С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать:
- базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции;
- дополнительные затраты, связанные с её усовершенствованием или восстановлением утерянного уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя:
1) Затраты на оценку.
К ним относятся расходы, которые несёт предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям.
Сюда же можно включить затраты на процедуру сертификации продукции.
Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества).
Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.
Затраты на предотвращение.
К ним относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам и требованиям покупателя.
Расходы на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
В данную группу также следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе её техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию и на персонал.