В 1970-1980 годы начался переход от тотального управления качеством TQCк тотальному менеджменту качества TQM.
В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества.
Стандарты ИСО серии 9000 (1987г.) оказали весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:
- МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
- МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
- МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
- МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при
окончательном контроле и испытаниях»;
- МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества.
Руководящие указания»;
- терминологический стандарт МС 8402.
В 1994 г. вышла новая версия стандартов ИСО серии 9000, которая расширила, в основном, стандарт МС 9004, большее внимание уделив в нём вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - ещё и управление целями и самими требованиями.
В TQM включается, также, и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Проиллюстрируем основные составляющие TQM (Рисунок 10).
Условные обозначения:
TQC - Всеобщее управление качеством;
QA - Обеспечение качества;
QPolicy - Политика качества;
QPlanning - Планирование качества;
QI - Улучшение качества.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производ-ственных затрат и поставку точно в срок.
Основная идеологияTQM базируется на
Рисунок 10 – Составляющие TQM принципе - улучшению нет предела.
Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок.
При этом осознаётся, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.
Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала (Рисунок11).
Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома.
Появляется новый тип работников - трудоголики.
Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности.
Существенно изменяются формы обучения, становясь всё более активными - используются деловые игры, специальные Рисунок 11 – Четвертая звезда качества тесты, компьютерные методы.
Обучение превращается в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приёмы развития творческих способностей работников.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.
Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000, целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.
Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме.
Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
В результате, во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.
Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия страхования.
О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям.
Так, по данным фирмы «Мобил», в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс.
Для успешной работы предприятий на современном рынке, наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.






