Зачетные вопросы по теоретическому разделу

Первый курс

1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

2. Спорт- явление культурной жизни.

3. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура; оздоровительно – реабилитационная культура; фоновые виды физической культуры; средства физической культуры.

4. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

5. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

6. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

7. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

8. Основы организации физического воспитания в вузе.

9. Общее представление о строении тела человека.

10. Представление о мышечной системе (функции поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры).

11. Представление о строении мышечной ткани.

12. Общее представление об энергообеспечении мышечного сокращения.

13. Методические принципы физического воспитания: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип систематичности, динамичности.

14. Метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

15. Использование словесных и сенсорных методов.

16. Общие основы обучения движениям.

17. Этапы обучения движениям: ознакомление, первичное разучивание, формирование умения, формирование двигательного навыка.

18. Общие положения воспитания физических качеств.

19. Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости (координации движений), гибкости.

20. Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания.

21. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, спортивная подготовка: цели и задачи.

22. Структура подготовленности спортсмена.

23. Техническая, физическая, тактическая, психическая подготовленность спортсмена.

24. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

25. Интенсивность физических нагрузок.

26. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

27. Значение мышечной релаксации.

28. Формы занятий физическими упражнениями.

29. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

30. Общая и моторная плотность занятия.

31. Задачи, содержание, принципы составления утренней гигиенической гимнастики.

32. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

33. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

34. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

35. Здоровый образ жизни студента.

36. Влияние окружающей среды на здоровье.

37. Наследственность и ее влияние на здоровье.

38. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

39. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

40. Самооценка собственного здоровья.

41. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

42. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

43. Режим труда и отдыха.

44. Организация сна.

45. Организация режима питания.

46. Организация двигательной активности.

47. Личная гигиена и закаливание.

48. Гигиенические основы закаливания.

49. Закаливание воздухом.

50. Закаливание солнцем.

51. Закаливание водой.

52. Профилактика вредных привычек.

53. Культура межличностных отношений.

54. Психофизическая регуляция организма.

55. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.

56. Физическое самовоспитание и совершенствование – условие здорового образа жизни.

57. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

58. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения.

59. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

60. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

61. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

62. Изменение работоспособности в течение рабочего дня.

63. Изменение работоспособности в течение учебной недели.

64. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год.

65. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

66. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

67. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

68. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

69. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

70. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

Второй курс

1. Массовый спорт, его цели и задачи.

2. Спорт высших достижений.

3. Единая спортивная квалификация.

4. Национальные виды спорта.

5. Студенческий спорт, его организационные особенности.

6. Спорт в высшем учебном заведении.

7. Специальные спортивно-технические зачетные требования и нормативы.

8. Студенческие спортивные соревнования.

9. Система студенческих спортивных соревнований – внутривузовские, межвузовские, международные.

10. Нетрадиционные системы физических упражнений. Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы.

11. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.

12. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

13. Виды диагностики, ее цели и задачи.

14. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.

15. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений–тестов для оценки физического развития и физической подготовленности.

16. Педагогический контроль, его содержание.

17. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.

18. Дневник самоконтроля.

19. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

20. Определение нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания.

21. Оценка тяжести нагрузки при занятиях физическими упражнениями по изменению массы тела и динамометрии (ручной и становой).

22. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

23. Методика оценки состояния центральной нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.

24. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании.

25. Методика оценки быстроты и гибкости.

26. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

27. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.

Третий курс

1. Краткая историческая справка о виде спорта (системе физических упражнений).

2. Характеристика возможностей влияния избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.д.).

4. Определение целей и задач спортивной подготовки (занятий системой физических упражнений) в избранном виде спорта в условиях вуза.

5. Перспективное планирование подготовки.

6. Текущее и оперативное планирование подготовки.

7. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: физической, технической, тактической и психической.

8. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий в избранном виде спорта (системе физических упражнений).

9. Специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта (системе физических упражнений) по годам (семестрам обучения).

10. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований по избранному виду спорта.

11. Требования спортивной квалификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

12. Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

13. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

14. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

15. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста.

16. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

17. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

18. Определение понятия «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ее цели и задачи.

19. Место ППФП в системе физического воспитания.

20. Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

21. Методика подбора средств ППФП студентов.

22. Организация и формы ППФП в вузе.

23. ППФП студентов на учебных занятиях.

24. ППФП студентов во внеучебное время.

25. Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра и специалиста избранного профиля.

26. Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП студентов.

Промежуточная аттестация (1-4 семестры) проводится по пятибалльной системе в соответствии с рейтинг-листом. Рейтинг является обобщенным показателем качества обучения студентов и определяется как суммарный результат контроля знаний и умений в виде (дифференцированного/недифференцированного) зачета. Учебный материал дисциплины в семестрах разделен на два раздела (практический и теоретический). В каждом разделе выделяют несколько модулей, по которым возможно набрать определенное количество баллов (см. рейтинг-лист для основного и специального отделений). Каждый учебный модуль завершается определенной формой промежуточного контроля для получения бально-рейтинговой оценки качества учебной работы студента.

РЕЙТИНГ-ЛИСТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (ЗАЧЕТ)*

Оцениваемый компонент Шкала оценок Баллы
1. Посещаемость занятий в течение семестра 1,2,3 курс: 1 занятие  
2. Выполнение тестовых заданий «3»  
«4»  
«5»  
3. Составление и проведение комплексов упражнений, индивидуальной программы для самостоятельных занятий «3»  
«4»  
«5»  
4. Участие в соревнованиях участие  
призовое место  
5. Тестирование знаний по теоретическому разделу программы «3»  
«4»  
«5»  
  СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ ДЛЯ ЗАЧЁТА «3»  
«4»  
«5»  

*Рейтинг-лист и тестовые задания для студентов специальной медицинской группы см. в программе по разделу «Физическая культура» для студентов специального отделения.

Студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет. Условием допуска к зачетным упражнениям (тестовым заданиям) является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: