Коммуникатор в PR-воздействии и шире, во всем процессе массовой коммуникации, — это некий орган или инстанция, организующий и контролирующий массовую коммуникацию. Однако организация и контроль — не единственные его функции.
Это скорее функции «вещателя» или «издателя», редакции электронного или печатного средства массовой информации. Понятие «коммуникатор» ближе к понятию «источника», из которого исходит сообщение. Источник — это тот, кто определяет коммуникационную политику, собирает необходимую информацию, обрабатывает ее, определяет содержание и окончательный вид, «подписывает» ее и «выпускает в свет». Таким образом, он выполняет шесть основных функций:
1) определение коммуникационной политики и контроль над ее осуществлением;
2) сбор информации;
3) обработка информации;
4) создание «сообщения», определение его окончательного содержания;
5) принятие ответственности за «сообщение» («сообщение» идет от имени источника в широчайших вариантах: от «Я считаю...» до «ТАСС уполномочен заявить...». Фактически источник «подписывает» выпускаемое в тираж «сообщение»;
6) выпуск «в свет» (в тираж, в эфир) данного «сообщения».
По сути, первые четыре из этих шести функций являются основными задачами субъекта PR-воздействия. Действительно, именно такой субъект определяет PR-политику и контролирует ее осуществление; собирает необходимую информацию; соответствующим образом обрабатывает ее; создает PR-«послания» («сообщения», «месседжи») и определяет их окончательное содержание.
Принципиальное различие между коммуникатором — субъектом PR-воздействия и обычным «источником» (средством массовой информации) заключается в двух моментах. Пятая функция (принятие ответственности) обычно чужда PR-воздействию. Как правило, субъект PR-воздействия маскируется под уже существующие, известные и авторитетные источники. Он не любит принимать на себя ответственность и, во всяком случае, публично ее декларировать.
Шестая функция (выпуск «в свет», тиражирование) также относится к задачам традиционных источников массовой коммуникации (редакций газет, радио, телевидения). Именно потому, что PR-воздействие использует уже существующие каналы, оно не имеет своих собственных «средств» и не занимается непосредственно тиражированием и мультипликацией создаваемых «сообщений».
В качестве особой интегративно-обобщенной функции коммуникатора с легкой руки К. Левина иногда выделяют «функцию привратника», принимающего решения при отборе и подаче информации. Как мы увидим дальше, эта функция наиболее близка к основной задаче современного оперативного политического PR.
Коммуникатором могут быть правительство страны или специально уполномоченные им органы, политические партии, общественные организации, информационные агентства, редакции газет, издательские дома, медиа-холдинги, ведущие отдельных радио- или телевизионных программ и т. д. Формат коммуникатора вариативен. Дело не в формате, а в функциях. Каким бы ни был формат, он подразумевает уровни, на которых определяется коммуникационная политика и формулируются соответствующие директивы, а также уровни практической подготовки и осуществления коммуникационной деятельности.
От источника зависят эффективность коммуникации и ее основная цель. Цель может быть двоякой. С одной стороны, это содействие формированию «естественной» массы (удовлетворение информационных, эмоциональных и прочих запросов потребностей людей). С другой стороны, формирование «искусственных» и «технических» масс в своих социально-политических целях. В любом случае это будет воздействие — относительно «естественное» или, напротив, совершенно искусственное». «Естественное» PR-воздействие будет базироваться на том, что принято переводить как «связи с общественностью». «Искусственное» опирается прежде всего на манипулирование. Хотя понятно, что границы здесь весьма расплывчаты и во многом условны.