прежде всего — исходной проблемы об отношении мышления к бытию. Выяснение существа этого вопроса предполагает рассмотрение того, что такое бытие, материя и что такое сознание, а это требует не только знания истории Ф., но и обобщения достижений совр. естествознания и обществ, наук, анализа осн. форм и способов существования материи, а также сознания как свойства высокоорганизованной материи. За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру, т. к. мир включает в себя человека как свою одухотворенную и самосознающую часть. Проблема человека — это величайшая мировоззренч. проблема, по существу стержень всей истории Ф. начиная с Сократа, превратившего знаменитое изречение дельфийского оракула «познай самого себя» в исходный принцип своих филос. воззрений.
Бурж. и ревизионистская Ф. нередко обвиняет марксизм-ленинизм в забвении проблемы человека, в негуманистич. содержании его Ф. Но в действительности проблема человека — это коренная проблема прежде всего марксистской Ф. Именно марксизм впервые в истории мысли дал подлинно науч. решение вопроса о сущности человека, его социальной природе и указал реальные пути к его истинной свободе. Рассматривая человека как величайшую из всех существующих ценностей, как средоточие смысла истории и то, ради чего созидается коммунистнч. общество, марксистская Ф. осуществляет синтетический, целостный подход к человеку, толкует его в единстве чувственно-практической, производств., революционно-преобразующей, а также духовной форм деятельности. Марксизм является учением «...о действительных людях и их историческом развитии» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 299). Смысл построения коммунизма заключается во всестороннем развитии «...человеческих сил, которое является самоцелью...» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 387). Один из гл. принципов коммунизма, сформулированных Марксом,— свободное и всестороннее развитие личности каждого как условие свободного развития всех.
|
|
Познание человеком мира, осознание им своего места в нем есть глубоко социальный процесс, развертывающийся на основе общественно-историч. практики — одного из важнейших объектов филос. познания. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв онтологии и гносеологии, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве: «... два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять пх сознательно, между тем как в природе,— а до сих пор большей частью в человеческой истории — они прола-гают себе дорогу бессознательно... Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 302). Благодаря этому единству теория познания диалектич. материализма онтологически обоснована, а принципы бытия трактуются в свете их отношения к мышлению, к субъекту. Марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешенного от мира, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также всей практич. деятельности человека и человечества.
|
|
Из тезиса о единстве онтологии и гносеологии следует, что марксистско-ленинская Ф. является теорией познания не в узком смысле, как старая гносеология, как теория закономерностей развития только самого процесса познания вне его содержания, а в самом широком смысле — как обобщенный итог всей истории познания мира и практич. деятельности человека.
Поэтому в числе областей знания, из обобщения результатов к-рых должна сложиться диалектика, Ленин называет историю Ф., историю всех отд. наук, историю умств. развития ребенка, историю умств. развития животных, историю языка, психологию, физиологию органов чувств (а теперь можно было бы сказать — физиологию высшей нервной деятельности), т. е. всю историю познания. Диалектика является и теорией познания и логикой марксизма. Однако в пределах единства между диалектикой, логикой и теорией познания есть опред. различие, обусловленное тем, что обобщение процесса познания может осуществляться с разных сторон и с разными задачами: для выявления объективного содержания знания, создания теории развития объективного мира; для выяснения специфич. закономерностей протекания самого процесса познания; наконец, для раскрытия логпч. форм и категорий, в к-рых осуществляется процесс познания. Объективно процесс познания, как отметил Ленин, содержит три стороны, три члена: мир, познание (мозг человека) и форму отражения природы в познании. В этом смысле правомерно существование спец. областей дналектич. материализма: теории развития объективного мира, теории познания и логики. Но надо учитывать, что различия между отд. частями диалектич. материализма носят относит, характер в рамках существенно-общего единства. Законы и категории диалектики имеют объективное содержание и одновременно являются ступенью в дальнейшем познании бытия и мышления. Распространение диалектич. материализма на объяснение и познание явлений обществ, жизни дает псторпч. материализм — общая теория марксистской социологии, без к-рой невозможно последовательно науч. понимание, по существу, ни одной проблемы диалектич. материализма: категории и законы диалектики, проблема материи и сознания, теория познания и логика — все это может быть понято на основе науч. объяснения обществ, явлений, истории человеч. общества. Только на базе историч. материализма марксизм преодолел присущий старому материализму созерцат. подход к действительности и ее познанию.
Дифференциация Ф. марксизма на отмеченные разделы имеет своим объективным основанием качественно различные формы проявления единых законов диалектики в различных областях реального мира: природы, общества и мышления. Это определяет характер внутр. членения проблематики марксистской Ф. Направленность филос. мышления к общему всегда предполагает качеств, определенность этого общего, к-рое выступает как природное, социальное, человеческое, эстетическое, нравственное, логическое, гносеологическое и т. д. Однако в филос. анализе каждая из этих особых сфер раскрывается со стороны ее общих характеристик. Именно поэтому Ф. интересует постижение сущности закона вообще, причинности вообще, эстетического вообще, истины вообще и т. д.
|
|
Законы истории проявляются, как известно, через совокупную сознат. деятельность людей. Исследование особых, лишь обществу присущих диалектич. законов составляет весьма важный раздел предмета марксистской Ф., к-рая складывалась и развивается прежде всего как обоснование коммунистнч. преобразования обществ, отношений. Создание материалистич. понимания истории, филос. разработка учения о человеке, о роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, о предметной человеч. деятельности, об обществ, практике, о единстве духовного н материального произ-ва, объективного и субъективного — таковы важнейшие моменты марксистского филос. учения об обществе, о чело-веке.
Вопрос о предмете Ф. в последние годы дискутируется среди философов-марксистов. При этом нек-рые