Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности () и внешних работ ().
Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД – профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).
К профилактике относятся деятельность по предотвращению дефектов (входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).
Оценивание – испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).
К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что она не отвечает требованиям качества, а следовательно, требует дополнительных мер (вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).
Составляющие затраты, связанные с внешними работами –затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что она в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, обусловленные изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке.
∑ |
|
|
∑ | |||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Так, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 ден. ед. (П=0=Д= =20), общие затраты изготовителя на качество составляют 80 ден. ед.: причем 40 ден. ед. из них считаются полезными, а 40 ден. ед. – убытками, среди которых 20 ден.ед. – за гарантийный период уже после продажи продукции. Затраты (в системе ПОД) равны 60 ден. ед.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств.
Стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.
Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
В таблице 3 обобщена информация по рекомендуемым методам калькуляции затрат на качество.
Таблица 3.
Сводка рекомендуемых методов калькуляции (классификации)
затрат на качество в МС ИСО9004-1
Элементы затрат | Методы калькуля- ции затрат на качество - ПОД | Методы калькуляции затрат, связанных с процессами | Метод определения потерь вследствие низкого качества | Примечание |
На профилактику На оценивание Связанные с дефектами Стоимость соответствия Стоимость несоответствия Материальные потери Нематериальные потери | + + +(+) | + +(+) | +(+) +(+) | Предотвращение дефектов Испытания, контроль, обследования До и после поставки продукции Полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имевшегося процесса Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и т.п. |
Примечание: (+) – затраты в результате внешних работ (внешние) + – внутренние затраты.