Общепсихологич. концепция У. наиболее глубоко разрабатывается школой груз, психологов Д. Н. Узнадзеп его последователей (А. С. Пран-гшпвили, И. Т. Бжалава, Р. Г. Натадзе, Ш. Нади-рашвили, В. Г. Норакидзе, Н. Л. Элиава и др.). Согласно Узнадзе, поведение человека регулируется на двух уровнях: импульсивном и волевом. В первом случае источник активности — бнологнч. потребность, к-рая при наличии актуальных условий ее удовлетворения формирует т. и. актуальную У.— готовность действовать в направлении удовлетворения данной потребности. Последняя приводит к импульсивному поведению. На волевом уровне, отличающем человеческое поведение от поведения животного, готовность действовать предваряется осмыслением сложной ситуации (акт т. и. объективации) и отысканием алгоритма действия, к-рый соответствует «...основной, закрепленной в жизни установке личности» (Узнадзе Д. Н., Психология, исследования, 1966, с. 406). У., возникающие на основе объективации, Узнадзе наз. фиксированными У., система к-рых и дает основания для направленного поведения. Фиксированные У. вырабатываются индивидом в процессе формирования личности на основе селекции из множества актуальных У.— тех, к-рые повторяются наиболее часто и наиболее соответствуют стандартизированным условиям деятельности данного индивида. У. рассматривается школой Узнадзе как связующее звено между потребностью и мотивом п как модус целостного субъекта в каждый данный момент его деятельности. Аккумулируя в сознании предшествующий опыт, У. опосредует стимулирующее влияние внешних раздражителей и уравновешивает отношение индивида со средой.
Психофизиология, механизмы, регулирующие поведение на уровне У., исследуются в зарубежной психологии в понятиях «set» (напр., работы Дж. Гиб-сона). У. в смысле set — состояние готовности индивида сознательно или бессознательно реагировать на ситуацию в данный момент п однозначным образом.
С о ц п о л о г и ч. концепция У. связана с понятием «ценностная ориентация» личности пли с понятием «социальное отношение» (social attitude), введенного в лит-ру У. Томасом и Ф. Знанецки.ч. Согласно этому взгляду, социальные У. суть субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) относительно ценностей данной культуры (или субкультуры). Система ценностных ориентации (т. е. социальных У. в этом контексте) предписывает определ. правила (нормы) поведения, посредством к-рых общество (или группа) осуществляет контроль над поведением своих граждан (см. W. I. Thomas, F. Znaniecki, The Polish peasant in Europe and America, v. 1, Camb., 1918—20, p. 21—22, 32—33).
Амер. психолог Дж. Г. Mud попытался соединить психология, и социологич. подходы к исследованию социальных У. По Миду, социальные У.— нормативные предписания осн. ориентации личности; они выступают как принципы данного индивида, соответствующие ценностным ориентациям его социального окружения (см. G. H. Mead, Mind, self and society, Chi., [1934], p. 162). Социалыю-психологпч. концепция У. исходит из принципа детерминированности предрасположений личности к восприятию социальных объектов и к поведению ее социальным опытом. По определению Г. Олпорта, У. (set) — «психическое и нервное состояние готовности, образующееся на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан» (А 1 1-р о г t G. W., Attitudes, в кн.: «Handbook of social psychology», L., 1935, p. 810). Согласно другому рас-
пространенному определению, социальная У. (attitude) —«...устойчивая организация мотивационных, эмоциональных, перцептуальных и мыслительных процессов относительно некоторых аспектов внутреннего мира индивида» (К tech D. and Crutch-field R. S., Theory and problems of social psychology, N. Y.— Toronto—L., 1948, p. 152).
В зарубежной социальной психологии отчетливо наметились два направления в объяснении структуры социальных У. (social attitude). Сторонники иррациональной концепции социальной У. (Т. Адорно, М. Шериф, Л. Доуб, В. Скотт) полагают, что У. формируются под влиянием причин, лежащих за пределами мыслит, деятельности человека, с преобладанием подсознательных, преим. эмоц. механизмов или процессов, осознаваемых индивидом лишь в терминах «поощрения — наказания» данной реакции на стимулы среды. Изменение социальной У., согласно этой концепции,— защитная реакция в ответ на опасность извне. Сторонники рациональной концепции социальной У. (Ф. Хайдер, С. Аш, Е. Карлсон, Д. Креч, М. Розенберг, Л. Фестингер) исходят из того, что социальная У.— состояние мыслит, (когнитивной) структуры, к-рая образуется при оценке многообразных ситуаций в понятиях «цели — средства» деятельности. В числе когнитивных элементов социальной У.: знания, нормы п ценности, а также связанные с ними внекогнптивные компоненты — эмоции. Социальная У. в этом свете — предрасположенность к восприятию внешнего окружения и действия в нем согласно эмоционально подкрепленной системе представлений о среде с учетом оценки результатов поведения, благоприятствующих потребностям личности. Изменение социальной У. происходит вследствие изменения в когнитивной структуре (появления новой информации о среде деятельности).
Согласно функциональной концепции социальной У., разработанной Д. Кацом, обе названные модели имеют место, но в принципиально различных условиях. Иррациональная модель вводится в действие в ситуациях, когда индивид вынужден принимать немедленные (рефлекторные) решения, не имея возможности проанализировать альтернативы поведения. Рациональная модель действует при условии достаточной информации и достаточного времени для ее анализа в данной ситуации. В первом случае поведение сопровождается высоким эмоц. возбуждением, во втором — низким (см. D. Katz, The functional approach to the study of attitudes, в кн.: M. Fishhein [ed.], Readings in attitude theory and management, N. Y., 1967, p. 458—62). Кац полагает, что социальные У. тем прочнее, чем скорее они связаны в систему ценностных ориентации личности и чем выше степень общности этих У. (т. е. их объектами являются не специфические, но достаточно общие явления и ситуации). Когнитивная структура социальной У. характеризуется также степенью приближения или удаления от осн. «ядра» системы ценностей личности (ее самосознания). Выделяются четыре осн. функции социальных У.: а) инструментальная, или приспособит., функция, благодаря к-рой индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды: б) функция самозащиты, к-рая по преимуществу реализуется не всей системой социальных У., но особыми У., направленными на сохранение status quo личности в напряженных ситуациях; в) ценностно-экспрессивная функция, представляющая как бы активный эквивалент защитной функции и способствующая самоутверждению личности путем прокламирования и активного распространения ее системы социальных У.; г) познават. функция, выражающаяся в стремлении гармонизировать внутр. мир личности, привести в систему социальные У. и составляющие их
УТИЛИТАРИЗМ
компоненты, включая знания, нормы, ценности, стереотипы и т. д.
Общепсихологич. исследования У. связаны с определением соотношения сознательного и бессознательного в ее структуре, роли этих компонентов в регуляции поведения индивида и выяснением отношения между У. и потребностями, мотивами п стимулами деятельности.
Социалыю-психологич. аспекты изучения У. включают уяснение целостной структуры У. и механизмов ее образования, как они обусловлены формированием личности в данной социальной среде (социализацией индивида), и функций У. в поведении индивида относительно группы, в межличностном общении и в отношении между группами.
Социологич. исследования У. осуществляются в понятиях ценностных ориентации личности, их социальной обусловленности по содержанию ориентации, факторов, влияющих на формирование ориентации, и роли ценностных ориентации в реальном поведении людей в различных обществ, сферах (труд, досуг, отношение к восприятию информации через каналы массовой коммуникации и т. д.).
Лит.: Психологии, наука в СССР. [Сб. ст.]. т. 2, М., 1960;
Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психоло
гии У., Тб., 1961; Колб У. Л., Изменение значения поня
тия ценностей в совр. социологич. теории, в кн.: Б е к к е р Г.
иБосковЛ. [сост.], Совр. социологич. теория..., М-, 1961;
Норакидзе В. Г., Типы характера и фиксированная
У., Тб.,1966; Б ж а л а в а И. Т., Психология У. и кибер
нетика, М., 1866; Грии Б. Ф., Измерение У., в кн.; Ма-
тематич. методы в совр. бурж. социологии, М., 1966; Оль
шанский В. Б., Личность и социальные ценности, в кн.:
Социология в СССР, т. 1, М., 1966; Здравом ы слов
А. Г., Ядов В. А., Отношение к труду и ценностные ориен
тации личности, там же, т. 2, М., 1966; П р а н г и ш в и л и
А. С., Исследования но психологии У., Тб., 1967; В о д-
зинская В, В., Понятия У., отношения и ценностной
ориентации в социологич. исследовании, «ФН» (НДВШ), 1968,
Й2; Gibson.Т. J., A critical review of the concept of
set in contemporary experimental psychology, «Psvchol.
Bull.», 1941, v. 38, Яд 9; Krech D., Crutch field
R. S. and В о 1 1 а с h с у Е. J., Individual in society, N.Y.,
1962; Attitudes. Selected readings, ed. M. Jahoda, N. Лл'аггеп,
Harmondswoorth. 1966; Eklich H. J., Attitudes, behavior
and the intervening variables, «Amer. Sociological Rev.»,
1969, v. 4, № 1.. В. Ядов. Ленинград.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) — филос. и идеологич. принцип, согласно к-рому всякий природный и культурно-псторпч. феномен рассматривается не в его собственной конкретности, а лишь как средство для внешней цели — полезного эффекта. Ст. зр. У., всякий предмет, всякое богатство определяется через ту пользу, к-рую может из него извлечь потребление (индивидуальное или производительное) или нек-рый социальный институт, возведенный в самоцель. Для У. все только служебно и мир есть лишь резервуар «вещей», более или менее пригодных для утилизации. Бурж. сознание рассматривает предметный мир культуры «...под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 594). Это сознание определяется овеществлением и соответствующей ему системой отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное, связанное с отчуждением отношение, при к-ром предметные воплощения человеческих способностей функционируют преим. без их распредмечивания (см. Опредмечивание и распредмечивание), как готовые полезные средства, безотносительно к создавшей их творч. деятельности, к ее характеру, генезису, смыслу и т. п. Напр., в науке результат мышления обретает самостоят, форму «готового знания», соответствующую его возможной утилизации. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в классовой эксплуатации.
Гегель видел в «теории полезности» итог идеологии Просвещения: «...в полезности чистое здравомыслие завершает свою реализацию... Так же, как для чело-
века все полезно, он и сам полезен, и... его определение — сделаться общеполезным и общепригодным членом человеческого отряда... Где он находится, там его надлежащее место; он извлекает пользу из других, а другие извлекают пользу из него... Для человека как вещи, сознающей это отношение, в этом обнаруживается его сущность и его положение...» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 312, 302). Маркс исследовал за извращающим творч. характер человеческой культуры «словесным маскарадом» теории полезности ^действительный маскарад»: то реальное извращенце, когда «для индивида его отношения имеют значение не сами по себе, не как самодеятельность, а как маски некоей действительной третьей цели и отношения», к-рое подставляется на место конкретного содержания этих отношений (MEGA, Abt. 1, Bd 5, В., 1932, S. 388). В классовом обществе господство собственно материального произ-ва над культурой навязывает ей мерило полезности, делает полезность способом включения индивида в обществ, связь в качестве средства, низводя его до уровня экономия, персонажа. В системе разделения деятельности наделенные самостоятельностью наука н пск-во преобразуются по образу и подобию собственно материального произ-ва. Бурж. пронз-во создает «...систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств, систему всеобщей полезности; даже наука, точно так же как и все физические и духовные свойства человека, выступает лишь в качестве носителя этой системы всеобщей полезности, и нет ничего такого, что вне этого круга общественного производства п обмена выступало бы как нечто само по себе более высокое, как правомерное само по себе» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 386—87).
При отношении полезности исполнители утилизуют предметные формы культуры и тем самым друг друга. Утилизация создает иллюзию связи там, где на деле продолжает углубляться разрыв между развиваемой в отчужденной форме культурой и ничтожными по сравнению с ней индивидуальными способностями «частичных работников», форма поведения к-рых становится все более алгоритмизированной и враждебной творчеству. Критикуя мелкобуржуазную эгалитаристскую концепцию «грубого», «казарменного коммунизма», Маркс вскрыл реакционность стремления ликвидировать всю ту культуру, к-рая не может стать утилитарно пригодной и доступной каждому обывателю, следовательно, ликвидировать интеллигенцию, заменив ее чиновниками. Отрицая частную собственность, эта концепция лишь последовательнее проводит отрицание личности частной собственностью, стремясь универсализовать отношение полезности, сделать всех в равной степени взаимно утилизующими Друг друга, т. е. учредить царство коллективизированного У. Категория эксплуатируемого пролетария «...не отменяется, а распространяется на всех людей» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., с. 586). Противоречие между возрастающей потребностью в творчестве, в способных к нему личностях и отношением утилизации разрешается только на пути коммунистич. преобразования мира, в к-ром человек шаг за шагом сбрасывает с себя все роли агента внутри собственно материального произ-ва. Преодолевая тем самым господство «внешней целесообразности», коммунистич. человек устраняет саму почву У. и утверждает развитие своих сущностных сил как самоцель.
Относительно извращения марксизма в духе У. см.
Экономический материализм. Г. Батищев. Москва.
Утилитаризм в этике — теория морали, получившая широкое распространение в Англии 19 в. и отразившая умонастроения нек-рых слоев англ. либеральной
УТИЦ—УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
буржуазии. Бентам —основоположник У.—делал основой морали полезность, к-рую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралнстич. и виенсторнч. понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать ес-теств. стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшего счастья» (удовольствия) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этпч. норм и принципов. Рассматривая общее благоденствие как сумму благ частных лиц, Бентам предполагает благо одного лица равнозначным благу всякого другого. По словам Маркса, Бентам «с самой наивной тупостью... отождествляет современного филистера — и притом, в частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Все, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводит проблему морального выбора к простой калькуляции выгод и потерь, наслаждений и страданий, к-рые могут повлечь за собой различные альтернативы действий.
Внутр. противоречия этич. теории У. выявились у Дж. С. Милля, к-рый попытался сгладить эгоистич. моменты этики У. и пришел в итоге к эклектич. сочетанию различных принципов. Так, принцип личного счастья (удовольствия) Мплль дополнил требованием согласования различных интересов, ввел качественное разграничение «низших» (чувственных) и «высших» (интеллектуальных) удовольствий, которым следует отдавать предпочтение, признал ценность добродетели в ней самой, а не в пользе, приносимой ею, и т. н.
Натуралнстич. обоснование морали в У. было подвергнуто критике в совр. бурж. этике и прежде всего Дж. Муром, к-рый, однако, сам использовал утилитарный критерий оценки поступков по пх последствиям (т. н. идеальный У.). Другие бурж. теоретики, переосмысливая Бентама и Мплля, считают, что принцип полезности может быть основанием лишь общих моральных норм, но не каждого отд. действия; поступок должен выбираться в соответствии с существующей общей нормой («ограниченный У.» Дж. О. Эрмсона, Дж. Д. Маббота и др. в противоположность «крайнему У.» приверженцев классич. У.—Дж. Смарта, Г. Дж. Мак-Клоски). Дискуссия между теми и другими, прошедшая в 1950-х гг., имела в основном форма льно-методо л огич. характер, и в ней даже не поднимался вопрос о социальных причинах того, почему целесообразность («полезность») общей моральной нормы может вступать в противоречие с целесообразностью отд. поступка.
Лит.: Мил ль Д. С, Утилитарианизм, пер. с англ., 3 изд., СПБ, 1900; Moore G. E.. Principia ethica, Camb., 1903, р- 16—19; Urmson J. O., The interpretation of the moral philosophy of J. S. Mills, «The Philosophical Quarterly», 1953, v. 3, Ks 10; M a b b о t t J. D., Interpretations of Mill's utilitarianism, там же, 1956, v. 6, № 23; Smart J. J. C, Extreme and restricted utilitarianism, там же. № 25; McCloskey H. J., An examination of restricted utilitarianism, «Philosophical Review», 1957, v. 66, № 4.
О. Дробницкий. Москва.
УТИЦ (Utitz), Эмиль (27 мая 1883—2 нояб. 1956) — нем. эстетик, представитель всеобщей «науки об искусстве» (allgemeine Kunstwissenschai't). В ранних работах У. трактовал иск-во как формотворчество (Gestaltvmg) и определял его как «изображение ценностей, направленное на то, чтоб возбудить эмоциональное переживание». Импульс для формотворчества дает не «удовольствие от игры» и не «удовольствие от подражания», а внутр. необходимость высказаться. Творчество — это катарсис, очищение, освобождение художника от своих индивидуальных переживаний.
В своей эстетич. концепции У. опирался на современные ему филос.-психологич. учения, в частности теорию интуиции Дилътея. Усматривая в совр. культуре стремление и движение к новым «объективным ценностям», противопоставлял это субъективизму импрессионизма и экспрессионизма.
В 1933 У. покинул Германию и до конца жизни жил на родине в Праге. В работах 50-х гг. выступал как сторонник марксистской эстетики и реалистич. иск-ва; осн. чертами социалистич. реализма считал гуманизм и оптимизм.
Соч.: Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft,
Bd 1—2, Stuttg., 19i4j—20 (2 Aufl.—Die Kultur ine der Epoche
des Weltkrieges, Stutig., 1927); Die Oberwindung des Expres-
sionismus, Stuttg., 1927; Starofecka umelecka theorie jako uvod
do marxisticke estetiky, «Filosoficky iasopis», 1956, c. 4, Л» 6;
Pet meditacl k problematice realismu, «Vytvarne umSni», 1956,
,K» 8—10. И. Мш<л. Москва.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ, развития и его движущих сил. «... Первоначальный социализм был у т о и и ч е-с к и м социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную с и л у, которая способна стать творцом нового общества» (Лен и н В. И., Соч., т. 19, с. 7). Понятие «У. с.» берет начало от «Утопии» — соч. Т. Мора, посвященного описанию идеального общества, в к-ром отсутствует эксплуатация трудящихся и все люди равно пользуются плодами общего труда.
У. с. отличало от др. социальных утопий и эгалитарных теорий понимание связи между бедствиями социального неравенства и существованием частной собственности на средства произ-ва, идея обществ, собственности на средства произ-ва и распределения и демократия, самоуправления народа. Социалистич. идеалы неизбежно были связаны с У. с, с критикой классово-эксплуататорского общества, идеей коренных социальных изменений. Политич. немощь и идейная слабость эксплуатируемых классов, отразившиеся в У. с, определили его мировоззренч. основу — субъективно-ндеалистич., волюнтаристам, и моралистич., подчас релит, и мессианистские воззрения на человеч. общество. Тем не менее У. с. не было свойственно смирение перед божьей волей: обществ, устройство он считал зависящим от воли людей, что и определило поиски У. с. эффективной обществ, теории.
У. с. не был лишь созданием мыслителей-одиночек, как это часто изображает бурж. п реформистская социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ, идеалы выражали многовековые освободит, устремления трудящихся масс. Само противопоставление отд. мыслителей и масс является в этом плане ложным: несомненна важная роль интеллигенции в теоретич. разработке идей У. с, в придании сознательной и развитой формы смутным чаяниям эксплуатируемых масс — «умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 147).
У. с. заключал в себе противоречивые тенденции: теории его использовались не только прогрессивными, но н реакц. течениями, как, напр., феодальный социализм, нек-рые направления мелкобурж. социализма, казарменный коммунизм и т. д.
19*
292 УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
У. с. как совокупность идей и течений дона уч. социализма включает в себя как утопич. коммунизм, так и У. с. в узком смысле слова. Разветвление это осуществилось в конце 18 в., в период перехода утопич. социалистнч. мысли в годы франц. революции и после нее от умозрит. конструкций к сфере практич. деятельности. Переходный период на пути к коммунизму У. с. превращал из промежуточного звена в конечную цель обществ, преобразования. Если утопич. коммунизм во всех своих проектах и теориях требовал общности имуществ п «фактич. равенства» между людьми, то У. с. выдвигал компромиссные проекты, сохранявшие в обществ, пропз-ве элементы частной собственности, неравенство распределения и т. п. Почти все течения У. с. стремились возвыситься над борьбой классов и организовать классовое сотрудничество пролетариата и буржуазии, искали поддержки у господств, классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды п примера. Цельные концепции такого У. с. дали в нач. 19 в. Сен-Симон и Фурье; затем эти идеи перешли в системы эпигонов У. с. 30—40-х гг. 19 в., от к-рых были вынуждены отмежеваться Маркс и Энгельс.
История У. с. У всех народов зарождение мечтаний, содержавших проблески социалистич. мысли, было связано с появлением частной собственности, разделением общества на классы и возникновением эксплуататорского общества. Следы подобных мечтаний встречаются на разных ступенях развития классовой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В Европе важнейшие элементы У. с. сложились в антич. Греции и Риме: легенда о «золотом веке» (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности) и ее многочпсл. рационалистпч. переработки утопистами прошлого; дискуссии древнегреч. мыслителей вокруг проблем имуществ. неравенства и «естественного состояния» общества, полисной демократии и «распределительной справедливости»; легендарные уравнит. реформы в Спарте и платоновская утопия кастового рабовла-дельч. коммунизма, сочетавшаяся с критикой частной собственности, а также критика этой утопии Аристотелем.
Еще более значит, влияние на У. с. оказало социальное учение раннего христианства, содержавшаяся в нем проповедь общечеловеч. равенства, братства и потребит, коммунизма. Воздействие этих идей сказывалось на различных течениях У. с. вплоть до христианского социализма 19 в. Однако в целом, проникаясь все более идеей примирения с земным злом, компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие У. с. и поисков лучшего обществ, строя.
В период европ. феодализма социально-утоппч. мотивы развивались в ересях валъденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборп-тов, анабаптистов и др. сект, а также в произведениях фольклора. В них источником социального неравенства и гнета объявлялось отступничество церкви и господств, классов от принципов и идеалов первонач. христианства, выдвигались требования уничтожения феод, эксплуатации и сословного неравенства и воскрешались идеалы евангельского строя, составленного из небольших самоуправляющихся общин с аске-тич. уравнительностью в быту и коммунизмом потребления. Попытки нек-рых ср.-век. еретич. сект осуществить этот идеал спорадически сопровождались совместным производством. Но даже когда сектантский еретич. коммунизм влился в поток крестьянских антифеод, революц. восстаний позднего средневековья, он оказался неспособным выдвинуть опред..программу осуществления своего патриархального
общинного идеала. Характерны в этом отношении пример Мюнцера, а также руководимой анабаптистами Мюнстерской коммуны 1535: еретич. средневек. коммунизм не мог освободиться от религ.-мистич. оков. В идеях У. с. Возрождения заключались уже первые элементы самокритики нарождающегося бурж. общества, сознание того, что осуществление гуманис-тич. идеалов требует подлинно человечного, комму-нпстнч. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Кампанеллы У. с. переходил от общности имущества в виде общности потребления к идее обществ, производства и к представлению об организации хозяйств, жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в гос-ве, — к идеалу крупного политич. Образования в виде города и федерации городов, к признанию за гос-вом гл. роли в утверждении основ разумного обществ, строя, в руководстве его х-вом и культурой. Тем не менее и после того в У. с. в течение неск. веков властвовали принципы уравнит. распределения, связанные с недостаточным развитием бурж. способа произ-ва. Поэтому не получили распространения высказанные Т. Мором догадки о возможности изобилия при общности благ, о гармонпч. сочетании личных интересов с интересами общества без ущерба для свободы личности. Доказывая, что коммунистич. идеал может быть создан самим человеком, и отвергая представления хилиазма, утопич. коммунизм эпохи Возрождения не находил обществ.-политпч. сил, к-рые могли бы стать опорой этого идеала: осуществление коммунистич. идеала утописты предоставляли мудрости того или иного завоевателя нлп правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной олигархии.
Антифеод, эгалитарные и коммунистич.-демократич. идеи эпохи раннего капитализма в целом были облечены еще в религ. оболочку, хотя и содержали рационалистпч. и материалистич. элементы, к-рые достигли наибольшей силы у Уинстэнли. Дальнейшее развитие идей У. с. происходило в 17 в. во Франции на основе картезианского рационализма и борьбы против абсолютизма. Умозрит. социальные утопии конца 17— нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность имущества у «добродетельных» дикарей противопоставлялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньп, Верас д'Алле, Гедевиль и др.).
В 18 в. с идеями революционного ниспровержения феод, гнета и эксплуатации, программой материализма и атеизма выступил Ж. Мелъе, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Разрабатываются цельные системы утопич. коммунизма на основе философии Просвещения, в к-рой выявилась «...социалистическая тенденция материализма...» (Маркс К., там же, т. 2, с. 146): если человек и его идеи есть продукт среды, чувств, мира и опыта, то, чтобы изменить человека и его жизнь, необходимо изменить среду, roc-во и его законы и построить разумное человеч. общество. Исходным пунктом коммунистич. трактатов 18 в. служила просветит, теория общности «естественной природы» и равенства «естественных прав» всех людей. На этой основе Морелли и Мабли обосновали коммунизм с т. зр. теории естественного права.
У. с. 18 в. еще не проводил четкой грани между коммунистич. и эгалитарными идеями «социализма равенства мелких хозяев». Отд. реформаторы-утописты сочетали их в полукоммунистич., полууравнительных теориях. У. с. эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязанности труда для всех членов общества; осн. его идеей была идея социальной справедливости в распределении средств и продуктов производства, обеспечению к-рой должно было служить превращение осн. средства производства —
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ 293
земли — в общедоступную или общую собственность и обществ, распределение плодов индивидуального труда.
В годы Великой французской революции происходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни: от требования ограничения права собственности и обеспечения равенства пользования осн. благами жизни сторонники эгалитарных утопич. идей переходили к требованиям «аграрного закона», всеобщего уравннт. передела земли, ограничения собственнич. прав, подчинения их верховным интересам общества п его контролю («социальный кружок», «бешеные»). Опыт яко-бин. диктатуры свидетельствовал о возможности гос. регулирования распределения и экономики. С др. стороны, обострение классовых противоречий в процессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопич. коммунизма от наивных проектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции к планам коммунистич. преобразования всей страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры (Буас-селъ). Решающий перелом был осуществлен здесь Бабёфом и бабувистской программой «Заговора равных», выдвинувшей практич. задачу свершения коммунистич. революции и впервые обосновавшей идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразования общества и необходимости переходного периода к нему.
Однако бабувизм не отошел от теоретич. естественного права. Представляя надежды и устремления доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умств. труда.
Критико-утоиич. социализм нач. 19 в. с особой силой выразил разочарование в ходе псторич. развития, наступившее после завершения франц. революции. Противоречия нового обществ, строя делали его объектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. рассмотрение опыта прошедтиих десятилетий осуществляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн — «основатели социализма», по словам Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 194), впервые развившие самостоят, теорию У. с, противостоящую бурж. обществ, мысли. В поисках социальной науки, к-рая заменила бы обанкротившуюся революц. метафизику «естественного права», они создали классич. системы У. с, косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразованию общества. Крптико-утоппч. социализм дал проницат. критику противоречий капитализма и выдвинул задачу построения нового обществ, строя. Признав значение уровня развития произ-ва и форм собственности в развитии человечества, критико-утоиич. социализм в вопросе о преобразовании общества гл. внимание уделил производств.-экономич. сфере и выдвинул на первый план проблему крупного обществ, производства, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об уравнительности и всеобщем аскетизме при социалистич. и коммунистич. строе, критико-утоиич. социализм выдвинул принцип социалистич. распределения «по способностям», изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение неловеч. потребностей, безграничный' рост производит, сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отме-нали и др. «...зародыши гениальных идей...» (там же),
разбросанные в теориях великих утопистов,— их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, превращения гос-ва из органа управления людьми в орган управления пропз-вом и др.
Своими достижениями крптико-утопич. социализм был во многом обязан влиянию материализма и сенсуализма 18 в., к-рых У. с. вместе с тем подверг критике; исход Франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли избранного меньшинства и волевых решений отд. личностей. Объясняя обществ, явления воздействием духовного мира, У. сЛсохранял идейные связи с рационализмом 18 в. В то же время в У. с. проникали и религ. идеи («новое христианство» Сен-Симона, панте-пстич. метафизика и мистнч. объяснение природы человеч. страстей и влечений у Фурье, «новый моральный мир», перевоспитывающий людей с помощью рациональной «социалистической» религии у Оуэна). Великие социалисты-утописты, подобно просветителям 18 в., хотели «...сразу же освободить все человечество, а не какой-либо определенный общественный класс в первую очередь» (там же, с. 191).
В развитии У. с. пролет, направление переплеталось с буржуазным и мелкобуржуазным, приспосабливаясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуазии для полюбовного решения социального вопроса; крптико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального неравенства. В дальнейшем в У. с. произошло виутр. расслоение, отделившее от утопич. коммунизма бурж.-компромиссное социалистич. реформаторство.
«Значение критически-утопического социализма и коммунизма,— писали Маркс и Энгельс,— стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем н были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Анфантен, Базар, Консидеран и др.), фурьеризм и оуэнизм. Предпринятые в 20—40-х гг. 19 в. опыты создания на амер. почве и в Англии оуэнистских коммунистич. колоний, равно как и более многочисл. опыты фурье-ристскнх ассоциаций — фаланг — в США (около 40, наиб, известная — Брук-Фарм, 1841—46) после временных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и «икарпйские» колонии Кабе. Гл. причиной этих неудач была несостоятельность самой идеи создания социалистич. и коммунистич. ассоциации внутри капиталистич. общества.
Ломка старых производств, и обществ, отношений порождала в 30—40-е гг. 19 в. разнородные направления критики противоречий капитализма и различные представления об обществ, идеале. В У. с. появляются как реакц. п консервативные течения («феодальный», бурж. и мелкобурж. У. с), так и революционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоциированного труда и права на труд находили все больший отклик у передовых рабочих, выражая их еще незрелые представления о послебурж. обществ, строе. Мелкобурж. У. с, защищая рабочий класс с мелкобурж. точки зрения, разрабатывал различные проекты производит, ассоциаций (Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товарообмена (Грей, Прудоп) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала и пере-
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
устройства общества мирным путем на основе экономия, сотрудничества классов.
Не понимая объективных экономнч. закономерностей капиталистпч. способа произ-ва, У. с. ограничивался моральным осуждением несправедливости капиталистпч. эксплуатации п распределения продуктов труда. Утопия «социализма равенства мелких хозяев», приобретая новую почву в росте неравенства в бурж. обществе, делала «распределительную справедливость» мерилом всех экономия, отношений.
Такая социалистич. идеология, стремившаяся осуществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе, обусловливала влияние У. с. на демократия, мысль, присутствие «социалистического компонента» в идеологиях и программах многих европ. буржуазно-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности «...это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившпйся из-под ее влияния пролетариат» (Соч., т. 18, с. 10).
Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролет. У. с, напр. в произв. англ. социалистов-рикардианцев (Томпсон, Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом н капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоят, требование получения рабочими «полного продукта их труда». Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчеркивал Ф. Энгельс, «...что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; ср. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 329). Если в Англии этот пролет. У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение, во Франции и Германии он сближался с революц. полптич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ».
В недрах революц. тайных обществ 30—40-х гг. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последоват. «общность имуществ» (Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30—40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнпт. принципов к коммунистич. принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».
В произведениях Дезами и Вейтлпнга революц. уто-пич. коммунизм достиг своей вершины. При этом Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд, т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм этого периода нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Эскирос, Кабе, Лаотьер, Вейтлинг) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект, окутанных мистич. покровом, ибо «...всякая секта религиозна» (М арке К., там же, т. 32, с. 475; см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 478).
Своего высшего развития матерналистнч. тенденции У. с. достигли в воззрениях Герцена и Чернышевского.
У. с. и науч. коммунизм. Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для «...„решения социального вопроса", вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание историче-
ского движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (Маркс К., там же, т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. также Коммунизм), понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости или разума, а как закономерный результат общественно-историч. развития и классовой борьбы. В отличие от всех течений и направлений У. с, науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т. е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведет к действительному социалистич. преобразованию общества. «Таким образом,— подчеркивал Энгельс, —=-8десь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т. д. социализма, так и от туманной „общности имущества", выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом» (там же, т. 22, с. 532). Преодоленный в марксистском науч. коммунизме, У. с. вместе с тем явился одним из важнейших его идейных источников.
После сформирования науч. коммунизма У. с. в целом утратил прежнее значение. Социалистич. утопии в дальнейшем были отмечены преим. печатью отрицания всестороннего история, прогресса форм обществ, жизни (утопии Беллами, У. Морриса, Уэллса и др.). Критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжались на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения, т. к. формирование пролетариата, втягивание новых его слоев в революц. движение нередко сопровождалось возрождением в новых формах идеологии У. с. и «...повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам...» (Лени и В. И., Соч., т. 16, с. 318). Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма — дальнейшее разорение и «утеснение» мелкой буржуазии и одновременное нарождение новых средних слоев населения капиталистпч. стран — неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с. Вследствие этого идеи домарксовского социализма появляются нередко и после Маркса. См. также ст. Социализм.
И с т о ч н.: Волгин В. П. [сост.], Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.— Л., 1928; Волков Г. Н., Сидоров М. И., Хрестоматия по науч. коммунизму, ч. 1, М., 906; Les preeurseurs fiancais du sociaHsme, textes reunis et presentes parM. Leroy, P., 1948; Krauss W., Reise nach Utopia, В., 1964; II soeialismo prima di Marx, a cura di Gien. Mario Bravo, Roma, 1966.
Лит.: Маркс К., Э и г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 20—60. 132—51; т. 3, с. 70—78, 455 — 535; т. 4, с. 448—57; т. 19, с. 185—230; т. 21, с. 214—32; т. 24, с. 10—24; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 340—44, 347—58; т. 9, с. 407 — 15; т. 18, с. 9—15, 326—30; т. 19, с. 3—8; т. 20. с. 1 67 — 188; Лу и П., История социализма во Франции, пер. с франц., М., 1906; М ер инг Ф., История герм, социал-демократии, пер. с нем., 2 изд., М.—П., 1923; Б ер М., История социализма в Англии, пер. с нем., ч. 1, М.—П., 1923; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1—2, М.— Л., 1924—25; Волгин В. П., История социалисткч. идей, ч. 1—2, М.— Л., 1928—31; его же. Очерки по истории социализма, 4 изд., М.— Л., 1935; его же, Развитие обществ, мысли во Франции в 18 в., М., 1958; его же, Французский утопии, коммунизм, М., 1960; Р о з е н б е р г Д., История политич. пкономии, ч. 3, М., 1936, с. 97—265; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., М., 1955; Д е б о-р и н А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Плеханов Г. В., Утопич. социализм 19 в., М., 1958; Лабриола А., Очерки мате-риалистич. понимания истории, М., 1960, с. 109—12, 124—42; История социалистич. учений. Сб. ст., [т.] 1—2, М., 1962—64; Кан С. Б., История социалистических идей, М., 1967; Hertzler,Т. О., The history of Utopian thought, N. Y., 1926; Mannheim K., Ideologic und Utopie, 3 Anil., Fr./M., 1952; Cole G. D. H., A history ot socia-
УТОПИЯ
list thought, v. 1—2, L., 1953—54; R a m m T h., Die grofien Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bd 1, Stuttg-, 1955; Duveau G., Sociologie de l'utopie, P., 1961; S 1-mecka M., Kriza utopizmu, Brat., 1967.
Библ.: Stammhammer J., Bibliographie des
Socialismus und Communismus, Bd 1, Jena, 1893; F a 1 к е R.,
"Versuch einer Bibliographie der Utopien, «Romanistisches
Jahrbuch», 1953—54, Bd 6. H. Застепкер. Москва.
УТОПИЯ (от греч. об — нет и tojiog — место, т. е. место, к-рого нет; по другой версии, от «еб» — благо и Tojtog — место, т. е. благословенная страна) — изображение идеального обществ, строя, лишенное науч. обоснования. Термин «У.» ведет свое происхождение от названия острова в кн. Т. Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516), приобретшей по традиции сокращенный заголовок. Оба толкования термина «У.» широко представлены в утопич. соч.: «Вести ниоткуда» У. Морриса, «Эриуон» (написанное в обратном порядке англ. слово nowhere — нигде) С. Батлера, а также «Город Солнца» Кампанеллы, «Лучший из миров» Хаксли и т. п. Слово -«У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ, строя, а также в расгпирнтельном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
На протяжении истории У. как одна из своеобразных форм обществ, сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, социальную критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально история У. тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных», а также с различными телеологпч. и этпч. концепциями. Затем в античности и в эпоху Возрождения У. приобрела no-преимуществу форму описания совершенных гос-в, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в 17—18 вв. большое распространение получили различные утопич. трактаты и проекты социальных п политич. реформ. С сер. же 19 в., а особенно в 20 в., У. все больше превращается в спе-цифич. жанр полемич. лит-ры, посвященной проблеме социальных ценностей.
Среди разнообразных по социальному содержанию и лит. форме У. широко представлены различные течения утопического социализма, выражавшего идеалы угнетенных трудящихся масс. Однако наряду с ним в утопич. традиции имеется много соч., отражавших интересы иных классов п социальных слоев: рабо-владельч. утопия Платона и Ксенофонта; феодально-теократич. У., напр. «Вечное евангелие» Иоахима Флорского, «Христианополис» Андреаса; бурж. нмел-кобурж. У.— «Океания» Дж. Гаррингтона, «Взгляд назад» Э. Белламп, «Фрейландия» Т. Герцкн, а также многочисл. технократия., анархические и др. У. Кроме того, мн. утопич. соч. предлагали решение отд. социальных проблем: трактаты о «вечном мире», распространенные в 16—17 вв. (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Сен-Пьер, Кант, Бентам и др.); педагогнч. У. (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо п др.), научно-технические (Ф. Бэкон).
Вопреки мнению бурж. социологов, стоящих на позициях «европоцентризма», У. не была сиецифич. продуктом т. и. «зап. цивилизации». Она ярко представлена в истории обществ, мысли древнего и ср.-век. Китая (утопич. сочинения Мо-цзы, Лао-цзы, Шан Яна и др.), в социальной философии народов Ближнего и Среднего Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Низами и др.), в лит-ре России 18—20 вв. («Путешествие в землю Офирскую» князя М. Щербатова, сочинения декабристов и революционных демократов, романы А. Богданова, В. Винни-иенко и др.).
По мере развития обществ, наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значит, мере утрачивает свою познават. и прогностич. роль и превращается по преимуществу в своего рода социальную науч. фантастику. Вместе с тем возрастает внимание к У. со стороны социологии, рассматривающей ее исторически как специфич. форму обществ, сознания, к-рая выполняет определ. социальные функции. Одновременно сама утопич. форма приобретает возрастающее значение в идеологии, борьбе.
Своим возрождением в 20 в. У. во многом обязана Г. Уэллсу, к-рый не только написал мн. утопич. произведений, но п считал создание и критику социальных У. одной из осн. задач социологии. Ж. Сорель противопоставлял У. как рационализированное ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению обществ, потребностей. Исследование У. занимает большое место в социологии познания К. Маихейма, стремившегося обосновать отличие У., к-рая выполняет функции социальной критики с целью вывести общество за пределы существующей действительности, от идеологии, к-рая по его мнению, выполняет функцию социальной апологии, призванной увековечить существующий строй. Согласно Л. Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы предвосхищать будущее общества, подобно тому, как научная фантастика это выполняет по отношению к естествознанию и технике. Бурж. социологи, долгое время третировавшие У. как нереальные химерич. проекты преобразования общества, к числу к-рых они бездоказательно относили и марксизм, резко меняют свое пре-небрежпт. отношение к ней после победы социалис-тич. революции в России. Эта переоценка значения У. в обществ, развитии была лаконично сформулирована Н. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?». (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей книге — см. «Brave New world», L., 1958, p. 5). Эта установка стала лейтмотивом в оценке У. совр. социологами-немарксистами, среди к-рых явно возобладало отрицат. отношение к ней: ее характеризуют как насилие над действительностью, над человеч. природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя. Одновременно утопич. жанр привлекает к себе возрастающее внимание с прямой целью воспользоваться им в идеологич. борьбе; раздаются призывы создать привлекательную для широких масс либерально-демократич. У. в качестве альтернативы марксизму, научному коммунизму (Ф. Хайек, Ф. Поллок и др.).
Эта тенденция проявилась в широком распространении т. н. «антиутопии», назначение к-рой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный прием, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, напр. в творчестве Свифта, Вольтера, С. Батлера, он стал ведущим в жанре У. лишь в 20 в. Наиболее известными соч. такого рода на капиталиста. Западе являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» О. Хаксли и «1984 год» Дж. Оруэлла, в к-рых получили выражение не только враждебность к социализму, но п смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технич. прогресса, стремление отстоять бурж. индивидуализм от наступающей рационализированной технократич. цивилизации. Одновременно в такого рода антиутопиях проявляются законная тревога за судьбу личности в т. и. «массовом обществе», протест против манипулирования сознанием и поведением личности в условиях гос.-монополистич. капитализма.