Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы должно базироваться на теоретических основах управления качеством, то есть включать рассмотрение следующих определений: «качество», «потребительная стоимость», «полезный эффект».
Рекомендуется проанализировать взаимосвязь качества продукции, качества работы и качества труда, выявить роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.
Вопросы для обсуждения:
1. Современные подходы к определению содержания категории «качество».
2. Качество как экономическая категория.
3. Анализ категорий «потребительная стоимость», «качество», «полезный эффект».
4. Уровни управления качеством.
5. Технический уровень качества, уровень качества изготовления, нормативный и технико-экономический уровни.
6. Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.
Терминологический словарь: качество, ценность, контроль качества, менеджмент качества, петля качества, политика в области качества, принцип управления качеством, постоянное улучшение, обеспечение качества, планирование качества, улучшение качества, потребительная стоимость, полезный эффект, конкурентоспособность.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовьте служебную записку для руководителя организации, в которой обоснуйте преимущества реализации восьми принципов управления качеством, а также возможные проблемы. Исходите из положения, что ваша организация действует в сфере: туризма; гостиничного бизнеса; образования; здравоохранения; банковского дела, промышленного производства.
Темы докладов:
1. Роль и значение управления качеством на современном этапе.
2. Различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества».
3.Взаимосвязь функций качества и процессов жизненного цикла продукции.
Основная литература:
1. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
2. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.
3. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.
4. Разумов В.И. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.
Дополнительная литература:
1. Адлер Ю. П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века – продолжение краткого обзора основных тенденций// Методы менеджмента качества. 2004.- № 1.-
2. Версан В. Управление качеством на новом витке // Стандарты и качество. 2000. - №7.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Вильямс, 2012. – 496 с.
4. Рожков В.Н. Управление качеством: Учебник. – М.: Форум, 2012.
5. Фрейдина Е.В. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, - 2012.