Философия. Прежде всего — исходной проблемы об отношении мышления к бытию




прежде всего — исходной проблемы об отношении мышления к бытию. Выяснение существа этого воп­роса предполагает рассмотрение того, что такое бы­тие, материя и что такое сознание, а это требует не только знания истории Ф., но и обобщения достиже­ний совр. естествознания и обществ, наук, анализа осн. форм и способов существования материи, а также сознания как свойства высокоорганизованной мате­рии. За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру, т. к. мир включает в себя человека как свою одухотворенную и самосоз­нающую часть. Проблема человека — это величайшая мировоззренч. проблема, по существу стержень всей истории Ф. начиная с Сократа, превратившего знаме­нитое изречение дельфийского оракула «познай самого себя» в исходный принцип своих филос. воззрений.

Бурж. и ревизионистская Ф. нередко обвиняет марк­сизм-ленинизм в забвении проблемы человека, в негуманистич. содержании его Ф. Но в действитель­ности проблема человека — это коренная проблема прежде всего марксистской Ф. Именно марксизм впер­вые в истории мысли дал подлинно науч. решение воп­роса о сущности человека, его социальной природе и указал реальные пути к его истинной свободе. Рассма­тривая человека как величайшую из всех существую­щих ценностей, как средоточие смысла истории и то, ради чего созидается коммунистнч. общество, марксист­ская Ф. осуществляет синтетический, целостный под­ход к человеку, толкует его в единстве чувственно-практической, производств., революционно-преобразу­ющей, а также духовной форм деятельности. Марксизм является учением «...о действительных людях и их историческом развитии» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 299). Смысл по­строения коммунизма заключается во всестороннем развитии «...человеческих сил, которое является само­целью...» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 387). Один из гл. принципов коммунизма, сформулированных Марксом,— свободное и всестороннее развитие лич­ности каждого как условие свободного развития всех.

Познание человеком мира, осознание им своего ме­ста в нем есть глубоко социальный процесс, разверты­вающийся на основе общественно-историч. практики — одного из важнейших объектов филос. познания. Марк­сизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв онтологии и гносеологии, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве: «... два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, по­скольку человеческая голова может применять пх соз­нательно, между тем как в природе,— а до сих пор большей частью в человеческой истории — они прола-гают себе дорогу бессознательно... Таким образом, диа­лектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действитель­ного мира» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 302). Благодаря этому единству теория познания диалек­тич. материализма онтологически обоснована, а прин­ципы бытия трактуются в свете их отношения к мыш­лению, к субъекту. Марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешенного от мира, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одно­временно анализ самой действительности, составляю­щей это содержание, а также всей практич. деятель­ности человека и человечества.

Из тезиса о единстве онтологии и гносеологии следу­ет, что марксистско-ленинская Ф. является теорией познания не в узком смысле, как старая гносеология, как теория закономерностей развития только самого процесса познания вне его содержания, а в самом широком смысле — как обобщенный итог всей исто­рии познания мира и практич. деятельности человека.


Поэтому в числе областей знания, из обобщения резу­льтатов к-рых должна сложиться диалектика, Ленин называет историю Ф., историю всех отд. наук, историю умств. развития ребенка, историю умств. развития жи­вотных, историю языка, психологию, физиологию органов чувств (а теперь можно было бы сказать — физиологию высшей нервной деятельности), т. е. всю историю познания. Диалектика является и теорией познания и логикой марксизма. Однако в пределах единства между диалектикой, логикой и теорией поз­нания есть опред. различие, обусловленное тем, что обобщение процесса познания может осуществляться с разных сторон и с разными задачами: для выявления объективного содержания знания, создания теории развития объективного мира; для выяснения специфич. закономерностей протекания самого процесса поз­нания; наконец, для раскрытия логпч. форм и кате­горий, в к-рых осуществляется процесс познания. Объективно процесс познания, как отметил Ленин, содержит три стороны, три члена: мир, познание (мозг человека) и форму отражения природы в познании. В этом смысле правомерно существование спец. облас­тей дналектич. материализма: теории развития объек­тивного мира, теории познания и логики. Но надо учи­тывать, что различия между отд. частями диалектич. материализма носят относит, характер в рамках существенно-общего единства. Законы и категории диа­лектики имеют объективное содержание и одновре­менно являются ступенью в дальнейшем познании бы­тия и мышления. Распространение диалектич. мате­риализма на объяснение и познание явлений обществ, жизни дает псторпч. материализм — общая теория марк­систской социологии, без к-рой невозможно последо­вательно науч. понимание, по существу, ни одной про­блемы диалектич. материализма: категории и законы диалектики, проблема материи и сознания, теория познания и логика — все это может быть понято на основе науч. объяснения обществ, явлений, истории человеч. общества. Только на базе историч. материа­лизма марксизм преодолел присущий старому мате­риализму созерцат. подход к действительности и ее познанию.

Дифференциация Ф. марксизма на отмеченные раз­делы имеет своим объективным основанием качест­венно различные формы проявления единых законов диалектики в различных областях реального мира: природы, общества и мышления. Это определяет ха­рактер внутр. членения проблематики марксистской Ф. Направленность филос. мышления к общему всегда предполагает качеств, определенность этого общего, к-рое выступает как природное, социальное, человечес­кое, эстетическое, нравственное, логическое, гносеоло­гическое и т. д. Однако в филос. анализе каждая из этих особых сфер раскрывается со стороны ее общих характеристик. Именно поэтому Ф. интересует пос­тижение сущности закона вообще, причинности во­обще, эстетического вообще, истины вообще и т. д.

Законы истории проявляются, как известно, через совокупную сознат. деятельность людей. Исследо­вание особых, лишь обществу присущих диалектич. законов составляет весьма важный раздел предмета марксистской Ф., к-рая складывалась и развивается прежде всего как обоснование коммунистнч. преобра­зования обществ, отношений. Создание материалистич. понимания истории, филос. разработка учения о че­ловеке, о роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, о предметной человеч. деятель­ности, об обществ, практике, о единстве духовного н материального произ-ва, объективного и субъек­тивного — таковы важнейшие моменты марксистского филос. учения об обществе, о чело-веке.

Вопрос о предмете Ф. в последние годы дискутиру­ется среди философов-марксистов. При этом нек-рые




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: