Судебные учреждения по Уставам 1864 г

Перед судебной реформой, ко второй половине XVIII в., судебная сис­тема сохраняла прежнюю сложность. Она строилась на принципах сослов­ности, тайны и письменности судопроизводства, вмешательства полицей­ских чинов в ее деятельность при фактической бездеятельности прокурор­ского надзора.

Общегосударственная система судов сохранилась со времен Екатери­ны Ц; уездные, губернские суды и Сенат. Добавилась еще одна высшая

Витт В Уголовно-правовая доктрина Наказа в ее отношении к западноевропей­ской территории и к русской действительности // Екатерина II как криминалистка. СПб., 1909. С. 111-118.

Раздел I. Общие положения

судебная инстанция - Государственный Совет (законодательный орган), куда передавались дела, по которым в Сенате при решении возникали разногласия.

К ранее действовавшим сословным судам для горожан, дворян, духо­венства, военных и других добавились коммерческие суды, в которых рас­сматривались иски купцов. Усилилась власть помещиков над крестьянами. К 1861 г. помещики приобрели, по существу, неограниченную власть над крестьянами, которые были к ним приписаны. Помещик был вправе, не обращаясь в уездный суд, направлять крестьян в арестантские роты на срок до шести месяцев, в рабочий дом - на срок до трех месяцев, отдавать их в солдаты, ссылать в Сибирь.

Предварительное расследование уголовных дел сохранялось в поли­ции. Собранные полицией материалы при тайне судопроизводства, по существу, являлись основанием для вынесения приговора. По малозначи­тельным делам полиции принадлежали судебные функции. Полицейские имели право наказывать провинившихся розгами и арестом на срок до трех месяцев.

После отмены крепостного права проведение судебной реформы приве­ло не только к реорганизации устройства судов, но и к изменению самого характера судопроизводства как при отправлении правосудия, так и при проведении предварительного следствия.

В ноябре 1864 г. Император Александр II утвердил четыре законода­тельных акта: Об учреждении судебных установлений, Уставов граждан­ского судопроизводства, Устава уголовного судопроизводства, а также Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями'. Были созданы фак­тически две судебные системы: местные и общие суды. К первым относи­лись мировые судьи. Общие суды составляли окружные суды и судебные палаты. К началу XX в. в России было 105 окружных судов и 14 судебных палат. В соответствии с Судебными уставами была по-новому организова­на судебная власть, которая принадлежала: мировым судьям, съездам ми­ровых судей, окружным судам, судебным палатам по гражданским и уго­ловным делам и Правительствующему Сенату в качестве Верховного кас­сационного суда. Судебная власть по Уставам распространялась на лиц всех сословий как по гражданским, так и по уголовным делам.

К ведению мировых судей, их съездов, окружных судов и судебных па­лат относились дела, возникшие на участках и в округах. К ведению Пра-

1 Свод законов Российской Империи. Т. 16. Ч 1. Судебные уставы (в ред. 1892 г.). СПб., 1982; Филиппов М А Судебная реформа в России. Судоустройство. СПб, 1895 Т. 2. Помимо судебной реформы Александр II провел еще полицейскую, военную, земскую, городскую реформы, реорганизовал народное просвещение и цензуру См. подробнее: Новицкая Т Великие реформы Александра II // Российская юстиция. 1998 № 4. С. 59-61.

Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти 75

вительствующего Сената относились дела, возникшие на территории всей Империи.

Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассмат­ривали дела по существу; Правительствующий Сенат - только в качестве верховного кассационного суда.

Необходимо отметить, что мировые суды фактически появились в Рос­сии в 1865 г.1 Мировые судьи избирались сроком на три года депутатами земских или городских дум из числа состоятельных граждан, имеющих недвижимость и проживающих в данной местности. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись уездными предводителями дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Мировой судья рассматривал отнесенные к его подсудности малозначи­тельные гражданские и уголовные дела, возникавшие на определенной территории (участке), единолично. За совершение преступлений, отнесен­ных к его подсудности, мировой судья мог объявить выговор, сделать вну­шение, наложить денежное взыскание на сумму до 300 руб., приговорить к аресту сроком до трех месяцев или к заключению в тюрьму до одного года.

Одновременно действовал институт почетных мировых судей, которых избирали в том же порядке, но они не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности при возникновении необходимости.

Решения и приговоры мировых судей считались окончательными, если денежное взыскание не превышало 15 руб., а арест не более трех дней. По этим делам допускались только кассационные жалобы и протесты в случае нарушения порядка судопроизводства. Эти жалобы и протесты вносились во вторую инстанцию - съезд мировых судей, которую составляли все ми­ровые и почетные мировые судьи определенного округа. Председатель съезда мировых судей избирался из их числа самими судьями сроком на три года. Съезд мировых судей являлся также и апелляционной инстанцией и рассматривал дела по жалобам и по существу.

В заседаниях съезда мировых судей принимал участие один из товари­щей (помощников) прокурора окружного суда, который давал свои заклю­чения.

Однако в 1889 г. система мировых судов подверглась существенным из­менениям. В сельской местности функции мировых судей с теми же пол­номочиями были переданы земским начальникам.

Основную массу гражданских и уголовных дел рассматривали окруж­ные суды в качестве суда первой инстанции. Дела о более тяжких преступ­лениях рассматривались с участием присяжных заседателей. Часть дел рассматривались с участием сословных представителей (дела о государст-

Случевский Вл Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство и судо­производство. СПб. 1913. С 500-502.

Раздел I. Общие положения

Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти 77

венных преступлениях). В число сословных представителей входили: пред­водитель дворянства, городской голова, волостной старшина или староста, представители купечества и т. д.

Судебная палата по уголовным делам являлась: а) органом предания су­ду по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседате­лей и сословных представителей; б) судом первой инстанции по подсуд­ным ей делам, подлежащим рассмотрению палатой с участием присяжных заседателей или сословных представителей; в) апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным по первой инстанции окружным судом без уча­стия присяжных заседателей.

Судебные палаты при рассмотрении дел в апелляционном порядке засе­дали в составе постоянных судей.

В Правительствующий Сенат в качестве кассационной инстанции по­ступали дела, рассмотренные как мировыми судьями, так и общими суда­ми. Основной обязанностью Сената было рассмотрение дела с точки зрения «охраны силы закона» и единообразия его применения на всей территории страны.

Помимо названных судов, Уставы предусматривали учреждение Вер­ховного уголовного суда для конкретного уголовного дела о государствен­ном преступлении по Высочайшему повелению (особое присутствие). Председателем суда назначался Председатель Государственного Совета, члены суда определялись из числа сенаторов и сословных представителей по усмотрению Императора.

Предварительное следствие по такому делу проводилось одним из сена­торов кассационного департамента. Министр юстиции исполнял обязанности прокурора по наблюдению за следствием и поддерживал обвинение в суде. Приговор Верховного уголовного суда обжалованию не подлежал, но осуж­денный мог подать ходатайство о помиловании перед верховной властью.

При окружных судах состояли судебные следователи, которые прово­дили предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подсудности окружного суда. Надзор за деятельностью судов и судебных следователей осуществляли прокуроры, состоявшие при окружных судах, со штатом помощников.

лениях в соответствии с определенной уголовно-процессуальным законом подсудностью.

Верховный Суд Российской Федерации с самого начала (1922 г.) дейст­вовал в составе судебной коллегии по гражданским делам и судебной кол­легии по уголовным делам, которые по первой инстанции рассматривали уголовные дела исключительной важности и общественного значения; являлись судом второй инстанции для дел, рассмотренных по первой ин­станции краевыми (областными) и равными им судами; рассматривали дела нижестоящих судов по протестам в порядке надзора на решения и пригово­ры, вступившие в законную силу. С 1954 г. как в Верховном Суде РСФСР, так и в краевых (областных) и равных им судах были образованы прези­диумы для рассмотрения дел по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу, которые вынесены нижестоящи­ми судебными инстанциями.

С 1960 г. в Верховном Суде Российской Федерации действует Пленум Верховного Суда, который состоит из председателя, его заместителей и всех членов Верховного Суда. Пленум Верховного Суда не рассматривал гражданских и уголовных дел. Основная задача, которую решал Пленум, -это дача судам указаний и разъяснений по вопросам применения законода­тельства Российской Федерации.

После образования Союза ССР (1922 г.) создается Верховный Суд СССР, 31 января 1924г. утверждается Положение о Верховном Суде СССР. Основными задачами Верховного Суда СССР были: дача руководя­щих разъяснений верховным судам союзных республик, а затем и всем судам СССР о применении законодательства; осуществление надзора за деятельностью этих судов; надзор за деятельностью военных трибуналов через Военную коллегию Верховного Суда СССР.

Последующие неоднократные изменения законодательства не изменили этих основных положений впредь до упразднения Верховного Суда СССР в связи с распадом Союза ССР и образованием Содружества Независимых Государств1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: