Влияние занятий физическими упражнениями на динамику работоспособности. Современные оздоровительные системы физической культуры. Их формы, виды, содержание.
Легкая атлетика
Высокий и низкий старт. Стартовый разгон. Бег по дистанции. Финиширование. Бег 100 м. Эстафетный бег 4×100 м. Бег с преодолением препятствий. Бег 800 м. Бег 3000 м (юноши), 2000 м (девушки). Прыжки в длину с разбега с индивидуального разбега. Прыжки в высоту с индивидуального разбега. Метание различных снарядов в цель с расстоянии 18-20 м (юноши), 12-14 м (девушки). Метание гранаты: девушки (500г), юноши (700г).
Спортивные игры
Баскетбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и сопротивлением защитника. Действие против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите. Учебная игра.
Волейбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передачи мяча. Подача избранным способом. Прямой нападающий удар. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем). Страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите. Учебная игра.
Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты передач и ударов головой. Виды остановок мяча: ногой, грудью. Ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Комбинации из освоенных элементов техники владения мячом. Действие против игрока без мяча и мячом. Выбивание и перехват мяча. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Действия вратаря. Учебная игра.
Ручной мяч. Совершенствование элементов техники игры. Специальные физические упражнения, направленные на выработку устойчивых навыков: перемещения игрока по площадке; ведения, передачи и бросков мяча. Ведение мяча без сопротивления и сопротивлением защитника. Варианты приема и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением соперника. Варианты бросков мяча по воротам. Действия против игрока с мячом и без мяча (вырывание, выбивание, перехват). Зонная защита. Учебная игра.
Гимнастика
Строевые упражнения. Повторение пройденного материала: поворот в движениях. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь.
Общеразвивающие упражнения. На основные группы мышц (с отягощением и без).
Упражнения в равновесии. Комбинации упражнений ранее изученных элементов.
Опорный прыжок (юноши). Прыжок: ноги врозь через коня в длину, толчком о дальнюю часть снаряда (высота снаряда 130 см).
Девушки. Прыжок: ноги врозь через козла (высота снаряда 120 см).
Упражнения на перекладине (юноши). Из виса силой подъем в упор. Из виса силой подъем переворотом назад в упор. Упражнения, выполняемые махом. Размахивание в висе – подъем разгибом. Из упора отмах – оборот, назад касаясь. Из упора мах дугой – соскок на махе назад.
Упражнения на брусьях (юноши). Размахивание в упоре на руках; размахивание в упоре на руках – подъем разгибом в сед ноги врозь; сед ноги врозь – силой, согнувшись кувырок вперед в сед ноги врозь; размахивание в упоре – махом назад соскок прогнувшись.
Упражнения в равновесии на бревне (девушки). Упор присев, упор присев на левой ноге – правая отведена назад;; упор присев продольно – руки в стороны. Разновидности ходьбы: на носках, высоко поднимая колени, выпадами вперед. Прыжки, повороты: повороты полумахом и большим махом ноги. Соскок прогнувшись.
Упражнения на брусьях разной высоты (девушки). В висе размахивание изгибами; из виса присев на нижней жерди, махом одной и толчком другой ноги, подъем переворотом назад в упор на верхней жерди; из упора на верхней жерди, опускание вперед в вис лежа на нижней жерди; вис лежа на нижней жерди – поворот направо, сед на правом бедре хватом правой за верхнюю жердь; сед углом с опорой левой рукой о нижнюю жердь (хватом правой за верхнюю жердь) – отпуская правую руку, соскок с поворотом кругом (вокруг левой руки).
Акробатика
Юноши. Длинный кувырок через препятствие на высоте 80-90 см. Стойка на руках. Сойка на руках с переходом в кувырок. Стойка на голове и руках с переходом в мост..
Девушки. Соревновательные упражнения и индивидуально подобранные комбинации из акробатических элементов.
Элементы современных и национальных танцев.
Лазание. Лазание любым способом по канату высотой 4 м (юноши).
Лыжная подготовка
Использование изученных лыжных ходов в соответствии с местностью и состоянием снежного покрова. Преодоление перпятствий на лыжах перешагиванием и перепрыгиванием, подползанием. Прохождение дистанции до 3-5 км. Подъемы на лыжах: скользящим шагом; «елочкой». Спуски на лыжах в высокой и низкой стойке. Повороты на лыжах: «плугом», «упором».
Плавание
Плавание изученным способом. Плавание 2×50 м избранным способом. Прикладные виды плавания. Приемы оказания помощи тонущему. Игры и эстафеты на воде.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (10 класс)
№ | Контрольные упражнения | юноши | девушки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
Бег 100 м (с) | 14,5 | 14,9 | 15,5 | 16,5 | 17,0 | 17,8 | |
Бег 3000м (мин, с) | 15,00 | 16,00 | 17,00 | - | - | - | |
Кросс 800 м (мин, с) | 2,37 | 2,47 | 3,00 | - | - | - | |
Кросс 2000м (мин, с) | - | - | - | 10,10 | 11,40 | 12,40 | |
Прыжок в длину (см) | |||||||
Прыжки в высоту (см) | |||||||
Метание гранаты | |||||||
Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) | - | - | - | ||||
Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (к-во раз) | - | - | - | ||||
Удержание ног в положении угла (с) | - | - | - | ||||
Подъём переворотом (к-во раз) | - | - | - | ||||
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (к-во раз) | - | - | - | ||||
Плавание 50 м (мин, с) | 0,42 | б/в | 25 м | 1,03 | б/в | б/в 25м | |
Бег на лыжах, 3 км (мин, с) | - | - | - | 19,00 | 20,00 | 21,00 | |
Бег на лыжах, 5 км (мин, с) | 27,00 | 29,00 | 31,00 | - | - | - | |
Кросс 2000м для бесснежных районов (мин, с) | - | - | - | 11,00 | 12,20 | 13,20 | |
Кросс 3000 м для бесснежных районов (мин, с) | 15,30 | 16,30 | 17,30 | - | - | - | |
Лазанье по канату 4м, с помощью ног на скорость (с) | - | - | - |
Примечание: Региональные и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий.
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 10 класса
юноши
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 4,9 | 5,6 | 5,5 – 5,3 | 5,2 – 4,6 | 4,5 -4,3 | 4,2 |
Прыжок в длину с места | 213,0 | 191 - 201 | 202 – 224 | 225 - 235 | ||
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 611,0 | 434,0 | 435,0 - 522,0 | 523,0 – 699,0 | 700,0 – 785,0 | 786,0 |
Челночный бег 3х10 | 8,3 | 9,1 | 9,0 – 8,7 | 8,6 –7,8 | 7,7 -7,4 | 7,3 |
Кистевая динамометрия (правая) | 42,0 | 33,0 | 34,0 –37,0 | 38,0 -46,0 | 47,0 – 50,0 | 51,0 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 10 класса
девушки
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,4 | 6,3 | 6,2 – 5,9 | 5,8 – 5,0 | 4,9 -4,6 | 4,5 |
Прыжок в длину с места | 170,0 | 147 -160 | 161 – 181 | 182 – 194 | ||
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 497,0 | 372,0 | 373,0 – 434,0 | 435,0 – 559,0 | 560,0 – 621,0 | 622,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,1 | 10,0 | 9,9 – 9,6 | 9,5 –8,6 | 8,5 –8,1 | 8,0 |
Кистевая динамометрия (правая) | 26,0 | 19,5 | 20,0 –22,5 | 23,0 -29,0 | 29,5 – 32,0 | 32,5 |
11 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части программы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
Σ | ||||||
Базовая | 1. Легкая атлетика | - | - | |||
2. Спортивные игры | ||||||
3. Гимнастика | - | - | - | |||
4. Лыжная подготовка* | - | - | - | |||
5. Плавание** | - | - | - | |||
Всего по базовой части | ||||||
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | - | ||||
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | - | |||||
Общее количество часов за учебный год (Σ) |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** При отсутствии возможности заниматься плаванием время, отведенное на реализацию программы по плаванию, по решению педагогического совета школы используется для дальнейшего совершенствования навыков в других видах физической подготовки.