Тема I. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Понятия: Физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие. Физическая культура и спорт как действующие средства сохранения и укрепления здоровья людей; роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Основные положения физического воспитания в вузе. Современное состояние физической культуры и спорта. Социальные функции физической культуры и спорта.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятия: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие.
- Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей.
- Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
- Основные положения физического воспитания в вузе.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
|
|
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. Функциональные системы человека. Природные и социально-экономические факторы, их воздействие на организм и жизнедеятельность. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его стойкости к физической и умственной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
- Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
- Взаимосвязь физической и умственной деятельностей человека.
- Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
Тема 3. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Методические принципы физического воспитания, средства и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Физические качества. Формы занятий физическими упражнениями. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Спортивная подготовка. Интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Вопросы для самоконтроля:
- Методические принципы физической тренировки.
- Основные средства спортивной тренировки.
- Основные методы тренировки.
- Основы обучения движениям.
- Основы совершенствования физических качеств.
|
|
- Формы занятий физическими упражнениями.
Тема 4. Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура
в обеспечении здоровья
Понятие «здоровье», основные показатели здоровья. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Факторы, благоприятствующие здоровью, факторы риска. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.
Вопросы для самоконтроля:
- Основные показатели здоровья.
- Факторы, благоприятно влияющие на здоровье.
- Факторы риска.
- Заповеди здорового образа жизни.
Тема 5. Психофизиологические основы учебного труда
интеллектуальной деятельности, средства физической культуры
в регулировании работоспособности
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма человека. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления, переутомления, их причина и профилактика. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Проведение учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов. Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении.
Вопросы для самоконтроля:
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления. Их причины и профилактика.
- Работоспособность студентов и факторы, ее определяющие.
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.
- Экзаменационная сессия и работоспособность студентов.
- Роль мышечной деятельности в активизации умственной работоспособности.
- Академические занятия по физическому воспитанию в структуре учебного процесса.
- Особенности использования учебных занятий в специальном отделении для повышения работоспособности студентов.
- Работоспособность студентов при использовании «малых форм физической культуры» в режиме учебно-трудового дня.