Главный вопрос

На этой последней лекции я собираюсь вторгнуться в те сферы, в изучении которых, помимо аналогий, нам практически не на что опереться, и мы вынуждены вверить себя тому правилу, что каждая часть должна нести в себе определенный отпечаток целого, к которому она относится. Энергии, обнаруживаемые нами в своем опыте, а также способы их трансформации и использования, служат для нас опорными точками в мире высших энергий, которые мы не способны воспринимать непосредственно. В лучшем случае, по крайней мере, теоретически, мы можем достичь границ Естественного Мира; за его рамками находится таинственная область Источника и Начала всего существующего. Даже если бы эта тайна была открыта нам - а, наверное, она и открыта во всем Творении, здесь и повсеместно - мы не смогли бы постичь ее, поскольку мы естественные, ограниченные существа. Бесконечное и по-настоящему Сверхъестественное отделены от нас качественно, а не по своим масштабам или содержанию. Бесконечное и Сверхъестественное "здесь и сейчас", но это отнюдь не помогает нам обнаружить их.

Одно из преимуществ того подхода, который мы использовали в наших лекциях, заключается в том, что удалось связать все с одним определенным аспектом нашего опыта - со "способностью, или силой, позволяющей выполнять работу", то есть, с тем, что мы назвали "Энергией". С этой точки зрения, Энергия вездесуща, поскольку весь опыт связан с действием, и сам также представляет собой действие. В качестве крайней точки мы можем говорить о Высшей Энергии, которая обеспечивает процессы творения и поддержания существования во всей вселенной. Я назвал эту энергию Трансцендентной Энергией, но должен напомнить вам, что даже эта гипотетическая Энергия Первоисточника, все же, находится в пределах Творения. Мы не должны считать ее Богом, хотя это, возможно, и высший, и наиболее чистый инструмент Воли Божьей. Каждая энергия представляют собой силу, которая должна быть использована. Для этого, во-первых, требуется воля, или намеренье ее использовать, и, во-вторых, существо, в котором и через которого эта энергия могла бы действовать. Следовательно, изучая только энергии, мы не можем узнать все о Человеке, Творении и Боге. Мы не могли бы таким образом узнать, чем является тот или иной предмет, или существо, и какова конечная цель энергетических трансформаций. Тем не менее, изучая энергии, мы можем узнать, как осуществляется движение мира к этой цели, и это, безусловно, должно помочь нам в осмыслении Бытия и Воли.

Вполне оправданно можно утверждать, что вся вселенная с мириадами галактик представляет собой огромный аппарат для трансформации энергий. Солнечная система, включающая в себя и нашу землю, в сравнении с галактикой, аппарат очень маленький, но, по сравнению с отдельным человеком, его размеры колоссальны. В свою очередь, человек, по своим размерам, невероятно грандиознее отдельных атомов. Некоторые из наиболее удивительных открытий нынешнего века связаны именно с невообразимыми различиями в масштабах, с которыми мы сталкиваемся, переходя от одного уровня существования к другому. В то же время, трансформации энергии служат связующей нитью и ключом к пониманию всех этих разнородных сфер. Например, практически все, что нам известно о вселенной за пределами нашей солнечной системы, сопряжено с трансформациями энергий. Так, современная астрофизика целиком основывается на изучении энергетических трансформаций в звездах и галактиках. Только на нашем уровне существования у нас есть возможность изучать Бытие и Волю; на всех других уровнях мы можем наблюдать лишь проявления трансформации энергий.

В сфере человеческого опыта, наше субъективное наблюдение за происходящим, в основном, привязано к области чувствительность-сознательность. Именно это мы называем "разумом", или "сознанием". За рамками этой довольно узкой энергетической области мы можем наблюдать практически одни лишь результаты трансформаций. Это обстоятельство легло в основу разделения на "разум" и "материю", которое, со времен Декарта, считалось многими философами абсолютным. Введя понятие "относительности материальности", мы, тем самым, уходим от такого разделения, но мы должны объяснить сущность различий между сознательными и бессознательными умственными процессами. На третьей лекции я коротко охарактеризовал автоматический, чувствительный, сознательный и творческий источники нашего опыта. На самом деле, это довольно условное деление, поскольку автоматические процессы переходят в жизненные, которые, в свою очередь, переходят в биохимические трансформации энергий на пороге жизни. Таким образом, корни "подсознания" уходят в подлинно бессознательную область, где жизнь возникает на основе инертной материи. Кроме того, имеет место и переход на повышение, то есть, в направлении от сознательности к творчеству, и от творчества к Универсальным Космическим Энергиям, которые я назвал Объединяющей и Трансцендентной. Последние связывают нас с таинственным действием Высшей Воли в Тварном Мире. Безусловно, мы не можем выйти за пределы Творения, в поисках ответа на вопрос: "Зачем был создан этот Мир?" Однако, у нас есть шансы добиться определенных успехов в случае вторичного вопроса: "Если мир вообще должен быть, то почему он должен быть именно таким?" По крайней мере, отчасти, этот вопрос проясняют так называемые Законы Миросотворения и Мироподдержания Гурджиева. Стремление понять эти законы лучше является одной из основных обязанностей каждого существа, наделенного разумом.

Говоря о некой надежде получить ответы на ультимативные вопросы, я не утверждаю, что не останется мистических тайн. При этом под "мистической тайной" я подразумеваю все, что выходит за рамки сознательности. Следовательно, действие трех высших космических энергий - творческой, объединяющей и трансцендентной - следует признать мистическим, за исключением тех случаев, когда оно входит в сознательный опыт. Поскольку наша человеческая сознательность может воспринимать лишь очень небольшую часть этих действий, преобладающим элементом будет всегда мистический. Однако даже на этом не заканчивается тайна. Сама сознательность таинственна, так как не способна описать себя. Сознательность может отделять себя от ощущений, автоматизма и деятельности энергий низших уровней, в результате чего, она способна наблюдать их со стороны, модифицировать и, до некоторой степени, контролировать их. Вместе с тем, сознательность не может наблюдать, модифицировать и контролировать себя. Это и есть ключ к пониманию проблемы трансформации человека: необходимые изменения в структуру нашей сознательности могут быть внесены только действием энергии более высокого уровня, то есть, творческой энергии. Ее действие не может быть хаотичным или произвольным, и подчиняется определенным законам. Последние, в свою очередь, устанавливаются Универсальными Энергиями Е2 и Е1. Мы можем попытаться понять эту высшую деятельность, используя принцип универсального подобия, который гласит, что наши знания могут дать нам ключ к тому, чего мы не знаем. И теперь, мы постараемся понять, как можно выявить "Законы Миросотворения и Мироподдержания" в человеческом опыте, и перенести их на мистическую сферу за рамками нашей сознательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: