Примечательно, что в 1950-1980-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом ещё называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К.Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD и т. д.
В это время активно формируется направление, которое, в отличие от менеджмента качества, имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако, именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента.
За рубежом наиболее характерным примером является система ZD – «Ноль дефектов». Однако, и все другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».
В России эта тенденция проявлялась наиболее отчетливо в Саратовской системе БИП, Горьковской КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославской НОРМ, Львовской СБТ и, наконец, в общесоюзном феномене - Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП).
Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало:
- с расширением представлений о качестве продукции и способах воздействия на него;
- с развитием системы внутрифирменного менеджмента.
Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры. В эту структуру должны входить все подразделения, более того - каждый работник компании, причём на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляется концепция TQM.