Практические задания. 1. Найдите вводные и вставные конструкции, укажите, чем они отличаются

1. Найдите вводные и вставные конструкции, укажите, чем они отличаются. Охарактеризуйте их структуру и значение.

1) Может быть, я вижу первого такого человека, как он. 2) По-моему, он ловок, знающ, находчив и работящ. 3) На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски. 4) О вашем поведении я сообщу в штаб армии, и, смею вас уверить, результаты не замедлятся сказаться. 5) Михаил Захарыч (это был он) кашлянул и несмело вошел в кабинет. 6) Она стала прощаться, и он – оставаться тут ему было уже незачем – поднялся, говоря, что ему пора домой. 7) Как всегда, Егор Матвеевич взялся энергично за дело. 8) Крупные красивые птицы (их было тринадцать) летели треугольником. 9) Петр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тетку) и стал молча пить чай.

2. Сгруппируйте вводные конструкции по значению: а) оценивающие степень достоверности высказываемого; б) выражающие эмоциональную оценку; в) указывающие на источник сообщения; г) указывающие на способ оформления мысли; д) оценивающие степень обычности сообщаемого; е) контактоустанавливающие; ж) выражающие отношения между частями высказывания.

1) Вот знаете, странно, у меня такая простая фамилия, а никто ее не запоминает. 2) К великой нашей радости, погода улучшилась. 3)В самом деле, ничего нового мы не узнали. 4) По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 5) Прежде всего, давайте выясним причину конфликта. 6) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. 7) Во-первых, не следует торопиться с ответом; во-вторых, следует серьезно продумать все возможные варианты. 8) Все мы, как говорится, трудились в поте лица. 9) А вы, прошу прощения, кто такие? 10) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться.

3. Найдите предложения с обращениями, укажите способы их выражения, объясните знаки препинания. Какие конструкции, сходные с обращением по форме, встретились в предложениях? Охарактеризуйте их. Выполните полный синтаксический анализ подчеркнутого предложения.

1) О сад мой! После темной ненастной ночи и холодной зимы опять ты молод, полон счастья. 2) Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову. 3) Труд! Все сейчас было полно им вокруг. 4) Ах жители мои милые! На дворе-то, на дворе-то! Холод, слякоть… 5) Эй, с черным зонтиком, далеко ли до станции? 6) Но не хочу, о други, умирать. 7) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. 8) Февраль! Достать чернил и плакать!

Практическое занятие № 10

Тема: Сложное предложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: