Конкурентов (на основе SWOT- анализа)

Тест по оценке хозяйственного профиля

Поставьте любой знак (*. +) против строк с вариантами ответов, обозначенных а), б), и т.д. под каждым номером, которые в наибольшей степени соответствуют поведению/деятельности вашей компании и ваших конкурентов. Последующие варианты ответов могут включать предыдущие.

Показатели/переменные анализа Баллы ответов Конкуренты Ваша фирма
    А Б ..  
           
РЫНОК
1. Размеры (доля) и степень охвата рынка          
· какова доля рынка у вашей фирмы и ваших конкурентов          
а) самая маленькая (стабильная или уменьшающаяся)          
б) самая большая (стабильная или уменьшающаяся)          
в) примерно одинаковые и стабильные          
· на каких сегментах рынка оперируете вы и конкуренты?          
а) на одних и тех же          
б) на различных сегментах          
· в каких регионах оперируете вы и ваши конкуренты?          
а) в одном и том же регионе          
б) в нескольких совпадающих регионах          
в) в масштабах страны (во всех регионах)          
г) на внутреннем и внешнем рынках          
               
           
2. Особенности внедрения на рынок          
· как вы и конкуренты обычно внедряетесь на новый рынок? какой рыночной стратегии при этом следуете?          
а) стремитесь привлечь к себе внимание всех потребителей на рынке          
б) стремитесь стать лидерами отрасли          
в) нацелены на получение максимально широкого круга постоянных клиентов          
· какой стратегии сбыта вы и конкуренты следуете?          
а) опережение по части нововведений          
б) предложение более низкой цены          
в) предложение более широкого ассортимента и качества изделий и услуг?          
3. Степень проникновения/втягивания на уже сформировавшийся и поделенный рынок          
· как расставлены ваши приоритеты и конкурентов на рынке данного региона?          
а) стремление удержать рынок          
б) стремление диверсифицировать свою деятельность          
в) попытка переориентироваться на новые рынки          
· каковы размеры ресурсов, выделяемых для работы на таком рынке (величина затрат на рекламу, комиссионные и выплаты посредникам и сбытовому персоналу?          
а) растущие          
б) стабильные          
в) снижающиеся          
4. Гибкость рыночной стратегии и реакции на спрос          
· насколько быстро вы и конкуренты приспосабливаетесь к различным ситуациям, возникающим на рынке?          
а) оставляете рынок при падении спроса          
б) концентрируете усилия на наиболее важных/рентабельных видах изделий и услуг          
           
в) повышаете цены при росте спроса          
г) снижаете издержки при стабилизации спроса          
5. Рыночная диверсификация          
· как вы и конкуренты реагируете на возникновение возможности диверсифицировать свою хозяйственную деятельность?          
а) осваиваете новый бизнес, если он связан с основным профилем компании          
б) осваиваете смежные технологические процессы          
в) осваиваете принципиально новые виды бизнеса          
ПРОДУКТ
1. Освоение новых видов изделий и услуг          
· насколько эффективно вы и конкуренты действуете при осуществлении контроля за нуждами и запросами потребителей, отслеживаете их изменения?          
а) отслеживаете текущие нужды и запросы, стремитесь им соответствовать          
б) стремитесь закрепить положительный имидж своей продукции и фирмы на рынке          
в) стремитесь прогнозировать будущие нужды и запросы, оценивая восприятия и стимулы поведения потребителей на рынке          
· как вы и конкуренты действуете при заполнении ниш рынка?          
а) запускаете один вид продукции          
б) запускаете несколько видов          
в) модифицируете все виды изделий и услуг, предлагаемых для данной ниши          
2. Жизненный цикл продукта          
· насколько вы и конкуренты действуете для продления жизненного цикла товаров и услуг?          
а) модифицируете изделия и услуги путем улучшения их технических и функциональных параметров          
           
б) модифицируете те изделия и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей          
в) модифицируете те технические и функциональные параметры в том направлении, которое в наибольшей степени соответствует будущим нуждам и запросам потребителей          
· какой вариант делового поведения чаще всего встречается у вас и конкурентов?          
а) содействие более частому использованию потребителями уже предлагаемых изделий и услуг          
б) поиск новых потребителей (расширение емкости сегмента)          
в) поиск новых сфер применения (освоение новых сегментов)          
г) поиск новых сфер при одновременной модернизации/модификации всего ассортимента изделий и услуг          
3. Степень конкуренции и сравнительные преимущества в конкурентной борьбе изделий и услуг          
· за счет чего вы и конкуренты пытаетесь увеличить/удержать свою долю рынка?          
а) конкуренции торговых марок производителей/ поставщиков продуктов          
б) конкуренции торговых марок сбытовых посредников (дилеров, оптовых фирм, операторов)          
в) продвижения на рынке дополнительных услуг, не имеющих близких аналогов          
4. Ассортимент продукции/услуг          
· насколько широк ассортимент? Какова глубина технологической обработки? Какова возможность самостоятельного расширения ассортимента изделий и услуг?          
Предоставляете ли вы и конкуренты:          
а) несколько видов новых/ дополнительных услуг          
           
