В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества.
Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции (Рисунок 12).
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.
Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей пред-приятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
Так, Большая тройка американских Рисунок 12 – Пятая звезда качества автомобильных компаний разработала в
1990 г. стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». И, хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и ещё пяти крупнейших производителей грузовиков.
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
Выводы по темам раздела 2
· Качество определяется действием многих случайных местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.
· Для успешной работы на современном рынке наличие у предприятий системы качества, соответствующей стандартам ИСО 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием.
· В истории развития документированных систем качества выделены пять этапов:
1) Качество продукции как соответствие стандартам;
2) Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;
3) Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;
4) Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;
5) Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих.
3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Аспекты качества продукции
Основные этапы управления качеством
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:
1) Принятие решений «что производить?» и подготовка ТУ. Качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют её внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.
2) Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.
Оценивается качество конструкции. Качество может отвечать
техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама
конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.
3) Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. Качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяют реальные потребности потребителей.
Основой организации деятельности фирмы должна являться
ориентация на конечного пользователя и создание для него
максимально выгодных условий при покупке, эксплуатации и ремонте
оборудования.
Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково важны, и малейшая недоработка в любом из них может создать проблемы.
Итак:
- товары фирмы могут соответствовать внутренним ТУ - этап первый;
- сама конструкция изделия может быть выдающейся - этап второй;
- услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя – этап третий.
4) Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи. Позволяет внести изменения в процесс производства и контроля изменений, позволяющие избегать появления выявленных дефектов в будущем.
5) Разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без единой системы управления качеством - взаимодействия всех отделов и органов управления фирмой. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.






