Ушинский




УШЙНСКИИ, Константин Дмитриевич [19 февр. (2 марта) 1824—22 дек. 1870 (3 янв. 1871)] — рус. мыслитель и педагог. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та (1844). Профессор камеральных наук в ярослав­ском Демидовском лицее (1846—49), откуда удален по подозрению в политич. неблагонадежности. С 1854 работал в школе, а также занимался литературной и редакторской работой. В 60-х гг. выступил как гл. теоретик и реформатор педагогики, школьного и учи­тельского образования, автор учебников и книг для детского чтения («Детский мир», «Родное слово»).

Первоначально У. исходил из объектнвно-идеалие^ тич. воззрений, но затем испытал влияние позитивиз­ма. Позднее все более определенно склонялся к мысли о важности вклада материалистически ориентирован­ного естествознания, эволюц. биологии и физиологии мозга в объяснение природы человека. По У., педа­гогика — наука философская, требующая единства идей. Однако реализовать это единство У. не удалось, его филос. учение осталось в своей основе дуалпсти-неским, соединяющим постулат о нервной системе как


чистом механизме с пониманием души как бестелесной сущности.

Исследуя теоретич. основания процесса обучения и воспитания, У. создал труд «Человек как предмет воспитания» (т. 1—2, СПБ, 1868—69, 3-й том остался незавершенным). В этой книге, по к-рой обучались поколения рус. педагогов, излагаются прогрессивные представления о развитии целостной личности под решающим воздействием воспитания и обучения. По­лагая, что нравств. детерминация, идущая от общих устоев жизни народа, есть решающая сила в построе­нии специфически человеческого уровня деятельности нервной системы, У. искал пути естественнонаучно­го обоснования педагогики. У. принадлежит ряд важных идей о роли труда в формировании лично­сти, в развитии речи и мышления, об уровнях пони­мания и др.

Соч.: Собр. соч., т. 1 — 11, М., 1948—52.

Лит.: Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психоло­гии 18—19 вв., [М.], 1947; Л о р д к и п а н и д з е Д. 0.f Педагогич. учение К. Д. У., 3 изд., М., 1954.

М. Ярошевский. Москва.


ф


ФАБИАНЦЫ — члены англ. «Фабианского об-ва», реформистской социалпстич. орг-цпи [названа по имени рим. гос. деятеля Фабия Максима, пли Кункта­тора (Медлителя)]. Создана в 1884, в 1906 вошла в состав Лейбористской партии как особая лпт.-публн-цистпч. группа. Лидерами Ф. были Б. Шоу, С. и Б. Вебб. Используя в известной мере идеи Маркса, Ф. в основном опирались на Дж. С. Милля и С. Дже-вонса. Ф.—сторонники эволюц. реформистского пути установления социализма. В 50—60-х гг. «Фабиан­ское об-во» насчитывало неск. тысяч членов. В него входит почти половина членов парламента от Лейбо­ристской партии и большинство ее лидеров. Ф. про­пагандируют идеи реформистского социализма, орга­низуют конкретные исследования проблем местного самоуправления, эффективности национализации, эко­номия^ планирования, социального страхования и др.

ФАИХИНГЕР (Vaihinger), Ханс (25 сент. 1852— 18 дек. 1933) — нем. философ, разработавший кон­цепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле {1884 —1906), занимался популяризацией кантиан­ства: в 1897 основал журн. «Kant-Studien», в 1905— Кантианское об-во «Kant-Gesellschaft», в 1881—82 выпустил двухтомный «Комментарий к Критике чис­того разума» («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vermmft»). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. «Философия как бы» («Philosophie des Als Ob», написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Auf'l., Lpz., 1927). Ф. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, «биологи­ческой» теорией познания (Мах, Авенариус, праг­матизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше п к «филос.» дарвинизму. Однако, в отличие от позитивиз­ма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о ми­ре как «колоссальное переплетение фикций» (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действи­тельности («на самом деле»). Противоположение фик­тивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть по­следняя данность.

Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими пра­вилами, т. е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит, деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мыш­ления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жиз­ненной практике. Фикции — это «...психические обра­зования, которые не только создают иллюзию понима­ния, но и делают для нас возможным практическое ори-


ентирование в мире» (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Зада­ча философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дотпла, т. о., до основания этих лесов — пространства и вре­мени — и теперь занимается их разрушением (см. там же, S. 99).

Методологич. подход Ф., проведенный последова­тельно, становится не только средством филос. раз­рушения реального мира, но и разрушения самой фи­лософии как одной из фикций.

Соч.: Nietzsche als Pliilosoph, В., 1902; Hartmann, Diih-ring unci Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus unci Optimismus, В., 1924.

Лит.: Бакрадзе К. С, Очерки по истории новей­шей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178—97;Lapp A., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versucb, orien-tiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger's «Philoso­phie des Als Ob», Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, Gott., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit be-sonderer Beriicksichtigung seiner Kantforschung, «Kant-Stu­dien», 1931, Bd 39, H. 3/4, S. 316—27.

В. Костеловский, А. Михайлов Москва.

ФАКТ (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методоло­гии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирия, знание (иногда Ф. определяют как знание, достовер­ность к-рого доказана). Это второе значение термина «Ф.» связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различ­ные по их гносеологич. функциям и логич. характе­ристикам. Одним из важнейших является различение групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образую­щих предметную область данной теории, а) составляют базу для т. п. эмпирич. обобщений, ведущих к выдви­жению гипотез п формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т. е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверж­дения относительно бесконечных предметных областей и допускают лпгаь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением.

Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит конечное число предло­жений, формулирующих ее законы и гипотезы, коли­чество следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат, средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: