Этап – 1980 г.- настоящее время

В то время, как представления о менеджменте качества вклю­чали в свою орбиту всё новые элементы производст­венной системы, накапливали и интегрировали их, общий ме­неджмент распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин - финансы, персонал, инновации, мар­кетинг.

В теоретическом плане менеджмент предстаёт как управление по целямMBO.

Основная идея этой концепции заключа­ется в структуризации и развертывании целей - создание дерева целей, а затем проектировании системы организации и мотива­ции достижения этих целей. Достаточно очевидная и хорошо известная стратегия.

Уже сформировался мощный набор тео­ретических и практических средств, который и получил название Менеджмент на основе качества - MBQ.

В активе менеджмента качества сегодня:

- 24 международных стандарта ИСО серии 9000 (включая и ИСО 14000 в области экологического менеджмента);

- международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;

- международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества – IRCA;

- практически сложившаяся система аудита менеджмента;

- аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;

- 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества - менедж­мент четвертого поколения - становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сра­щивания Управления по целям - МВО и Менеджмента на основе качества MBQ, как было на первом этапе в системе Тейлора, но уже на новом, качественно другом уровне.

Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

Развитие принципов сертификации

В XX в. получило интенсивное раз­витие представление о правах потребителя, в том числе о праве на полную и достоверную информацию о качестве покупаемого то­вара.

Было признано, что потребитель является слабой стороной в отношении с изготовителем: если последний знает, что он произ­вёл, то первый видит только внешнюю сторону товара. Чтобы защитить потребителя, необходимо было провозгласить его право на информацию и обязать изготовителя её предоставлять.

В начале века право на получение потребителем информа­ции о качестве товара осуществлялось на основе спецификаций (технических условий), где устанавливались основные характе­ристики продукции и методы их контроля. Предполагалось, что продукция выпускалась, если результаты контроля (испытания) подтверждали выполнение требований спецификаций.

При серийном (массовом) изготовлении продукции, для ука­занных целей стали применять статистические методы выбороч­ного контроля, смысл которых прост: если правильно взять не­кую часть (выборку) из партии, то можно сделать достаточно надёжные выводы о качестве всей партии.

Стандарты ИСО 9000 находятся на пересечении двух направле­ний: развития менеджмента качества и защиты права потребителя на информацию. Собственно стандарты и построены по этому принципу.

МС 9001-9003 - это модели для целей сертификации.

МС 9004-1, -2, -3, -4 - это руководства по построению систем и элементов систем качества.

То есть, с развитием менеджмента качества, стали активно развиваться и совершенствоваться принципы сертификации, направленные на подтверждение гарантий качества товаров и услуг.

2.4 Основные этапы развития систем качества.

Понятие звезды качества

Известно, что в России организационные структуры управления имеют иерархический характер, где управ­ление происходит сверху вниз.

Однако иерархические организацион­ные структуры с вертикальной системой отношений «начальник – подчинённый» плохо соответствуют целям управления качеством. Не случайно, некоторые специалисты называют такие системы кладбищем, ибо прямоугольники, изображающие элементы структуры (Рисунок 4), очень напоминают надгробные плиты.

На Рисунке 4 показаны основные организационные системы управления качеством, которые применялись в середине XX ве­ка. Эти системы препятствуют развитию горизонтальных про­цессов управления.

Рисунок 4 – Организационные системы управления качеством

Реальные процессы создания изделий носят явно выраженный горизонтальный характер, что показано на Рисунке 5.

Рисунок 5 – Схема реального процесса управления качеством

Современная философия управления качеством уделяет боль­шое внимание как горизонтальным процессам управления качест­вом (например, процессы, проходящие по линии «маркетолог - конструктор - технолог - производственник - испытатель – торговец»), так и вертикальным процессам, для которых харак­терны направления и сверху вниз, и снизу вверх.

Примерами горизонтального управления являются кросс-функциональная командная работа, статистическое управление процессами, построение организационных структур из цепочек «потребитель – поставщик», структурирование функции качест­ва и т. п.

Примерами встречного вертикальной управления(снизу вверх) являются знаменитые кружки качества.

Организационные системы управления качеством, построенные на предприятиях, могут в разной степени охватывать горизонтальное управление, в том числе управление процессами, вертикальное управление снизу вверх. Но очень важно сразу понять необходимость учёта этих направлений менеджмента.

Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества используют фигуру, хорошо известную в российском производстве – «Знак качества». Контур этой фигуры, который называется «Пентагон», заполняют пятиконечной звездой и то, что получилось, называют «Звездой качества» (Рисунок 6).

В основание звезды качества положим ту или иную систему управления качеством, соответствующую определенной концепции. Будем предполагать, что система эта документирована и охватывает организационную структуру управления предприятием, а также систему

Рисунок 6 – Звезда качества – «Пентагон» управления процессами создания

продукции. Последнее очень важно подчеркнуть: мы рассматриваем организацию и как функциональную структуру, как совокупность процессов.

На звезде качества две верхние границы - её «крыша». Левая плоскость «крыши» - это система мотивации качественной работы, правая – система обучения персонала.

Левая боковая грань изображает систему взаимоот­ношений с поставщиками, правая боковая грань - систему взаимоотношений с потребителями.

В центре звезды показыва­ем, какие цели преследуют и, в случае успеха, достигают создаваемые системы, а внизу указываем время, когда та или иная система была чётко сформулирована в документах, статьях для конкретной системы качества.

Итак, для того чтобы та или иная спроектированная и доку­ментированная система качества, включающая управление про­цессами, заработала, необходимо:

1) Использовать средства мотивации для персонала;

2) Обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества;

3) Выстроить правильные отношения с потребителями;

4) Научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнёрских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: