Билет № 19. Славянское фентези. (А. Сапковский «Ведьмак»)

Фэнтези – это жанр основанный на иррациональном фантастическом допущении существования неких особых миров, где могут существовать добрые и злые волшебники, мифологические существа и т.д. Предпосылки лежат в мифах и фольклоре.

Отголоски славянского фэнтези появились еще в эпоху просвещения. Развивались утопия и антиутопия (М. Херасков, Ф. Эмин, М. Щербатов, В. Левшин), научная фантастика ("Дворянин-философ" Ф. Дмитриева-Мамонова). Возникший в эти годы интерес к былинам, к славянской мифологии не вылился в появление жанра волшебно-авантюрного романа. В ХХ веке этот жанр стали называть жанром «Меча и магии». А уже в ХХ веке он стал называться на западный манер – "фэнтези" потому что в 90-е годы ХХ века фантастика о параллельных мирах стала развиваться, копируя западные первоисточники, главным образом Дж. Толкиена. Существует мнение, что славянское фэнтези низкопробно. А. Сапковский выработал целую теорию о том, что славянское фэнтези создать вообще невозможно, поскольку о славянском язычестве слишком мало известно. Мифы о славянских богах в чистом виде почти не сохранились из-за христианизации славян, что приводит не только к фактическим ошибкам, но и общему безвкусию текстов. Но эти мифы можно реконструировать на основе былин, сказок, легенд, обрядов и обрядовых песен. А низшая мифология славян (домовые-лешие) сохранилась превосходно и христианским влиянием почти не затронута. Образцами славянского фэнтези служат произведение М. Семеновой Волкодав, и Цикл произведений о ведьмаке Геральде. Самым главным принципом фэнтези является создание вторичного мира, следуя ему Сапковский смешивает элементы реальных мифологических систем и мифологию, вымышленную им самим (кикиморы, лешие, вампиры, русалки, человек с медвежьей головой, разновидности вампиров (бруксы) и т.д. Сюжеты романов о ведьмаке Геральте А. Сапковского достаточно типичны для фэнтези: воин-маг, созданный для того, чтобы защищать людей, путешествует по миру, сражается с нечистью, защищает слабых, восстанавливает справедливость. Помимо заимствований из славянских и западноевропейских мифов А. Сапковский часто использует в своих произведениях мифологию Востока: мантихор (индийские мифы), джинны, (арабские мифы); мифических персонажей, придуманных другими авторами, как, например, хоббит Д. Толкиена. При конструировании «Вторичного Мира» А. Сапковский опирается не только на мифы, но и на сказки, чаще всего литературные. В «Крупице истины»» (роман «Последнее желание»), рассказывающей о любви чудовища Нивеллена и бруксы Вереены, без труда обнаруживаются параллели со сказкой Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Но волшебный цветок превращается в розу, необычность которой заключается лишь в синем цвете, разбойник Нивеллен превращен в чудовище за то, что участвовал в разграблении древнего святилища, а возлюбленная Нивеллен оказывается вампиром. Подобный прием не только позволил А. Сапковскому создать новый, оригинальный вариант известной сказки, но и вновь акцентировать внимание читателей на проблеме выбора. Нивеллен, узнавший о том, что его возлюбленная убивает людей, оказывается перед выбором: позволить Вереене убить Геральта и, следовательно, дать возможность и далее убивать, или же спасти ведьмака, уничтожив бруксу, свою любимую. Таким образом, Нивеллен вынужден выбирать между личным счастьем (любовь) и нравственными принципами (жизнь Геральта), и свой выбор он делает в пользу нравственных принципов. Нивеллен, пожертвовавший своим счастьем ради других, доказал, что он изменился, и тем самым заслужил награду: заклятье оказалось снято и Нивеллен превратился в человека.

Край света. В этом рассказе впервые появляется один из главных персонажей Саги — трубадур Лютик. Геральт и Лютик отправляются на Край Света — в Долину Цветов, Доль Блатанна. Когда-то здесь жили эльфы, но пришли люди и прогнали их в горы. Но эльфы не собираются сдаваться так просто. Они нанимают рогатого «диавола» по имени Торкве, который шпионит за людьми, воруя у них образцы овощей и учась сельскому хозяйству. Жители деревни нанимают Геральта, чтобы он избавил их от дьявола. Появившиеся эльфы связывают двоих друзей и собираются убить их, но явившаяся владычица Дана Меабдх, укрывавшаяся под личиной местной крестьянки, велит отпустить героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: