4.1.1. Попробуйте определить понятие «модель мира». Как могут проявлять себя модели мира индивидуума и различных социальных организмов?
4.1.2. Связан ли институт праздника с моделью мира? Каким образом они влияют друг на друга?
4.1.3. Какую помощь в творчестве режиссера праздника могут оказать такие науки, как этнография и фольклор?
4.1.4. Почему важно понимание праздника как знака культуры и знаков культуры в празднике?
4.1.5. Культура постоянно изменяется, в этом ее суть и жизнеспособность. Что является двигателем культуры?
4.1.6. Раскройте, в чем суть понятия «традиция»? Как Вы соотносите его с понятием «культура»?
4.1.7. Какими свойствами, особенностями обладает традиция? Как в ней соотносятся устойчивые и неустойчивые структурные единицы?
4.1.8. Почему для индивида важна идентификация с другими людьми? Какую роль в этом процессе играет праздник и традиция?
4.1.9. Каким образом закон «пластической силы» народной фантазии (по А. Н. Веселовскому) сказывается на формировании традиции и праздничного фрагмента?
|
|
4.1.10. В каких взаимоотношениях находятся следующие явления: культура, традиция, праздник?
4.1.11. Имеем ли мы право институт праздника рассматривать как проявление традиции в культуре? Почему?
4.1.12. Какова динамика соотношения традиционного и нового в праздничном тексте? Кто является технологом изменения этого соотношения в современной практике? Какова роль личности в этом процессе?
4.1.13. Определите место и роль игры в пространстве культуры. Каким образом игра строит мир культуры?
4.1.14. Можно ли утверждать, что игра является способом примирения природы и культуры?
4.1.15. Каким образом игра связана со знаковыми системами в пространстве праздника?
4.1.16. Какую роль играет фольклор в традиционном народном празднике?
4.1.17. Каковы пути и формы хранения и трансляции фольклора? Роль праздничных форм в этом процессе?
4.1.18. Почему важно, учитывая специфику региона, опираться на мировую практику празднично-игровой, фольклорно-традиционной культуры?
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Определениепонятия « праздник». Проблемы терминологии.
2. Соотношение понятий «праздник», «традиция», «обряд», «ритуал», «обычай», «церемония». Охарактеризуйте связи названных понятий.
3. Общее и отличительное между понятиями: «театрализованное представление» и «театрализованный праздник». Приведите примеры.
4. Археологическая классификация культуры: место и роль праздника в истории культуры.
5. Календарно-обрядовый праздник как знак культуры и знаки в календарном празднике.
6. Понятие морфологии праздника (структурной основы). Основные структурные единицы календарного праздника.
|
|
7. Типы магии в праздничной фактуре (приведите примеры функционирования типов магии в различных праздничных действах).
8. Знаковый мир праздника Кузьминки. Морфология Кузьминок. Основные темы. Сценарно-режиссерский ход праздника.
9. Морфология Коляды: хождения, формы святочного ряженья, гадания, святочное воровство.
10. История Нового года в России: знаковые аспекты новогоднего празднования, мифологические и сказочные персонажи.
11. Русский масленичный театр. Драматургия Масленицы. Историческая эволюция даты проведения праздника. Встреча и проводы масленицы как отражение закона соответствия начала – конца или первой и последней ассоциации.
12. Расшифруйте трехчастную модель встречи весны как пограничного праздника.
13. Праздничные действа весеннее-летнего цикла в соответствии с законом «начало – конец». Основные знаковые действа.
14. Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту; соединение народных и православных традиций.
15. Смыслообразующие и художественные особенности празднования Велика дня.
16. Основные обрядовые действа Красной горки. Семантика красного цвета в традиционной культуре.
17. Поминальные традиции в русском праздничном календаре. Знаковый мир Радоницы.
18. Обрядовые действа Егорьего дня. Место и роль пастуха в обрядовых действах.
19. Морфология Русской березки. Сценарно-режиссерский ход праздника. Смысловая и художественная сопряженность с христианской Троицей.
20. Структурные единицы праздника Ивана Купалы; время, пространство, участники, основные обрядовые действа и их функция.
21. Петровки, Петров день – праздник, маркирующий порубежность в хозяйственной деятельности крестьян.
22. Осенние обрядовые действа. Морфология зажинок и дожинок.
23. Характер ряженья в календарно-обрядовых праздниках всего годового цикла (приведите примеры, в кого рядились, какую функцию ряженые выполняли).
24. Каким образом проявляет себя культ умерших предков в народных праздниках.
25. Обряды «окликания молодых»: время действия, характер, основной смысл. Роль молодоженов в календарных праздниках всего годового цикла.
26. Родильно -крестильные обряды в контексте теории перехода.
27. Знаковый мир русской свадьбы. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира.
28. Архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм – основа формирования ритуала похорон.
29. Православный обрядово-праздничный календарь: логика хода, смысловые акценты, традиционность основных элементов.
30. Соотношение народного (календарно-обрядового) и православного праздничного календарей.
31. Соотнесение природного и социального в календарно-обрядовом празднике.
32. Знаковые аспекты поцелуйных игр в календарных песнях годового цикла.
33. Место и роль любви в народном празднике.
34. Гендерные стереотипы в пространстве календарного праздника; наличие бинарных оппозиций мужчина – женщина; парень – девушка; мальчик – девочка; ролевые функции каждой группы.
35. Основные направления развития античной празднично-театральной культуры.
36. Календарно-обрядовые праздники Древней Греции как отражение связи хозяйственной и праздничной деятельности.
37. Праздничный мир культа Дионисия; роль дионисийских праздничных игрищ в создании и развитии театрального искусства Греции.
38. Олимпийские игры как своеобразный спортивно-художественный театр Древней Греции.
39. Создание римского календаря и календарных праздников; процессы упорядочивания праздничной календарной системы.
40. Формирование сложных театрализованных представлений в Риме как отражение идеологических устремлений правящего класса. Стержень политики «хлеба и зрелищ».
|
|
42. Общая картина праздничного мира эпохи средневековья в Западной Европе.
43. Церковные театрализованные действа как одна из форм укрепления христианского вероучения в эпоху средневековья.
44. Режиссура и постановочные приемы мистериальных действ на площадях и в церковных храмах средневековья.
45. Характер придворных постановок средневековья; разработка интермедий, арий, танцев, пантомимы; режиссура «междуяствия».
46. Развитие художественно-смысловой и сценарно-режиссерской основы маскарадных и карнавальных гуляний.
47. Праздничный площадной театр Средневековой России
X – XVIII вв. – время «заложения» фундамента многонациональной культуры страны.
48. Гармоничное сосуществование обрядово-зрелищных форм культуры и новых видов праздничного действа.
49. Художественная специфика фольклорно-игрового (площадного) театра.
50. Празднично-площадной театр как условный театр, театр представления, театр игровой инверсии окружающей действительности.
51. Богатство художественных приемов и средств площадного театра: оксюморон, метафора, омоним и т. д.
52. Классификация русских скоморохов; специализация каждой группы.
53. Основные виды празднично-площадного театра: балаганы, раек, кукольный театр, вертеп и др.
54. Новое «лицо» праздничного календаря эпохи Петра I; смена знаковой системы праздничного календаря.
55. Площадь как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы различных традиций.
56. Сценарно-режиссерский ход викториальных праздников.
57. Три направления развития театрального искусства в петровскую эпоху.
58. Общая картина русских народных празднеств конца XVIII– начала XX вв.
59. Русская праздничная площадь как пространство соединения двух культур – аграрной и индустриальной.
60. Балаганы как центр праздничной площади, главная притягательная сила, «лицо» гулянья.
61. Батальные представления – русские навмахии; сценарно-режиссерские находки, актерская ансамблевая игра, оригинальное использование местности.
62. Характер парковых представлений; садово-парковые аттракционы, летние концертные залы и эстрады, дивертисментные представления.
|
|
63. Праздник и революция как отражение противоречий социальной истории.
64. Изменения характера празднования в период Великой Французской революции: соответствие тематики праздника содержанию исторического периода.
65. Правовые акты французского революционного правительства, касающиеся новых принципов и системы праздников.
66. Праздники Октябрьской революции: тематическое и жанровое многообразие.
67. Формы первых советских праздников: церемониалы революционных торжеств, шествия, митинги и др.
68. Проблема разработки зрелищных компонентов первых революционных действ через массовые инсценировки.
69. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы; бурное развитие художественной самодеятельности.
70. Советские массовые праздники в послевоенный период; парады, юбилеи республик и городов, певческие и музыкальные представления, фестивали и др.
71. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период в условиях переориентирования общественного сознания с коллективного на индивидуальное.
72. Научные концепции современного праздника; поиск ценностного поля, необходимого для жизнеспособности праздника.
73. Философия праздника как философия творчества и новизны
(С. Солдаткин).
74. Концепция игрового оформления праздников; функциональная роль игры в праздничном пространстве (В. Панфилов).
75. Теория праздничных игровых технологий В. Григорьева, которые позволяют «втягивать» в праздничное действо большие группы людей.
76. Жизнеспособность календарно-обрядового праздника в контексте современной культуры.
77. Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре.
78. Игровой универсализм народного (календарно-обрядового) праздника.
79. Смысловые и технологические связи явлений: культура → традиция → праздник.
80. Праздничная культура как пространство органичного функционирования фольклора.