б) максимально широкий спектр услуг          
в) систему технологий в сочетании с полным ассортиментом услуг          
5. Технологический уровень производства и обслуживания          
· какова степень гибкости производственных систем у вас и конкурентов?:          
Предпочитаете ли вы и конкуренты выпуск/представление          
а) стандартизованных/ массовых изделий и услуг          
б) модифицированные (по запросам потребителей) стандартизованные виды изделий и услуг          
в) специализированные изделия, услуги и технологические системы с их использованием          
6. Новые изделия, услуги и технологии          
· как ведете себя вы и конкуренты в отношении новых видов продуктов?          
а) стремитесь разрабатывать принципиально новые виды изделий и услуг на базе новейших знаний и технологий          
б) ищете пути модификации уже применяемых технологий, изделий и услуг          
в) пытаетесь освоить смежные технологии для расширения ассортимента изделий и услуг          
г) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов путем их модернизации          
д) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов за счет освоения принципиально новых изделий и услуг, дополняющих существующие, расширяющие ассортимент          
7. Реорганизация производства и изменения ассортимента          
             
· насколько гибкими являетесь вы и конкуренты в области контроля за производственными мощностями/процессами? Какому варианту при этом отдаете предпочтение?            
а) стремитесь сократить производственные мощности или уменьшить уровень загрузки производственных процессов, если спрос на выпускаемые изделия начал падать            
б) стремитесь ликвидировать такие мощности и процессы            
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА  
1. Цены на новые продукты            
· какой ценовой политике следуете вы и конкуренты при установлении цен на новые продукты?            
а) завышаете цены с тем, чтобы «снять сливки» на рынке            
           
б) устанавливаете более низкие цены, чтобы быстрее продвигать продукты на рынке, увеличивать долю рынка          
в) стремитесь следовать за лидером отрасли и придерживаться примерно средних цен в сочетании с другими мерами по продвижению продуктов на рынке          
2. Цены на уже существующие продукты          
· какой ценовой политики придерживаетесь вы и конкуренты при продвижении на рынке уже освоенных изделий/услуг/ технологий?          
а) постепенно снижаете цены          
б) сегментируете цены, их дифференцируете по группам потребителей и регионам          
в) вводите гибкую систему цен или преимущественные цены (учитывающие цены конкурентов)          
Продвижение продуктов на рынке  
1. Реклама          
· какой стратегии рекламы вы и конкуренты отдаете предпочтение?            
             
а) стимулированию продаж отдельным потребителям            
б) информированию целевой аудитории/сегмента о своих изделиях и услугах, их особенностях            
в) демонстрации возможностей конечного использования продуктов для максимально широкой клиентуры            
2. Стратегия сбыта            
· какой сбытовой стратегии следуете вы и конкуренты?            
а) стремитесь увеличивать размеры и численность персонала собственных сбытовых подразделений в центральном офисе компании            
б) стремитесь создать как можно больше представительств по регионам            
в) используете дифференцированную и гибкую систему комиссионных и премиальных для сбытового персонала в центре и на местах            
г) стремитесь на постоянной основе вести обучение и переподготовку сбытового персонала в центре и по регионам            
д) стремитесь повысить уровень технической оснащенности сбытовых служб            
3. Содействие сбытовым посредникам и взаимодействие с ними            
· на что направлены основные усилия ваши и конкурентов в работе с дилерами?            
а) на поощрение максимального числа заказов            
б) на поощрение более тесной технологической и производственной кооперации с дилерами            
в) на поощрение координации действий в области рекламной и сбытовой деятельности            
г) на совместную работу над повышением имиджа фирмы            
                                                   

Продолжение приложения 5

           
ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
1. Структура каналов сбыта          
· какой вариант построения сбытовой сети предпочитаете вы и конкуренты?          
а) через посредников          
б) путем развития собственной сбытовой сети          
2. Методы сбыта          
· что используете вы и конкуренты в качестве основного метода сбыта?          
а) исключительное распределение (сбыт ограниченному числу клиентов и посредников)          
б) экстенсивное распределение (поставка всем, кто готов купить данный продукт)          
в) выборочное распределение (ориентация на сегменты рынка с учетом их потенциала роста)          
3. Направления развития сбытовой сети          
· какие варианты используете вы и конкуренты?          
а) существующие каналы сбыта и распространение их на новые регионы          
б) создание новых каналов сбыта / привлечения новых посредников / создание новых собственных сбытовых структур          
в) интеграцию новых и старых / существующих каналов сбыта          
· какие каналы сбыта вы и конкуренты предпочитаете использовать?          
а) взаимоисключающие друг друга (стремитесь избегать дублирования)          
б) взаимодополняющие друг друга (допускается возможность дублирования)          
4. Контроль за каналами сбыта          
· каким образом вы и конкуренты осуществляете контроль?          
а) начинаете выполнять / брать на себя функции оптовиков          
б) стремитесь выполнять функции розничных торговцев          
           
в) создаете системы франчайзов / промышленных представительств / СП          
г) комбинируете различные варианты с целью снижения расходов по сбыту при повышении его эффективности          
ИТОГО БАЛЛОВ          

Примечания: 1. Если сумма баллов вашего предприятия составляет 30 и менее, вы являетесь одним из наименее конкурентоспособных предприятий в отрасли; 2. Если сумма баллов составляет от 31 до 40, вы являетесь средним предприятием по уровню конкурентоспособности; 3. Если сумма баллов составляет от 41 до 50 баллов, вы являетесь одним из лидеров отрасли, но скорее всего теряющим в перспективе свои позиции; 4. Если сумма баллов превышает 50, вы можете смотреть в будущее с оптимизмом.

___________________

Источник: Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 378 - 386.


Продолжение приложения 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: