Этап (1980-наст. время)

Рисунок 3 – Этапы развития менеджмента качества

Принятые сокращения:

MBQ - Management by Quality - Менеджмент на основе качества;

МВО - Management by Objectives - Управление по целям;

TQM - Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества;

UQM - Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества;

QM - Quality Management - Менеджмент качества;

TQC - Total Quality Control - Всеобщий контроль качества;

CWQC - Company Wide Quality Control - Контроль качества в масштабе всей

компании;

QC - Quality Circles - Кружки контроля качества;

ZD - Zero Defect - Система "Ноль дефектов";

QFD - Quality Function Deployment - Развертывание функции качества;

SQC - Statistical Quality Control - Статистический контроль качества.

1) 1 этап – 1900-1920 гг. (Рисунок 3)

Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции.

В дальнейшем, на длительный период времени с 1920-х до на­чала 1980-х годов, пути развития общего менеджмента и менедж­мента качества разошлись.

Главная про­блема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производст­ва.

А проблема менеджмента - как проблема организа­ционного и даже социально-психологического характера.

Этап – 1920-1950 гг.

На втором этапе развитие получили статистические методы контроля качества- SQCJ (А.Шухарт, Г.Ф.Додж, Г.Г.Роминг и др.).

Появились кон­трольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качествапродукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких гуру в об­ласти качества, как Э.У.Деминг и Д.М.Джуран.

И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистиче­ские подходы к производству, однако именно они первыми об­ратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества.

В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента, хотя слово «менеджмент» ещё не присутствовало в лексиконе специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow