Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

Функциональная активность человека ха­рактеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, пере­движением тела в пространстве, и т.д. На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гра­витации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодоле­вать. Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности че­ловека — физический и умственный труд и их промежуточные соче­тания. Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климати­ческих, производственных, физических, информационных и тому по­добных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовле­чения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую сто­имость преимущественно физической нагрузки. Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действитель­ности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Результат умственного труда — науч­ные и духовные ценности или решения, которые посредством управ­ляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворе­ния общественных или личных потребностей. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий, в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике. Другой, не менее важной стороной личности является эмоциональ­но-волевая сфера, темперамент и характер. Систематические занятия физическими упражнения­ми, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают по­ложительное воздействие на психические функции, с детского возрас­та формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напря­женной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления сви­детельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленнос­ти. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно приме­нять средства и методы физической культуры (например, физкультур­ные паузы, активный отдых и т.п.). Рабочий день насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, которые накапливаются и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде — активный отдых в виде умеренного физического труда или за­нятий физическими упражнениями. Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные за­нятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежеднев­ная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе бла­гоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повыше­ние умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: