Психология творчества в области журналистики и рекламы

3.1. Творческие способности и закономерности их развития. Творческое мышление: определение, источники, механизмы. Вербальное и невербальное мышление. Влияние индивидуально-психологических особенностей специалиста на творческие способности.

3.2. Методы активизации творческого мышления журналиста и специалиста в области рекламы. Технологии, техники и приемы развития творческого мышления. Продуктивность творческой профессиональной деятельности.

Психологические исследования массовых коммуникаций

4.1. Имидж коммуникатора. Составляющие имиджа коммуникатора. Критерии эффективности коммуникативного поведения. Построение имиджа.

4.2. Психологические аспекты изучения аудитории. Функционирование и восприятие каналов МК. Изучение предпочтений каналов МК. Общие основы исследования СМИ. Оценка содержания. Оценка продолжительности воздействия.

Планы практических занятий

К теме 1.1. Социально-психологические аспекты функционирования средств массовой коммуникации:

1. Теории массовых коммуникаций.

2. Теории социализации личности (теория социального научения, теория культивирования, теория использования и удовольствия и др.).

3. Культура и социальное познание.

4. Социально-психологические функции СМИ.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002

2. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987

3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1996

4. Залевский Г.В., Залевский В.Г.. Фиксированные формы поведения как коммуникативные барьеры в кросскультурном контексте //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001

6. Петренко В.Ф.. Психосемантическая трансформация ментальности в условиях массовых коммуникаций //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.

К теме 1.2. Личность как субъект восприятия информации:

1. Избирательность восприятия информации как проявление активности личности

2. Установки. Установки и поведение. Устойчивость и изменение установки.

3. Проблема предпочтений коммуникационных каналов, источников

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002.

2. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни //Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. – М., 1994.

3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология //Бехтерев В.М. Избранные работы по общественной психологии. – М., 1994.

4. Леонтьев Д.А.. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельностью //Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе /Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой.- Томск, 2004.

5. Шейнов В.П.. Психология влияния. Скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М., 2002.

6. Шепель В.М.. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М., 1997.

К теме 1.3. Психология процесса коммуникации:

1.Интерес как фактор коммуникации.

2. СМИ и эмоциональный опыт личности.

3. Механизмы идентификации, эмпатии, юмора.

Литература:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987.

2. Крэйхи Б.. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб., 1995.

4. Московичи С. Век толп. – М., 1996

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001

6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997.

7. Тернер Джон. Социальное влияние. - СПб., 2003

8. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001

9. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. – М., 1973

К теме 2.1. Влияние массовых коммуникаций на личность:

1. Восприятие человеком самого себя.

2. Восприятие других людей. Впечатление о других людях как целостный образ.

3. Формирование впечатления о других людях: стереотипы, когнитивные конструкты, атрибуция.

4. Соотношение логических (рациональных) и эмоциональных механизмов в индивидуальном и групповом поведении.

Литература:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М, 1987

2. Крэйхи Б.. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003

3. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб., 1995

4. Московичи С. Век толп. – М., 1996

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001

6. Тернер Джон. Социальное влияние. - СПб., 2003

7. Фернхем А., Хейвен П.. Личность и социальное поведение. – Спб., 2001

8. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. – М., 1973

К теме 2.2. Подражание и заражение как психологические механизмы влияния массы на личность:

1. Понятие конформизма.

2. Роль групповых факторов в процессе формирования мнения, отношения, поведения

3. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор подражания и заражения

4. Индивидуальное и массовое сознание

Литература:

1. Андреева Г.М.. Социальная психология.- М., 2001.

2. Шибутани Т. Социальная психология. – СПб, 1998.

3. Дергач А.А. Социальная психология. – М., 1999.

4. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М., 2005

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001

6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997

7. Петренко В.Ф., Митина О.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М., 2000

К теме 2.3. Психологические закономерности массового поведения:

1.Массовые настроения: механизмы возникновения, динамика развития, прогноз.

2. Слухи как социально-психологическое явление.

3. Слухоустойчивая среда: профилактика и оперативное устранение слухов.

4. Паника и способы противодействия панике.

5. Циркуляторная реакция и семантические коммуникации.

Литература:

1. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Акоп Погосович Назаретян. – М., 2005.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Спб., 2001.

3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М., 1997.

4. Петренко В.Ф., Митина О.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М., 2000.

К теме 3.1. Творческие способности и закономерности их развития:

1. Индивидуально-психологические особенности коммуникатора и специалиста по рекламе как фактор креативности

2. Мотивация творчества

3. Условия развития творческих способностей

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы творческой деятельности журналиста. /Ред.-сост. С.Г. Корконосенко – СПб., 2000.

2. Свитич Л.Г.Профессия: журналист.- М.,1991

3. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста //Логос.Общество. Знак. Отв. ред. Б.Я. Мисонжников - СПб.,1997


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: