Понятие и классификация организаций.
Понятие организации и ее общие характеристики.
Что такое организация? Что общего в мире организаций, к которым относят и фабрики, и заводы, и школы, и университеты, и футбольные команды, и церкви, и военные подразделения, и министерства, и магазины, и клубы, и сельхозкооперативы, и больницы, и почтовые отделения и многие другие.
Общие у них то, что везде работают люди. Они могут иметь или не иметь общей собственности, у них могут быть, а может и не быть техники и оборудования, но у них обязательно есть общие цели. Кроме того, каждый идет к цели не самостоятельно, а совместно, у них общий путь к цели. Поэтому организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).
Приведенное определение характерно и справедливо для формальной организации, специально созданной и координируемой для достижения поставленной цели (целей). Существуют также неформальные группы, организации, которые возникают стихийно, спонтанно, но где люди выступаю во взаимодействии друг с другом по интересам достаточно регулярно. В управлении понятие «организация» обычно используется для обозначения именно формальной организации.
Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Это играет важную роль при рассмотрении организаций как объектов управления, чтобы использовать эффективные методы и приемы координации деятельности людей.
Большинство организаций являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющих свою цель работы, увязанную с общей целью.
Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры или исходные принципы. К таким параметрам относят:
· наличие общих целей;
· преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (трудовые ресурсы), капитал (денежные средства, основные фонды), материалы, технология и информация;
· зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др. Эта среда оказывает существенное влияние на организацию;
· разделение труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделение труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда;
· образование подразделений в сложных организациях. Такие подразделения называются отделами, службами, цехами, участками и т.п. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели;
· необходимость и наличие управляющего органа.
Таким образом, по сути большие и сложные организации имеют общие характеристики и состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Например, учебная группа студентов является одним из подразделений учебного заведения. Уже после нескольких совместных занятий самопроизвольно создается несколько сплоченных группировок – неформальных групп.
Для эффективного управления организацией важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.
Классификация организаций в экономике представлена в табл.1 (стр.3).
Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
Таблица 1 – Классификация организаций в экономике
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций) | Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. |
Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. | |
Критерий формы собственности | Частные |
Государственные и муниципальные | |
Иные | |
Критерий численности занятых, объем продаж и стоимость активов | Крупные |
Средние | |
Малые | |
Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности) | Организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д. |
Организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д. | |
Организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, транспортные предприятия, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др. | |
Организации и институты четвертого сектора экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационные технологии. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении сложными системами. | |
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий отношения к прибыли | Коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. |
Некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. | |
Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества | Государственные организации |
Организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие) | |
Критерий сферы и масштаба деятельности | Национальные |
Иностранные | |
Смешанные | |
Международные коммерческие организации |
В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.
Первая модель. Известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти ХХ в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф.У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия[1].
Механистическая модель организации (или модель рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.
Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именами таких известных ученых, как Э.Мэйо, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф.Селзник, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится, исходя из главного положения теории о том, что важнейший фактор производительности на предприятии – человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.
Таким образом, обе модели (первая и вторая) могут рассматриваться как закрытые, то есть не учитывающие воздействие факторов внешней среды на эффективность. В свою очередь, это привело к созданию новых, открытых моделей.
Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем. Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.
Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:
· во внешней, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, то есть знание,
· во внутренней (сильные и слабые стороны, которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги).
Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они (для коллективного, основанного на разделении труда производства товаров и услуг) используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий.
Основу этой модели (она формируется с 80-х гг. ХХ в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.