Для самостоятельной работы

4.1.1. Попробуйте определить понятие «модель мира». Как могут проявлять себя модели мира индивидуума и различных социальных организмов?

4.1.2. Связан ли институт праздника с моделью мира? Каким образом они влияют друг на друга?

4.1.3. Какую помощь в творчестве режиссера праздника могут оказать такие науки, как этнография и фольклор?

4.1.4. Почему важно понимание праздника как знака культуры и знаков культуры в празднике?

4.1.5. Культура постоянно изменяется, в этом ее суть и жизнеспособность. Что является двигателем культуры?

4.1.6. Раскройте, в чем суть понятия «традиция»? Как Вы соотносите его с понятием «культура»?

4.1.7. Какими свойствами, особенностями обладает традиция? Как в ней соотносятся устойчивые и неустойчивые структурные единицы?

4.1.8. Почему для индивида важна идентификация с другими людьми? Какую роль в этом процессе играет праздник и традиция?

4.1.9. Каким образом закон «пластической силы» народной фантазии (по А. Н. Веселовскому) сказывается на формировании традиции и праздничного фрагмента?

4.1.10. В каких взаимоотношениях находятся следующие явления: культура, традиция, праздник?

4.1.11. Имеем ли мы право институт праздника рассматривать как проявление традиции в культуре? Почему?

4.1.12. Какова динамика соотношения традиционного и нового в праздничном тексте? Кто является технологом изменения этого соотношения в современной практике? Какова роль личности в этом процессе?

4.1.13. Определите место и роль игры в пространстве культуры. Каким образом игра строит мир культуры?

4.1.14. Можно ли утверждать, что игра является способом примирения природы и культуры?

4.1.15. Каким образом игра связана со знаковыми системами в пространстве праздника?

4.1.16. Какую роль играет фольклор в традиционном народном празднике?

4.1.17. Каковы пути и формы хранения и трансляции фольклора? Роль праздничных форм в этом процессе?

4.1.18. Почему важно, учитывая специфику региона, опираться на мировую практику празднично-игровой, фольклорно-традиционной культуры?

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Определениепонятия « праздник». Проблемы терминологии.

2. Соотношение понятий «праздник», «традиция», «обряд», «ритуал», «обычай», «церемония». Охарактеризуйте связи названных понятий.

3. Общее и отличительное между понятиями: «театрализованное представление» и «театрализованный праздник». Приведите примеры.

4. Археологическая классификация культуры: место и роль праздника в истории культуры.

5. Календарно-обрядовый праздник как знак культуры и знаки в календарном празднике.

6. Понятие морфологии праздника (структурной основы). Основные структурные единицы календарного праздника.

7. Типы магии в праздничной фактуре (приведите примеры функционирования типов магии в различных праздничных действах).

8. Знаковый мир праздника Кузьминки. Морфология Кузьминок. Основные темы. Сценарно-режиссерский ход праздника.

9. Морфология Коляды: хождения, формы святочного ряженья, гадания, святочное воровство.

10. История Нового года в России: знаковые аспекты новогоднего празднования, мифологические и сказочные персонажи.

11. Русский масленичный театр. Драматургия Масленицы. Историческая эволюция даты проведения праздника. Встреча и проводы масленицы как отражение закона соответствия начала – конца или первой и последней ассоциации.

12. Расшифруйте трехчастную модель встречи весны как пограничного праздника.

13. Праздничные действа весеннее-летнего цикла в соответствии с законом «начало – конец». Основные знаковые действа.

14. Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту; соединение народных и православных традиций.

15. Смыслообразующие и художественные особенности празднования Велика дня.

16. Основные обрядовые действа Красной горки. Семантика красного цвета в традиционной культуре.

17. Поминальные традиции в русском праздничном календаре. Знаковый мир Радоницы.

18. Обрядовые действа Егорьего дня. Место и роль пастуха в обрядовых действах.

19. Морфология Русской березки. Сценарно-режиссерский ход праздника. Смысловая и художественная сопряженность с христианской Троицей.

20. Структурные единицы праздника Ивана Купалы; время, пространство, участники, основные обрядовые действа и их функция.

21. Петровки, Петров день – праздник, маркирующий порубежность в хозяйственной деятельности крестьян.

22. Осенние обрядовые действа. Морфология зажинок и дожинок.

23. Характер ряженья в календарно-обрядовых праздниках всего годового цикла (приведите примеры, в кого рядились, какую функцию ряженые выполняли).

24. Каким образом проявляет себя культ умерших предков в народных праздниках.

25. Обряды «окликания молодых»: время действия, характер, основной смысл. Роль молодоженов в календарных праздниках всего годового цикла.

26. Родильно -крестильные обряды в контексте теории перехода.

27. Знаковый мир русской свадьбы. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира.

28. Архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм – основа формирования ритуала похорон.

29. Православный обрядово-праздничный календарь: логика хода, смысловые акценты, традиционность основных элементов.

30. Соотношение народного (календарно-обрядового) и православного праздничного календарей.

31. Соотнесение природного и социального в календарно-обрядовом празднике.

32. Знаковые аспекты поцелуйных игр в календарных песнях годового цикла.

33. Место и роль любви в народном празднике.

34. Гендерные стереотипы в пространстве календарного праздника; наличие бинарных оппозиций мужчина – женщина; парень – девушка; мальчик – девочка; ролевые функции каждой группы.

35. Основные направления развития античной празднично-театральной культуры.

36. Календарно-обрядовые праздники Древней Греции как отражение связи хозяйственной и праздничной деятельности.

37. Праздничный мир культа Дионисия; роль дионисийских праздничных игрищ в создании и развитии театрального искусства Греции.

38. Олимпийские игры как своеобразный спортивно-художественный театр Древней Греции.

39. Создание римского календаря и календарных праздников; процессы упорядочивания праздничной календарной системы.

40. Формирование сложных театрализованных представлений в Риме как отражение идеологических устремлений правящего класса. Стержень политики «хлеба и зрелищ».

42. Общая картина праздничного мира эпохи средневековья в Западной Европе.

43. Церковные театрализованные действа как одна из форм укрепления христианского вероучения в эпоху средневековья.

44. Режиссура и постановочные приемы мистериальных действ на площадях и в церковных храмах средневековья.

45. Характер придворных постановок средневековья; разработка интермедий, арий, танцев, пантомимы; режиссура «междуяствия».

46. Развитие художественно-смысловой и сценарно-режиссерской основы маскарадных и карнавальных гуляний.

47. Праздничный площадной театр Средневековой России
X – XVIII вв. – время «заложения» фундамента многонациональной культуры страны.

48. Гармоничное сосуществование обрядово-зрелищных форм культуры и новых видов праздничного действа.

49. Художественная специфика фольклорно-игрового (площадного) театра.

50. Празднично-площадной театр как условный театр, театр представления, театр игровой инверсии окружающей действительности.

51. Богатство художественных приемов и средств площадного театра: оксюморон, метафора, омоним и т. д.

52. Классификация русских скоморохов; специализация каждой группы.

53. Основные виды празднично-площадного театра: балаганы, раек, кукольный театр, вертеп и др.

54. Новое «лицо» праздничного календаря эпохи Петра I; смена знаковой системы праздничного календаря.

55. Площадь как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы различных традиций.

56. Сценарно-режиссерский ход викториальных праздников.

57. Три направления развития театрального искусства в петровскую эпоху.

58. Общая картина русских народных празднеств конца XVIII– начала XX вв.

59. Русская праздничная площадь как пространство соединения двух культур – аграрной и индустриальной.

60. Балаганы как центр праздничной площади, главная притягательная сила, «лицо» гулянья.

61. Батальные представления – русские навмахии; сценарно-режиссерские находки, актерская ансамблевая игра, оригинальное использование местности.

62. Характер парковых представлений; садово-парковые аттракционы, летние концертные залы и эстрады, дивертисментные представления.

63. Праздник и революция как отражение противоречий социальной истории.

64. Изменения характера празднования в период Великой Французской революции: соответствие тематики праздника содержанию исторического периода.

65. Правовые акты французского революционного правительства, касающиеся новых принципов и системы праздников.

66. Праздники Октябрьской революции: тематическое и жанровое многообразие.

67. Формы первых советских праздников: церемониалы революционных торжеств, шествия, митинги и др.

68. Проблема разработки зрелищных компонентов первых революционных действ через массовые инсценировки.

69. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы; бурное развитие художественной самодеятельности.

70. Советские массовые праздники в послевоенный период; парады, юбилеи республик и городов, певческие и музыкальные представления, фестивали и др.

71. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период в условиях переориентирования общественного сознания с коллективного на индивидуальное.

72. Научные концепции современного праздника; поиск ценностного поля, необходимого для жизнеспособности праздника.

73. Философия праздника как философия творчества и новизны
(С. Солдаткин).

74. Концепция игрового оформления праздников; функциональная роль игры в праздничном пространстве (В. Панфилов).

75. Теория праздничных игровых технологий В. Григорьева, которые позволяют «втягивать» в праздничное действо большие группы людей.

76. Жизнеспособность календарно-обрядового праздника в контексте современной культуры.

77. Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре.

78. Игровой универсализм народного (календарно-обрядового) праздника.

79. Смысловые и технологические связи явлений: культура → традиция → праздник.

80. Праздничная культура как пространство органичного функционирования фольклора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: