Тест по оценке хозяйственного профиля
Поставьте любой знак (*. +) против строк с вариантами ответов, обозначенных а), б), и т.д. под каждым номером, которые в наибольшей степени соответствуют поведению/деятельности вашей компании и ваших конкурентов. Последующие варианты ответов могут включать предыдущие.
Показатели/переменные анализа
| Баллы ответов
| Конкуренты
| Ваша фирма
|
|
| А
| Б
| ..
|
|
|
|
|
|
|
|
РЫНОК
|
1. Размеры (доля) и степень охвата рынка
| | | | | |
· какова доля рынка у вашей фирмы и ваших конкурентов
|
|
|
|
|
|
а) самая маленькая (стабильная или уменьшающаяся)
|
|
|
|
|
|
б) самая большая (стабильная или уменьшающаяся)
|
|
|
|
|
|
в) примерно одинаковые и стабильные
|
|
|
|
|
|
· на каких сегментах рынка оперируете вы и конкуренты?
|
|
|
|
|
|
а) на одних и тех же
|
|
|
|
|
|
б) на различных сегментах
|
|
|
|
|
|
· в каких регионах оперируете вы и ваши конкуренты?
|
|
|
|
|
|
а) в одном и том же регионе
|
|
|
|
|
|
б) в нескольких совпадающих регионах
|
|
|
|
|
|
в) в масштабах страны (во всех регионах)
|
|
|
|
|
|
г) на внутреннем и внешнем рынках
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
2. Особенности внедрения на рынок
| | | | | |
· как вы и конкуренты обычно внедряетесь на новый рынок? какой рыночной стратегии при этом следуете?
|
|
|
|
|
|
а) стремитесь привлечь к себе внимание всех потребителей на рынке
|
|
|
|
|
|
б) стремитесь стать лидерами отрасли
|
|
|
|
|
|
в) нацелены на получение максимально широкого круга постоянных клиентов
|
|
|
|
|
|
· какой стратегии сбыта вы и конкуренты следуете?
|
|
|
|
|
|
а) опережение по части нововведений
|
|
|
|
|
|
б) предложение более низкой цены
|
|
|
|
|
|
в) предложение более широкого ассортимента и качества изделий и услуг?
|
|
|
|
|
|
3. Степень проникновения/втягивания на уже сформировавшийся и поделенный рынок
|
|
|
|
|
|
· как расставлены ваши приоритеты и конкурентов на рынке данного региона?
|
|
|
|
|
|
а) стремление удержать рынок
|
|
|
|
|
|
б) стремление диверсифицировать свою деятельность
|
|
|
|
|
|
в) попытка переориентироваться на новые рынки
|
|
|
|
|
|
· каковы размеры ресурсов, выделяемых для работы на таком рынке (величина затрат на рекламу, комиссионные и выплаты посредникам и сбытовому персоналу?
|
|
|
|
|
|
а) растущие
|
|
|
|
|
|
б) стабильные
|
|
|
|
|
|
в) снижающиеся
|
|
|
|
|
|
4. Гибкость рыночной стратегии и реакции на спрос
| | | | | |
· насколько быстро вы и конкуренты приспосабливаетесь к различным ситуациям, возникающим на рынке?
|
|
|
|
|
|
а) оставляете рынок при падении спроса
|
|
|
|
|
|
б) концентрируете усилия на наиболее важных/рентабельных видах изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) повышаете цены при росте спроса
|
|
|
|
|
|
г) снижаете издержки при стабилизации спроса
|
|
|
|
|
|
5. Рыночная диверсификация
|
|
|
|
|
|
· как вы и конкуренты реагируете на возникновение возможности диверсифицировать свою хозяйственную деятельность?
|
|
|
|
|
|
а) осваиваете новый бизнес, если он связан с основным профилем компании
|
|
|
|
|
|
б) осваиваете смежные технологические процессы
|
|
|
|
|
|
в) осваиваете принципиально новые виды бизнеса
|
|
|
|
|
|
ПРОДУКТ
|
1. Освоение новых видов изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
· насколько эффективно вы и конкуренты действуете при осуществлении контроля за нуждами и запросами потребителей, отслеживаете их изменения?
|
|
|
|
|
|
а) отслеживаете текущие нужды и запросы, стремитесь им соответствовать
|
|
|
|
|
|
б) стремитесь закрепить положительный имидж своей продукции и фирмы на рынке
|
|
|
|
|
|
в) стремитесь прогнозировать будущие нужды и запросы, оценивая восприятия и стимулы поведения потребителей на рынке
|
|
|
|
|
|
· как вы и конкуренты действуете при заполнении ниш рынка?
|
|
|
|
|
|
а) запускаете один вид продукции
|
|
|
|
|
|
б) запускаете несколько видов
|
|
|
|
|
|
в) модифицируете все виды изделий и услуг, предлагаемых для данной ниши
|
|
|
|
|
|
2. Жизненный цикл продукта
| | | | | |
· насколько вы и конкуренты действуете для продления жизненного цикла товаров и услуг?
|
|
|
|
|
|
а) модифицируете изделия и услуги путем улучшения их технических и функциональных параметров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) модифицируете те изделия и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей
|
|
|
|
|
|
в) модифицируете те технические и функциональные параметры в том направлении, которое в наибольшей степени соответствует будущим нуждам и запросам потребителей
|
|
|
|
|
|
· какой вариант делового поведения чаще всего встречается у вас и конкурентов?
|
|
|
|
|
|
а) содействие более частому использованию потребителями уже предлагаемых изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
б) поиск новых потребителей (расширение емкости сегмента)
|
|
|
|
|
|
в) поиск новых сфер применения (освоение новых сегментов)
|
|
|
|
|
|
г) поиск новых сфер при одновременной модернизации/модификации всего ассортимента изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
3. Степень конкуренции и сравнительные преимущества в конкурентной борьбе изделий и услуг
| | | | | |
· за счет чего вы и конкуренты пытаетесь увеличить/удержать свою долю рынка?
|
|
|
|
|
|
а) конкуренции торговых марок производителей/ поставщиков продуктов
|
|
|
|
|
|
б) конкуренции торговых марок сбытовых посредников (дилеров, оптовых фирм, операторов)
|
|
|
|
|
|
в) продвижения на рынке дополнительных услуг, не имеющих близких аналогов
|
|
|
|
|
|
4. Ассортимент продукции/услуг
| | | | | |
· насколько широк ассортимент? Какова глубина технологической обработки? Какова возможность самостоятельного расширения ассортимента изделий и услуг?
|
|
|
|
|
|
Предоставляете ли вы и конкуренты:
|
|
|
|
|
|
а) несколько видов новых/ дополнительных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) максимально широкий спектр услуг
|
|
|
|
|
|
в) систему технологий в сочетании с полным ассортиментом услуг
|
|
|
|
|
|
5. Технологический уровень производства и обслуживания
| | | | | |
· какова степень гибкости производственных систем у вас и конкурентов?:
|
|
|
|
|
|
Предпочитаете ли вы и конкуренты выпуск/представление
|
|
|
|
|
|
а) стандартизованных/ массовых изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
б) модифицированные (по запросам потребителей) стандартизованные виды изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
в) специализированные изделия, услуги и технологические системы с их использованием
|
|
|
|
|
|
6. Новые изделия, услуги и технологии
| | | | | |
· как ведете себя вы и конкуренты в отношении новых видов продуктов?
|
|
|
|
|
|
а) стремитесь разрабатывать принципиально новые виды изделий и услуг на базе новейших знаний и технологий
|
|
|
|
|
|
б) ищете пути модификации уже применяемых технологий, изделий и услуг
|
|
|
|
|
|
в) пытаетесь освоить смежные технологии для расширения ассортимента изделий и услуг
|
|
|
|
| |
г) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов путем их модернизации
|
|
|
|
|
|
д) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов за счет освоения принципиально новых изделий и услуг, дополняющих существующие, расширяющие ассортимент
|
|
|
|
|
|
7. Реорганизация производства и изменения ассортимента
| | | | | |
|
|
|
|
|
| |
· насколько гибкими являетесь вы и конкуренты в области контроля за производственными мощностями/процессами? Какому варианту при этом отдаете предпочтение?
|
|
|
|
|
| |
а) стремитесь сократить производственные мощности или уменьшить уровень загрузки производственных процессов, если спрос на выпускаемые изделия начал падать
|
|
|
|
|
| |
б) стремитесь ликвидировать такие мощности и процессы
|
|
|
|
|
| |
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
| |
1. Цены на новые продукты
| | | | | | |
· какой ценовой политике следуете вы и конкуренты при установлении цен на новые продукты?
|
|
|
|
|
| |
а) завышаете цены с тем, чтобы «снять сливки» на рынке
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
б) устанавливаете более низкие цены, чтобы быстрее продвигать продукты на рынке, увеличивать долю рынка
|
|
|
|
|
|
в) стремитесь следовать за лидером отрасли и придерживаться примерно средних цен в сочетании с другими мерами по продвижению продуктов на рынке
|
|
|
|
|
|
2. Цены на уже существующие продукты
| | | | | |
· какой ценовой политики придерживаетесь вы и конкуренты при продвижении на рынке уже освоенных изделий/услуг/ технологий?
|
|
|
|
|
|
а) постепенно снижаете цены
|
|
|
|
|
|
б) сегментируете цены, их дифференцируете по группам потребителей и регионам
|
|
|
|
|
|
в) вводите гибкую систему цен или преимущественные цены (учитывающие цены конкурентов)
|
|
|
|
|
|
Продвижение продуктов на рынке
| |
1. Реклама
| | | | | |
· какой стратегии рекламы вы и конкуренты отдаете предпочтение?
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) стимулированию продаж отдельным потребителям
|
|
|
|
|
| |
б) информированию целевой аудитории/сегмента о своих изделиях и услугах, их особенностях
|
|
|
|
|
| |
в) демонстрации возможностей конечного использования продуктов для максимально широкой клиентуры
|
|
|
|
|
| |
2. Стратегия сбыта
|
|
|
|
|
| |
· какой сбытовой стратегии следуете вы и конкуренты?
|
|
|
|
|
| |
а) стремитесь увеличивать размеры и численность персонала собственных сбытовых подразделений в центральном офисе компании
|
|
|
|
|
| |
б) стремитесь создать как можно больше представительств по регионам
|
|
|
|
|
| |
в) используете дифференцированную и гибкую систему комиссионных и премиальных для сбытового персонала в центре и на местах
|
|
|
|
|
| |
г) стремитесь на постоянной основе вести обучение и переподготовку сбытового персонала в центре и по регионам
|
|
|
|
|
| |
д) стремитесь повысить уровень технической оснащенности сбытовых служб
|
|
|
|
|
| |
3. Содействие сбытовым посредникам и взаимодействие с ними
| | | | | | |
· на что направлены основные усилия ваши и конкурентов в работе с дилерами?
|
|
|
|
|
| |
а) на поощрение максимального числа заказов
|
|
|
|
|
| |
б) на поощрение более тесной технологической и производственной кооперации с дилерами
|
|
|
|
|
| |
в) на поощрение координации действий в области рекламной и сбытовой деятельности
|
|
|
|
|
| |
г) на совместную работу над повышением имиджа фирмы
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Продолжение приложения 5
|
|
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
|
1. Структура каналов сбыта
| | | | | |
· какой вариант построения сбытовой сети предпочитаете вы и конкуренты?
|
|
|
|
|
|
а) через посредников
|
|
|
|
|
|
б) путем развития собственной сбытовой сети
|
|
|
|
|
|
2. Методы сбыта
| | | | | |
· что используете вы и конкуренты в качестве основного метода сбыта?
|
|
|
|
|
|
а) исключительное распределение (сбыт ограниченному числу клиентов и посредников)
|
|
|
|
|
|
б) экстенсивное распределение (поставка всем, кто готов купить данный продукт)
|
|
|
|
|
|
в) выборочное распределение (ориентация на сегменты рынка с учетом их потенциала роста)
|
|
|
|
|
|
3. Направления развития сбытовой сети
| | | | | |
· какие варианты используете вы и конкуренты?
|
|
|
|
|
|
а) существующие каналы сбыта и распространение их на новые регионы
|
|
|
|
|
|
б) создание новых каналов сбыта / привлечения новых посредников / создание новых собственных сбытовых структур
|
|
|
|
|
|
в) интеграцию новых и старых / существующих каналов сбыта
|
|
|
|
|
|
· какие каналы сбыта вы и конкуренты предпочитаете использовать?
|
|
|
|
|
|
а) взаимоисключающие друг друга (стремитесь избегать дублирования)
|
|
|
|
|
|
б) взаимодополняющие друг друга (допускается возможность дублирования)
|
|
|
|
|
|
4. Контроль за каналами сбыта
| | | | | |
· каким образом вы и конкуренты осуществляете контроль?
|
|
|
|
|
|
а) начинаете выполнять / брать на себя функции оптовиков
|
|
|
|
|
|
б) стремитесь выполнять функции розничных торговцев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) создаете системы франчайзов / промышленных представительств / СП
|
|
|
|
|
|
г) комбинируете различные варианты с целью снижения расходов по сбыту при повышении его эффективности
|
|
|
|
|
|
ИТОГО БАЛЛОВ
|
|
|
|
|
|
Примечания: 1. Если сумма баллов вашего предприятия составляет 30 и менее, вы являетесь одним из наименее конкурентоспособных предприятий в отрасли; 2. Если сумма баллов составляет от 31 до 40, вы являетесь средним предприятием по уровню конкурентоспособности; 3. Если сумма баллов составляет от 41 до 50 баллов, вы являетесь одним из лидеров отрасли, но скорее всего теряющим в перспективе свои позиции; 4. Если сумма баллов превышает 50, вы можете смотреть в будущее с оптимизмом.
___________________
Источник: Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 378 - 386.
Продолжение приложения 5