УШЙНСКИИ, Константин Дмитриевич [19 февр. (2 марта) 1824—22 дек. 1870 (3 янв. 1871)] — рус. мыслитель и педагог. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та (1844). Профессор камеральных наук в ярославском Демидовском лицее (1846—49), откуда удален по подозрению в политич. неблагонадежности. С 1854 работал в школе, а также занимался литературной и редакторской работой. В 60-х гг. выступил как гл. теоретик и реформатор педагогики, школьного и учительского образования, автор учебников и книг для детского чтения («Детский мир», «Родное слово»).
Первоначально У. исходил из объектнвно-идеалие^ тич. воззрений, но затем испытал влияние позитивизма. Позднее все более определенно склонялся к мысли о важности вклада материалистически ориентированного естествознания, эволюц. биологии и физиологии мозга в объяснение природы человека. По У., педагогика — наука философская, требующая единства идей. Однако реализовать это единство У. не удалось, его филос. учение осталось в своей основе дуалпсти-неским, соединяющим постулат о нервной системе как
|
|
чистом механизме с пониманием души как бестелесной сущности.
Исследуя теоретич. основания процесса обучения и воспитания, У. создал труд «Человек как предмет воспитания» (т. 1—2, СПБ, 1868—69, 3-й том остался незавершенным). В этой книге, по к-рой обучались поколения рус. педагогов, излагаются прогрессивные представления о развитии целостной личности под решающим воздействием воспитания и обучения. Полагая, что нравств. детерминация, идущая от общих устоев жизни народа, есть решающая сила в построении специфически человеческого уровня деятельности нервной системы, У. искал пути естественнонаучного обоснования педагогики. У. принадлежит ряд важных идей о роли труда в формировании личности, в развитии речи и мышления, об уровнях понимания и др.
Соч.: Собр. соч., т. 1 — 11, М., 1948—52.
Лит.: Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18—19 вв., [М.], 1947; Л о р д к и п а н и д з е Д. 0.f Педагогич. учение К. Д. У., 3 изд., М., 1954.
М. Ярошевский. Москва.
ф
ФАБИАНЦЫ — члены англ. «Фабианского об-ва», реформистской социалпстич. орг-цпи [названа по имени рим. гос. деятеля Фабия Максима, пли Кунктатора (Медлителя)]. Создана в 1884, в 1906 вошла в состав Лейбористской партии как особая лпт.-публн-цистпч. группа. Лидерами Ф. были Б. Шоу, С. и Б. Вебб. Используя в известной мере идеи Маркса, Ф. в основном опирались на Дж. С. Милля и С. Дже-вонса. Ф.—сторонники эволюц. реформистского пути установления социализма. В 50—60-х гг. «Фабианское об-во» насчитывало неск. тысяч членов. В него входит почти половина членов парламента от Лейбористской партии и большинство ее лидеров. Ф. пропагандируют идеи реформистского социализма, организуют конкретные исследования проблем местного самоуправления, эффективности национализации, экономия^ планирования, социального страхования и др.
|
|
ФАИХИНГЕР (Vaihinger), Ханс (25 сент. 1852— 18 дек. 1933) — нем. философ, разработавший концепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле {1884 —1906), занимался популяризацией кантианства: в 1897 основал журн. «Kant-Studien», в 1905— Кантианское об-во «Kant-Gesellschaft», в 1881—82 выпустил двухтомный «Комментарий к Критике чистого разума» («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vermmft»). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. «Философия как бы» («Philosophie des Als Ob», написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Auf'l., Lpz., 1927). Ф. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, «биологической» теорией познания (Мах, Авенариус, прагматизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше п к «филос.» дарвинизму. Однако, в отличие от позитивизма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о мире как «колоссальное переплетение фикций» (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действительности («на самом деле»). Противоположение фиктивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть последняя данность.
Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими правилами, т. е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит, деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жизненной практике. Фикции — это «...психические образования, которые не только создают иллюзию понимания, но и делают для нас возможным практическое ори-
ентирование в мире» (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Задача философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дотпла, т. о., до основания этих лесов — пространства и времени — и теперь занимается их разрушением (см. там же, S. 99).
Методологич. подход Ф., проведенный последовательно, становится не только средством филос. разрушения реального мира, но и разрушения самой философии как одной из фикций.
Соч.: Nietzsche als Pliilosoph, В., 1902; Hartmann, Diih-ring unci Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus unci Optimismus, В., 1924.
Лит.: Бакрадзе К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178—97;Lapp A., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versucb, orien-tiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger's «Philosophie des Als Ob», Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, Gott., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit be-sonderer Beriicksichtigung seiner Kantforschung, «Kant-Studien», 1931, Bd 39, H. 3/4, S. 316—27.
В. Костеловский, А. Михайлов Москва.
ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методологии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирия, знание (иногда Ф. определяют как знание, достоверность к-рого доказана). Это второе значение термина «Ф.» связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различные по их гносеологич. функциям и логич. характеристикам. Одним из важнейших является различение групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образующих предметную область данной теории, а) составляют базу для т. п. эмпирич. обобщений, ведущих к выдвижению гипотез п формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т. е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверждения относительно бесконечных предметных областей и допускают лпгаь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением.
|
|
Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит конечное число предложений, формулирующих ее законы и гипотезы, количество следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат, средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания,