Тезисы лекционного материала

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной деятельности студента

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении истории человеческого общества. Физическая культура – сложное общественное явление, решает задачи физического развития, выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики и т.д. Она тесно связана с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения. Как вид культуры в социальном плане она представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни – укрепление здоровья, развитие физических способностей, двигательных навыков.

Физическая культура личности – это все то, чего достиг человек сверх того, что дала ему природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Основные материальные ценности физической культуры – это необходимый объем навыков и умений, определенный уровень развития физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма. Они являются обязательным средством осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся знания в области физического развития, идеалы физического совершенства, представления о способах их достижения, знания особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т.д.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, органически связанная с подготовкой высоко квалифицированного учителя. Физическое воспитание есть формирование потребности в занятиях физическими упражнениями с целью всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физкультуре, выработки ценностных ориентаций, убеждений, привычек, социальных качеств, связанных с физическим развитием людей, укреплением их здоровья, физической подготовкой к выполнению социальных обязанностей. Физическое воспитание решает важнейшую задачу становления гармонической личности – ее физическое совершенство.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, быта, труда), либо целенаправленных физических упражнений. Физическое развитие – это и результат воздействия указанных средств и процессов, которые можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма). Основным средством и методом физического развития является физическое упражнение.

Физическая подготовка – это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может быть и как вид общей подготовки специалиста (профессиональная) или спортсмена (напр. Физическая подготовка гимнаста). Результатом физической подготовки как процесса является хорошая физическая подготовленность человека.

Воспитательные аспекты физической культуры. В процессе занятий физической культурой осуществляется идейное, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание молодежи. Специфическое воздействие физической культуры на личность студента не может быть компенсировано какими-либо другими средствами.

Идейное воспитание студентов направлено на формирование сознательного отношения к учебе, работе, коллективу, семье, на воспитание чувства гражданственности, патриотизма, интернационализма, ответственности за свои поступки.

Нравственное воспитание. На учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях успешно осуществляется формирование силы воли, смелости, выдержки, самообладания, уверенности, дисциплинированности.

Умственное воспитание. Воспитательный характер физкультуры связан с развитием умственных качеств занимающихся таких как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной деятельности. Высокий уровень физической подготовленности является предпосылкой для развития умственной работоспособности.

Трудовое воспитание. Занятия физкультурой способствуют развитию качеств и свойств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности – освоение трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, овладение культурой труда.

Эстетическое воспитание. Физкультура развивает способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в спорте и в жизни.

Физическая культура как учебная дисциплина профессионального образования и целостного развития личности. Физкультура как учебная дисциплина высшего профессионального образования выполняет важнейшую задачу – целенаправленно формировать у студенческой молодежи здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество, выносливость, готовность к трудовой деятельности.

Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Физкультура и спорт должны стать естественной необходимостью для каждого молодого человека. Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ делает учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным.

Основные группы мотивов, побуждающие студентов к занятиям физическими упражнениями:

1) удовлетворенность процессом деятельности на занятиях,

2) результативность деятельности,

3) перспективность занятий спортом.

Расширяя круг общения молодежи в учебном, спортивном, коллективном плане, занятия физкультурой и спортом усиливают прочность межличностных взаимосвязей, психологический и нравственный климат в коллективе, от состояния которых зависит сплоченность коллектива, его готовность выполнять основные социальные функции.

Основные положения организации физического воспитания в вузе. Общее руководство физическим образованием студентов, а также организации за состоянием их здоровья возложена на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья проводятся студенческой поликлиникой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: