Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой (их числом в единицу времени). Скорость, которую может развить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и от ряда других факторов (силы, гибкости, уровня владения техникой и т.п.). Поэтому в воспитании быстроты ведущим является повторный метод.
В качестве средств воспитания быстроты используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны соответствовать следующим требованиям:
1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнить на предельных скоростях;
2)упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, продолжительность которых не должна превышать 20-22 с.
Скорость одиночного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, спринтерских беговых упражнений. Большой эффект дают специальные скоростные упражнения, выполняемые по сигналу.
Воспитание быстроты движений (способность к высокому темпу). Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 с) серии упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития темпа движений могут выполняться:
1)в заданном темпе и с постоянным увеличением его; темп движений задается метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (свисток, хлопки в ладоши);
2)в форме соревнований: кто быстрее выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени.
Воспитание быстроты реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным движениям на заранее известный внезапный сигнал. Все остальные типы реакций являются сложными. Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую или резкую команду тренера.