Тема 1. Организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подсистема управления производством

Подсистема управления производством предназначена для автоматизации планирования, подготовки и оперативного управления производственными процессами. Подсистема обычно включает в себя модули:

□ Техническая подготовка производства;

□ Технико-экономические планирование;

□ Производство;

□ Учет фактических затрат на производство;

□ Управление ремонтами.

Структура подсистемы и информационных потоков в ней показана на рис. 14.5.

Модуль

по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках»

специальность 080110 «Банковское дело»

для студентов дневного отделения базовой и углубленной подготовки

и отделения заочного и дистанционного обучения

Автор: преподаватель, к.э.н. Бурак М.М.

Москва 2012-2013гг

Содержание

1. Организация работы бухгалтерской службы в кредитных организациях………….3

1.1.Характеристика бухгалтерского учёта в кредитных организациях и его основные задачи……………………………………………………………..................................................

1.2.Общая характеристика учётно-операционной работы в кредитных организациях.

Структура учётно-операционного подразделения, обязанности его работников……..…….

1.3.Учётная политика и её основные элементы………………………………………………..

2. Баланс кредитной организации. План счетов……………………………..…….………6 2.1.Принципы бухгалтерского учёта в кредитных организациях …………………………..

2.2.Структура плана счетов кредитной организации…………………………………….......

2.3.Порядок записи операций на счетах………………………………………………………

2.4.Понятие о балансе и принципы его построения………………………………………….

2.5.Порядок нумерации лицевых счетов……………………………………………………...

3. Документация, документооборот и внутрибанковский контроль…………….……..12

3.1.Виды расчётно-денежных документов и их классификация……………………………

3.2.Порядок организации внутрибанковского документооборота………………………….

3.3.Организация внутрибанковского контроля и его задачи. Виды внутрибанковского контроля…………………………………………………………………………………………

3.4. Порядок исправления ошибочных записей в регистрах бухгалтерского учёта……….

4. Аналитический и синтетический учёт……………………………………………...…...19 4.1.Аналитический учёт, его построение и назначение……………………………………...

4.2.Синтетический учёт, его построение и назначение……………………………………...

1. Характеристика бухгалтерского учёта в кредитных организациях и его основные задачи.

  1. Общая характеристика учётно-операционной работы в кредитных организациях. Структура учётно-операционного подразделения, обязанности его работников.
  2. Учётная политика и её основные элементы.

1. Характеристика бухгалтерского учёта в кредитных организациях и его основные задачи.

С 1 января 2013 года вступает в силу новая редакция Закона от 16.12.2011 № 402-ФЗ. Закон устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории РФ для предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности. Кредитные организации в процессе бухгалтерского учёта до конца текущего года руководствуются Положением БР от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» с дополнениями. С 1 января 2013г вступает в силу Положение Банка России № 385-П от 16.07.2012г с одноименным названием, которое отменяет предыдущий нормативный документ.

Бухгалтерский учёт представляет упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении.

Объекты бухгалтерского учёта:

- имущество организации;

- обязательства организации;

- хозяйственные операции организации.

В соответствии с новой редакцией Закона перечень объектов в 2013 году будет расширен и представлен следующим образом:

-факты хозяйственной жизни;

-активы;

-обязательства;

-источники финансирования деятельности;

-доходы;

-расходы;

-иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учёта:

1. Ведение бухгалтерского учёта в валюте РФ и на русском языке;

2. Раздельный учёт имущества, принадлежащего данной организации и её клиентам;

3. Ведение учёта методом двойной записи;

4. Соблюдение в течение отчётного года принятой учётной политики.

5. Полное и своевременное отражение в учёте всех хозяйственных и финансовых операций.

6. Правильное отнесение доходов и расходов к отчётным периодам.

7. Разграничение в учёте текущих затрат и капитальных вложений.

8. Соответствие данных аналитического и синтетического учёта.

Специфика деятельности кредитной организации ставит перед учётом в банках следующие конкретные задачи:

• Формирование детальной, достоверной информации о деятельности кредитной организации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности.

• Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учёта всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования материальных и финансовых ресурсов.

• Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации.

• Использование учёта для принятия управленческих решений.

2. Общая характеристика учётно-операционной работы в кредитных организациях. Структура учётно-операционного аппарата, обязанности его работников.

Учётно-операционной работой называется совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведением бухгалтерского учёта.

К учётно-операционной работе относится:

1. Приём документов от клиентов и проверка правильности их оформления.

2. Подготовка документов для их отражения в учёте.

3. Ведение картотек расчётных документов (электронно)

4. Осуществление контроля за своевременностью платежей.

5. Проведение операций по корреспондентским счетам других кредитных организаций.

6. Оперативный учёт и контроль за поступлением денежных средств на счета клиентов.

7. Учёт данных для регулирования задолженности по банковским кредитам и т.п.

Учётно-операционной работой занимается самостоятельное структурное подразделение, которое возглавляет главный бухгалтер. Он отвечает за правильность ведения бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной отчетность и др.

В составе учётно-операционного подразделения: учётно-операционный отдел, отдел учёта хозяйственных операций, отдел учёта деятельности филиалов и др. Его структура зависит от количества обслуживаемых клиентов и видов выполняемых операций.

В штате учётно-операционного подразделения кредитной организации предусмотрены следующие специалисты: бухгалтерские работники, кассовые работники, контролёры.

Бухгалтерский работник выполняет следующие функции:

· приём от клиентов и сотрудников кредитной организации расчётно-денежных документов, их проверка и отражение в лицевых счетах;

· выдача клиентам выписок из лицевых счетов с приложениями;

· выдача и погашение кредитов по распоряжениям кредитного отдела;

· ведение картотек расчётно-денежных документов (электронно);

· подбор и хранение лицевых счетов за текущий месяц;

· составление установленной отчётности по выполняемым операциям;

· сверка документов аналитического и синтетического учёта;

· составление сводных ордеров и описей;

· составление лицевых счетов по внутренним операциям кредитной организации;

· составление оборотной ведомости и ежедневного баланса;

· составление бухгалтерской, статистической и финансовой отчётности.

Кассовые работники выполняют операции с денежной наличностью, ценностями и бланками строгой отчётности.

Контролёр выполняет следующие функции:

• проверяет и подписывает документы, требующие контроля подписи;

• производит текущий контроль (проверяет все документы и регистры аналитического и синтетического учёта за предыдущий рабочий день)

3. Учётная политика и её основные элементы.

Учётную политику кредитной организации разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель банка. Учётная политика утверждается на один год, должна применяться последовательно из года в год, ее изменение может производиться при следующих условиях и внедряться с начала нового года:

-изменение требований, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации;

-при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета;

-при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Учётная политика кредитной организации включает:

1. Рабочий план счетов кредитной организации.

2. Формы первичных документов.

3. Порядок расчётов с филиалами.

4. Порядок проведения отдельных учётных операций.

5. Порядок проведения инвентаризации.

6. Порядок переоценки основных средств.

7. Лимит стоимости основных средств.

8. Способы начисления амортизации по внеоборотным активам.

9. Порядок отнесения на расходы материальных запасов.

10. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

11. Организация внутрибанковского контроля.

12. Порядок и периодичность вывода на печать документов синтетического и аналитического учёта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какие нормативные документы регламентируют порядок ведения учёта в кредитных организациях?

2. Какие задачи стоят перед учётом в кредитных организациях?

3. Какие требования предъявляются к ведению бухгалтерского учёта в кредитных организациях?

4. Какие виды учёта применяются в банковской практике?

5. Какие требования предъявляются к ведению учётно-операционной работы?

6. Какие подразделения банка относятся к учётно-операционному аппарату?

7. Какие функции выполняют учётно-операционные работники?

Тема 2. Баланс кредитной организации. План счетов.

  1. Принципы бухгалтерского учёта в кредитных организациях
  2. Структура плана счетов кредитной организации.
  3. Порядок записи операций на счетах.

4. Понятие о балансе и принципы его построения.

5. Порядок нумерации лицевых счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: