Система менеджмента качества по определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - это «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству»; она представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.
Все системы менеджмента качества (системы качества), несмотря на особенности предприятий и организаций, направлены на достижение следующих фундаментальных целей:
• рост удовлетворенности потребителей;
• повышение качества и производительности;
• снижение затрат;
• повышение конкурентоспособности;
' улучшение производственного климата;
• охрану окружающей среды.
Система качества должна удовлетворять следующим группам требований:
1) требованиям к системе управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта;
2) требованиям к системе организации производства.
Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов:
|
|
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
3) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы качества.
Организация, принимающая описанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения, что может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.
Основным документом при разработке и внедрении системы качества в организации является Руководство по качеству, содержащее описание системы общего руководства качеством и выполняющее функции постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информационных данных системы.
В крупных организациях документация на систему общего руководства качеством может быть представлена документами трех уровней:
1) общефирменным «Руководством по качеству»;
|
|
2) отдельными «Руководствами по качеству» для различных структурных подразделений;
3) специализированными по функциональному признаку «Руководствами по качеству» (для проектно конструкторских работ, материально-технического обеспечения и т. д.).
При разработке новых видов продукции (услуг, процессов) руководство организации в соответствии с положениями «Руководства по качеству» формирует программу качества, которая оформляется в письменной форме и определяет:
• цели в области качества;
• распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;
• определение используемых процедур, методов и рабочих инструкций;
программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП; процедуры внесения изменений в программу качества по мере выполнения работ;
• прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.
Все компоненты системы качества должны быть постоянно контролируемы. Систематическая внутрифирменная проверка должна обеспечивать оценку эффективности функционирования различных элементов системы качества. Проверки должны проводиться в соответствии с планом, разрабатываемым руководством фирмы и содержащим следующие позиции:
• перечень видов деятельности, подлежащих проверке;
• требования к квалификации проверяющего персонала;
• причины проведения проверки (организационные изменения, текущий надзор или что-либо другое);
• процедуры представления выводов, заключений и рекомендаций о результатах проверки.
Результаты анализа материалов проверки должны представляться в документальной форме руководству организации.
Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандартов ИСО 9000:
• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию;
• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководящие принципы аудита систем менеджмента качества, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основанных на стандарте ИСО 14001.