Предмет марксистской Ф. Возникнув как теоретич. ответ на самые кардинальные запросы обществ, практики эпохи капитализма, Ф. марксизма выступила в качестве научно-теоретпч. системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и обществ, практики и впервые в истории познания сделал Ф. непосредств. орудием социального действия. Эта практически-революц. направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и ее осн. разделов — диалектического материализма и исторического материализма.
По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно научное филос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и революц. действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации человека, теоретич. основы практич. борьбы прогрессивных обществ, сил и общеметодологич. принципы исследования в об-
ласти естеств. и гуманитарных наук. Опора на прочный фундамент всей совр. науки существенно отличает марксистскую Ф. от различных форм бурж. филос. мировоззрения, резко противопоставляющих Ф. п науку п сводящих Ф. либо к спекулятивной иррацио-налистпч. метафизике, либо к логич. анализу языка. В противоположность этому марксизм рассматривает свою Ф. как «... мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой науке наук, а в реальных науках» (Энгельс Ф., Антп-Дюрпнг, 1966, с. 138).
|
|
Совр. наука представляет собой систему чрезвычайно разветвленного знания, объединяющего более тысячи различных дисциплин и областей. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной спец. науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей строже самоопределиться в системе науч. знания. Каждая наука исследует качественно определ. систему закономерностей, но ни одна спец. наука не изучает закономерностей, общих для явлений природы, для развития общества и для человеч. мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом филос. познания. Определяя предмет матерпалистич. диалектики, Энгельс указывал, что этим предметом являются наиболее общие законы развития природы, человеч. общества и мышления. Задачей спец.-науч. познания является обобщение, мысленный переход от единичных фактов к общему, закономерному, от менее общих к более общим закономерностям. В пределах каждой науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определ. сферы или аспекта бытия. В филос. мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом анализа. Ф. сводит в единство результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универс. законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, филос. мышление нередко направляется на объекты, относительно к-рых эмппрпч. знание еще не достижимо. Если спец. наукп вскрывают частные законы разной степени общности, то Ф. на основе совокупности этих частных законов обнаруживает инвариантное, устойчивое и общее во всей действительности. Поэтому понятия, категории, принципы и законы Ф. имеют всеобщее значение.
|
|
Как п в др. областях знания, специфика предмета Ф. определяет характер применяемых в ней методов. Осн. орудием филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Обладая определ. спецификой, марксистская Ф. является вмеете с тем научной и по своему предмету, н по методу. В частности, она отвечает осн. требованиям научности — верному, доказательному отражению закономерностей объекта и предвидению на этой основе будущих событий. Опираясь на знание законов обществ, развития, применяя методы матерпалистич. диалектики, Маркс, Энгельс и Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных потрясений задолго до ее начала.
Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой конкретной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В выработке и развитии науч. мировоззрения и заключается историч. миссия марксистско-ленинской Ф. Но выполнение этой миссии предполагает, что Ф. включает в себя не только предельно обобщенные достижения спец. наук, а и социально-политические, нравств., эстетич. убеждения человека, общества.
Основная проблематика и структура марксистской Ф. Развитие науч. познания обостряет необходимость разработки коренных проблем филос. мировоззрения,