Пентады

Во втором томе Драматической Вселенной (Глава 35) я показал, как можно интерпретировать Гурджиевскую Таблицу Всей Жизни при помощи пяти-членной системы, или Пентады. Последовательность систем, описанная во Введении ко Второму Тому, предполагает наличие в мирах нашего опыта последовательности следующих свойств: универсальность (монада), комплиментарность (диада), относительность (триада), деятельность (тетрада) и потенциальность, или значение (пентада). Следовательно, пытаясь ответить на вопрос: "Каково значение человеческой жизни в общей картине мира?", мы должны опираться на пяти-членную систему. Значение любого существа, класса существ, ситуации, исторического события и вообще всего того, о чем мы могли бы спросить: "В чем состоит смысл и предназначение этого?" - включает в себя три различных аспекта. Первый аспект, который можно назвать внутренним, характеризует значение для себя. Второй аспект характеризуется потенциалом данной сущности на всех уровнях, с которыми она находится в непосредственном контакте. Мы можем назвать этот аспект значения непосредственным, подразумевая его связь с непосредственным контактом. Наконец, третий аспект определяется границами возможного участия данной сущности в мировом процессе. Мы будем называть его предельным.

РИС. 11А

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Поскольку значение, безусловно, связано с такими понятиями, как "занимаемое место", "уровень бытия", "возможности влияния на различные процессы", и у непосредственного, и у предельного значения есть верхние и нижние границы. Таким образом, мы получаем пять элементов пентады.

В качестве примера мы можем рассмотреть ситуацию человека, центральное место в жизни которого занимает чувствительная энергия (Е5). Поскольку чувствительность является высшей жизненной энергией, можно сказать, что такой человек наслаждается полнотой жизни. Это наслаждение, как раз, и является внутренним значением его существования. Сфера его деятельности простирается от автоматизма до сознательности. В его распоряжении находятся все психические функции автоматического уровня (Е6), и, кроме того, он способен достигать состояния самосознания (Е4), что и будет высшим уровнем его функционирования. Тем не менее, такого человека нельзя назвать самодостаточным, поскольку он не может контролировать собственную сознательность, и может использовать свои возможности только в естественной среде своей земной жизни, к которой относится и человеческое общество. Юнг бы, вероятно, сказал, что этот человек способен найти смысл своей жизни только в Коллективной Бессознательности, которая и служит источником творчества на его собственном уровне. Высшим пределом его значения является Е3, олицетворяющая весь потенциал человеческой природы. Низший предел его значения связан с его участием в универсальном жизненном процессе, то есть, с жизненной энергией Е7.

Все это может быть представлено в виде диаграммы, как пентада, на рисунке I из Драматической Вселенной (Глава 35), хотя я с тех пор несколько ее модифицировал. Внутреннее значение помещено слева, а предельное значение - справа, в то время как непосредственное значение занимает промежуточное положение.

Используя такой принцип для того, чтобы отобразить значение чувствительного, или "животного" человека, мы получаем Рисунок 11.

Вертикальные линии отображают интервалы внутреннего и внешнего значения "чувствительного" человека. Радиальные линии показывают связи между активностью его "ума" (Е5) и различными сферами, в которых он способен проявлять себя. Эта простая диаграмма несет в себе колоссальный смысл. Я рекомендую вам рассмотреть каждую из десяти линий, соединяющих каждую пару точек, и спросить себя, как можно было бы интерпретировать значение этих связей.

РИС. 11

ЗНАЧЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Для того чтобы помочь вам изучать диаграмму, скажу несколько слов по поводу связи между Творчеством (Е3) и Жизненностью (Е7). Жизнь является сферой непрекращающейся творческой активности, посредством которой Вселенная реализует свое предназначение. Жизненная энергия относится к наиболее низкому уровню, на котором мы еще обнаруживаем зачатки свободного выбора. Самое большее, на что способна жизненная энергия - это принимать или отвергать то, что предстает перед ней, но это уже колоссальный шаг вперед, по сравнению с предопределенностью работы конструктивной энергии, которая не может сойти с рельс изначально заложенных паттернов жизни. Творчество в рамках Тварного Мира (в отличие от Сотворения Тварного Мира) возможно только в условиях определенной свободы реагирования. В связи с этим, весь спектр творческой активности приходится на интервал Е7 - Е3. С другой стороны, апогеем жизни является сотворение самой жизни, что, по мнению Гурджиева, представляет собой независимое творчество в рамках творения. Источником этого творчества служит творческая сила солнца и звезд. Все это, и еще очень многое можно узнать, обстоятельно изучив вертикальную связь между Жизненностью и Творчеством на Рисунке 12. Столь же значимые выводы можно сделать и на основе остальных девяти связующих линий. Возможно, знакомым со схемой "Семи Градаций Человека" по Успенскому, будет понятнее, если я скажу, что "Чувствительный" человек включает в себя все четыре градации: Человек №1, №2, №3 и №4. Только Человек №4 чувствителен во всех своих центрах. В случае остальных, чувствительность присутствует только в одном из центров, а другие используют автоматическую энергию.

РИС. 12

ДЕСЯТЬ АСПЕКТОВ ЗНАЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: