязательный характер древнегреческой культуры в целом. Элементы публицистичности в греческой лирике: элегия, ямб, ода, гимн как формы воплощения публицистического содержания. Рудименты публицистических жанров в античном театре: полемичность сюжетов, политическая тематика, злободневность, диалогичность, нацеленность на психологическое воздействие. Этическая заостренность тематики и проблематики древнегреческой литературы.

Устная публицистика Греции в условиях полисной демократии. Отражение в публицистике правовой тематики. Софистика и ораторское искусство как предпосылки зарождения журналистики. Разделы и жанры риторики.

Древнегреческий суд и судебное красноречие. Судебные речи Лисия. Публицистика Исократа: жанр панегирика.

Публицистика Демосфена. Рудименты различных публицистических жанров в ней.

Красноречие эллинистической Греции: особенности, доминирующие жанры.

Государственное устройство Древнего Рима и ораторское искусство. Культ государства и государственных деятелей в Древнем Риме (специфика «римского мифа») и место публицистики в его становлении. Публицистика на службе у государства.

Отражение в судебном красноречии и античной публицистике в целом проблемы законов о собственности; римское право и его влияние на историю зарубежной журналистики.

Публицистика Цицерона: предпосылки жанрового многообразия в ней. Публицистика Цезаря. Римская газета. Публицистика императорского Рима на разных исторических этапах.

Проблема соотношения морали и права в выступлениях античных публицистов, моральные аспекты античного законодательства и их отражение в публицистике эпохи.

Выступления против христиан в античном обществе I-III вв. н.э. Ранняя христианская публицистика.

Зачатки периодической печати в Древнем Риме эпохи Юлия Цезаря: регулярное опубликование протоколов сенатских за­седаний, обнародование политических сообщений; официальный правитель­ственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani) - сообщени­я с театра войны и описания публичных празднеств, а также все выдающиеся события дня, общественные и литературные вопросы, «пикантные» анекдоты из жизни римского общества. Большое количество экземпляров каждого номера, широ­кое распространение по всей империи. Существование acta diurna вплоть до падения Римской империи.

Первые опыты книгопечатания и появление первой газеты в Пекине (прим. 911 г.) под названием «Кинг-Пао» («Столичный вестник»), существующей и в настоящее вре­мя.

Публицистика Средневековья в рамках схоластической традиции. Три фактора средневековой культуры и элементы публицистичности в каждом из них. Схоластика и риторика. Особенности церковного ораторского дискурса и его влияние на европейскую журналистику. Особая роль церковной публицистики в жизни средневековой Европы: папские буллы и эдикты, проповедь, молитвы, агиография как рудимент биографического очерка, экземпла. Публицистика в позднее средневековье: новостийный характер жанра новеллы; роль рынка и городской площади в формировании предпосылок к возникновению журналистики как особого вида деятельности.

Периодическая печать в средневековье. Венеция - главный сборный пункт для всех новостей, первый и самый важный источник политичес­ких известий: с Востока, о турецких войнах, о происше­ствиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене; учреждение особого бюро, взяв­шего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике и издававшего писанные листки (notizie scritte) стоимостью в мелкую разменную монету — gazetta. Писанные ведомости Фуггеров (богат­ство содержания, добросовестность в передаче сооб­щений) в Лейпциге: сно­шения со всеми культурными государствами, денеж­ные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, с германским императором и римской курией; осведомленность в событиях внутренней и внешней поли­тики; систематичес­кая обработка, списывание на отдельные листки и рассылка подписчикам, вносившим определенную годовую плату. Доступ к годовым комплектам этой газеты за промежуток 1568— 1604 гг. в Венской Библиотеке сегодня. Письма-ведомости («Zeitungsbriefe») – виттенбергские известия на латинском языке, впос­ледствии на французском и немецком, - распространявшиеся по всей стране: политические сообщения, церковные распри, известия об эпидемиях, о «чудесах природы», о кровавых дождях, о чудодейственных реликвиях, описание «картины неба»; личное мнение составителя об изображаемых происшествиях оставалось неизвестным; настрое­ние автора просвечивает редко и неотчетливо сквозь самую фабулу рассказа. Переход занятий журналистикой из разряда любительского в самостоятельную профессию благодаря большим гонорарам корреспон­дентам (до 200 золотых гульденов в год). Распространение наиболее интересных сообщений в виде «летучих листков»; опубликование важных сообщений из частной переписки знаменитых современников: приобретение их книгоиздателями и размножение путем печатания. Сенсационные заголовки. Гонения со стороны правительства на писанные ведомости.

Письма, доставлявшиеся подписчикам в за­ранее определенные сроки, как прототип периодики: рассылка их верховными вестниками за счет крупных сановников, ганзейских городов, университетов, монастырей, купеческих гильдий и пр.; учреждение гильдиями особых институтов: функции собирания и распространения известий, с много­численными филиальными отделениями, служащие которых - вестники-ординарцы, или просто ординарцы, распространяли письма по всей Европе вплоть до основания таксистской почты в к. XVI в. в Германии имперским гене­ралом-почтмейстером Леонардом фон Таксисом на государственный счет до Неаполя и Мадрида.

Прагазетные явления в Азии: Китай - в VIII в. н.э. - "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; Япония - на глиняных досках "Иомиури каварабан"-("Читать и передавать").

Рукописные издания Средневековья. Развитие техники, культуры, экономики, политики как фактор развития журналистики. Изобретение книгопечатания. Книгоиздание. Газетное дело после Гутенберга и первые периодические издания. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: