Пятая «Звезда качества»

В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать ин­тересы общества.

Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции (Рисунок 12).

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.

Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание ру­ководителей пред-приятий к удовлетворению потребностей сво­его персонала.

Так, Большая тройка американских Рисунок 12 – Пятая звезда качества автомобильных компаний разработала в

1990 г. стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». И, хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и ещё пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Выводы по темам раздела 2

· Качество определяется действием многих случайных местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

· Для успешной работы на современном рынке наличие у предприятий системы качества, соответствующей стандар­там ИСО 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием.

· В истории развития документированных систем качест­ва выделены пять этапов:

1) Качество продукции как соот­ветствие стандартам;

2) Качество продукции как соответст­вие стандартам и стабильность процессов;

3) Качество про­дукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;

4) Качество как удовлетворение тре­бований и потребностей потребителей и служащих;

5) Ка­чество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих.

3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

3.1 Аспекты качества продукции

Основные этапы управления качеством

В современной теории и практике управления качеством вы­деляют следующие пять основных этапов:

1) Принятие решений «что производить?» и подготовка ТУ. Качество означает ту степень, в которой то­вары или услуги фирмы соответствуют её внутренним техниче­ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям.

2) Проверка готовности производства и распределение орга­низационной ответственности.

Оценивается качество конструкции. Качест­во может отвечать

техническим требованиям фирмы на конст­рукцию изделия, однако сама

конструкция может быть как вы­сокого, так и низкого качества.

3) Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. Качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовле­творяют реальные потребности потребителей.

Основой организации деятельности фирмы должна являться

ориентация на конечного пользова­теля и создание для него

максимально выгодных условий при покуп­ке, эксплуатации и ремонте

оборудования.

Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково важны, и малейшая недоработка в любом из них мо­жет создать проблемы.

Итак:

- товары фирмы могут соответствовать внутренним ТУ - этап первый;

- сама конструкция изделия может быть выдающейся - этап второй;

- услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя – этап третий.

4) Устранение дефектов и обеспечение информацией обрат­ной связи. Позволяет внести изменения в процесс производства и контроля изменений, позволяющие избегать появления выявленных дефектов в бу­дущем.

5) Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без единой системы управления качеством - взаимодействия всех отделов и органов управления фирмой. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.




double arrow
Сейчас читают про: