Практические задания. 1. Определите синтаксические отношения между предикативными частями в составе СП (соединительные, противительные

1. Определите синтаксические отношения между предикативными частями в составе СП (соединительные, противительные, разделительные, присоединительные).

1) Всюду в балках бежала вода, и желтые цветы мать-и-мачехи уже раскрывались на солнцепеке. 2) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг туманом, залепляя глаза, повалит водянистый снег. 3) Карадаг был суров и темен, а море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба. 4) Газеты ничего не подсказывали, да и мало было их. 5) Люди переходили затопленные места без особых затруднений, лошадям же опять досталось. 6) Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него. 7) В комнате тускло горит одна сальная свеча, и то это допускалось только в осенние и зимние вечера. 8) Ненавистный и милый плакал чей-то голос: то ли тьма ворковала весенними устами, то ли снежная вьюга, крутясь, заливалась. 9) Судя по времени, вьючный обоз должен был давно уже обогнать нас, а между тем сзади, в тайге, ничего не было слышно. 10) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

2. Определите значение ССП с соединительными союзами (одновременность, последовательность, результат действия, отождествление, распространение). Укажите средства выражения значения ССП. Расставьте знаки препинания.

1) В это время в кабинете неумолчно работали телефоны и помощник Ивана Федоровича попеременно хватал то одну то другую трубку и просил перезвонить. 2) Отворишь дверь и вот она железная дорога. 3) Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце и это казалось мне хорошим предзнаменованием. 4) Ярко блеснула молния и вслед за этим прогрохотал гром. 5) У Пети подогнулись ноги и потемнело в глазах. 6) Становилось жарко и я поспешил домой.

3. Определите значения ССП с противительными союзами (сопоставительное, противительно-ограничительное, противительно-уступительное, противительно-возместительное, несоответствия).

1) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. 2) Олентьев хотел было уже перелезть валежник, но раненое животное предупредило его. 3) Улетела лебедь-птица, а царевич и царица, целый день проведши так, лечь решили натощак. 4) Корень учения горек, да плод его сладок. 5) Раньше молнии были только страшными, при таком же громе они представлялись зловещими. 6) К полудню ветер затих, но зато солнце принялось гнать снег. 7) Изредка в потухающем камине вспыхивает тлеющее полено и заливает лица цветом пожара, но это не портит общей цветовой гармонии. 8) Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день4.

4. Определите значения ССП с разделительными союзами (чередование, взаимоисключение).

1) То ли освещение было иное, то ли утратилась непосредственность восприятия. 2) Не то острый киль режет воду, не то вода мчится навстречу кораблю. 3) Из-за туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. 4) То себя он ненавидит, то собой он дорожит.

5. Расставьте знаки препинания, определите характер структуры предложения (открытый, закрытый). Чем определяется структура предложения (семантикой союзов, особенностями семантических отношений между частями, повторяемостью–неповторяемостью союза, наличием дополнительных лексических показателей и т.д.)?

1) Солнце всходило из моря но высокий берег еще заслонял его. 2) Ветер шевелил листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. 3) Яркая роскошь южной природы не трогала старика но зато многое восхищало Сергея бывшего здесь впервые. 4) На небе лежала мгла и сквозь нее чуть-чуть виднелись только крупные звезды. 5) Мне не хотелось домой да и незачем было идти туда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: