Формы строения организаций

Элементы и характеристики организаций Простая структура Механистическая бюрократия Профессиональная бюрократия Дивизио-нальная структура Инновационная структура
           
Основной механизм координации Непосредственный контроль Стандартизация процесса Стандартизация квалификации Стандартизация результата Взаимное согласование
Ключевой элемент структуры Стратегическая вершина Техноструктура Операционный центр Линейные связи Функции логистической поддержки
Организационные характеристики и факторы: Формализация поведения   Мало   Значительная   Незначительная   Значительная   Незначительная
2. Специализация подразделений 3. Тип структуры Функциональная Органическая Функциональная Бюрократическая Функциональная и рыночная Бюрократическая Рыночная Бюрократическая Функциональная и рыночная Органическая
Продолжение табл. 4
           
4. Обучение и социализация 5. Размеры подразделений 6. Децентрализация Незначительные Большие и малые Централизация Незначительные Большие Ограниченная горизонтальная децентрализация Значительные Большие и средние Горизонтальная и вертикальная децентрализация Умеренные Большие Ограниченная вертикальная децентрализация Весьма значительные Малые Выборочная децентрализация
Среда Простая и динамичная Простая и стабильная Сложная и стабильная Относительно простая и стабильная (диверсифицированные рынки) Сложная и динамичная
Новое в строении организации

Первыми альтернативами классической формы бюрократии были проектное и матричное строение организации. В настоящее время специалистами в области теории организации предложены менеджменту такие виды структур, как сетевая и виртуальная. В последующем изложении дается их краткое описание.

Проектная структура используется в тех случаях, когда принимается решение сосредоточить максимальное количество ресурсов организации на определенном проекте в течение конкретного срока. Проектом считается любой процесс целенаправленных изменений в организации (например, модернизация производства, освоение новых видов продукции или технологий и т.п.) обладающий следующими характерными чертами:

· целостный характер деятельности;

· участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации;

· четко сформулированный конечный результат деятельности;

· ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения целей проектирования /16/. Один из способов реализации проектного строения организации показан на рис. 23.


Рис. 23. Типичная проектная структура организации

Проектная структура обладает большой гибкостью, но при проведении нескольких проектов приводит к необходимости распределения ресурсов между ними. Исследования показывают, что две трети проблем, связанных с проектной структурой, возникает из-за плохой кооперации между проектными группами, отсутствия увязки с внешней средой и базовой структурой управления организации.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную в отличие от проектной организации на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю базового подразделения (службы), которое выделяет ресурсы (в том числе персонал); с другой – руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе (рис. 24).

Организация, построенная по матричному принципу, сочетает достоинства простой и проектной структуры: для успешной реализации проекта назначается одно конкретное лицо; более гибко и эффективно используются сотрудники; появляется возможность быстро реагировать на нужды проекта и заказчиков, стимулируется групповая организация работ.


Рис. 24. Пример матричного строения организации /16/

В то же время матричная структура нарушает классические принципы организационного строения – принципы иерархии и единоначалия, препятствует возникновению неформальных групп. Из анализа практики организационного строительства можно сделать вывод, что матричная структура эффективна там, где требуется объединить усилия профессионалов для качественного решения сложных проблем.

Сетевая структура означает, что организация дезагригирует свои основные функции (производство, продажи, финансы, научно-исследователь-ские и опытно-конструкторские работы) между отдельными работающими по контрактам компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация. Организационная схема гипотетической сетевой организации представлена на рис. 25.

 
 


Рис. 25. Сетевая организация /12/

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков /12/. Во-первых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов.

Во-вторых, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников.

В-третьих, во все возрастающем ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы – производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями. В табл. 5 представлены основные достоинства и недостатки сетевой структуры организации.

Таблица 5

Достоинства Недостатки
Конкурентоспособность на мировом уровне Гибкое использование рабочей силы Высокая адаптивность к требованиям рынка Сокращение числа уровней иерархии (2-3 уровня) и соответственно потребности в управленческом персонале Отсутствие непосредственного контроля за деятельностью компании Возможность нежелательной утраты участников группы (если субподрядчик отходит от дел или его предприятие терпит банкротство) Низкая лояльность сотрудников

С сетевой структурой тесно связана так называемая виртуальная организация или структура. Виртуальная организация представляет собой временную сеть компаний, которые оперативно объединяются для использования быстро меняющихся возможностей рынка.

В отличие от традиционных слияний и поглощений партнеры в виртуальных организациях делят издержки, используют производственный опыт друг друга и доступ к международным рынкам. Отличительные признаки виртуальных организаций будущего можно представить следующим образом /9/.

1. Использование информационных технологий для установления прочных контактов.

2. Объединение усилий для реализации новых возможностей.

3. Отсутствие традиционных границ – при тесном сотрудничестве производителей, поставщиков, клиентов трудно определить, где начинается одна компания и заканчивается другая.

4. Доверие – партнеры разделяют чувство "общей судьбы", понимая, что судьба каждого из них зависит от другого.

5. Совершенство – поскольку каждый партнер привносит в союз свою "основную компетенцию", можно создать организацию, современную во всех отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: